Программа «По святым местам» продолжает свои поездки по Узбекистану. На этот раз мы оказались в Кувасае. Город этот сравнительно молодой, он был основан в 1954 году, хотя поселения на этом месте появились намного раньше – первые упоминания о них относятся к XIV веку. А в XXI веке здесь начали строить храм святого праведного Иоанна Кронштадтского. О нем наш сегодняшний рассказ.
Название Кувасай с узбекского переводится как «горная речка» или «долина реки». Но, несмотря на такое умиротворенное название, Кувасай – промышленный центр. «Хлебом новостроек» в 1959 году поэтично назвал репортер киножурнала цемент, который производили в Кувасае. Но если цемент скреплял между собой кирпичи советских новостроек, то вера соединила немало жителей этого города.
Священник Александр Боготобин, настоятель храма святого Иоанна Кронштадтского:
– В 90-е годы односельчане собирались в молитвенном доме – здесь недалеко, на улице Набережной.
Еще в 90-е по желанию верующих и по благословению архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира этот новообразованный приход был посвящен памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в феврале 2000 года хокимият (иначе говоря, мэрия) Кувасая выделил в центре города земельный участок площадью почти в гектар под строительство православного храма.
Священник Александр Боготобин:
– 29 марта этого же года по благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира был освящен и заложен первый камень фундамента храма.
Молитвенный дом стал постепенно перебираться в дом Божий. Сюда приезжали батюшки из Ташкента. В начале 2000-х здесь была совершена первая Божественная литургия за всю историю Кувасая.
Священник Александр Боготобин:
– То есть до этого времени люди, к сожалению, здесь были лишены этого таинства. Литургию совершил протоиерей Александр Гречушкин. Сейчас он служит в Ташкентской епархии.
Когда храм строили, хотели делать его не по типовому проекту, а привнести что-то свое. И действительно привнесли.
Священник Александр Боготобин:
– По рассказам постоянных прихожан, они собирались и сами что-то придумывали, смотрели на похожие российские храмы. И вот спроектировали что-то свое. В этот храм очень много вложено. Прихожане даже рассказывают, что если разобрать фундамент храма, то в цементе можно найти много крестов.
Спрашиваю: «Почему?» – «Потому, что много было случаев, когда у рабочего во время работы крестик сорвался, упал в раствор – человек побежал в лавочку, купил еще один крестик. И так бывало, что раз по 20 крестик срывался – лопатой задели или еще что…» Так что в фундаменте храма очень много таких орудий православия, орудий Христа. Можно сказать, что не только пот и молитвы, но и такое орудие против лукавого у нас заложено.
Кажется, что храм не расписан. Но взгляните наверх.
Священник Александр Боготобин:
– У нас здесь роспись делала знаменитая, можно сказать, Кристина Фрагали. Она преподает в Ташкентской семинарии церковное искусство. И она согласилась сделать в нашем храме такое чудо – очень красиво, тепло даже, насыщенные цвета. Иногда стоишь, под купол посмотришь и даже прямо вздыхаешь. Здорово!
Молодой кувасайский приход духовно окормляло немало священников. Нынешний настоятель отец Александр здесь не так давно. В Кувасай батюшка приехал со своей семьей.
Священник Александр Боготобин:
– В прошлом году я заступил. Слава Богу, место благодатное, нравится. Люди рвутся в храм, хотят познать Бога, хотят молиться. Им сообщишь, что будет служба, – они прибегают сразу. Потихонечку как-то так…
Храм новый, но здесь уже есть свои святыни. Вот эта икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, небесного покровителя прихода, привезена в Узбекистан из Кронштадта. Посмотрите внимательно: к образу приложена частичка облачения всероссийского батюшки, как отца Иоанна называли во времена его земной жизни.
«Цветы – остатки рая на земле», – так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. И неудивительно, что недостатка в цветах здесь нет. Посмотрите, какой красивый сад, – это цветет черешня. Правда, тишины здесь не будет. Слышите? Это кричат гуси. Здесь при храме настоящее большое хозяйство.
Священник Александр Боготобин:
– Первое, что в глаза бросилось, – большая территория. И мы говорим: «Что делать с этой землей?!» Много чего можно придумать. Мы сразу стали размышлять о том, что если уж увеличивается приход, то на воскресной трапезе, например, должно быть что-то свое – ведь все дорожает, к сожалению.
Кролики и гуси стали первыми жителями двора рядом с храмом, потом появились курочки.
Священник Александр Боготобин:
– У нас здесь небольшая ферма, которую мы хотим увеличить. Гуси, курочки, козочки у нас есть. Как я уже говорил нашим прихожанам, у нас есть курочки японского, русского, узбекского производства в сотрудничестве с Русской Православной Церковью. Уточки у нас тоже есть, хрюшки бегают неподалеку. Земля позволяет – будем расширяться.
– Но это же дополнительный труд!
– Трудимся, да. Особенно нам не было скучно в первую неделю Великого Поста. Если утром скотину кормишь, потом идти на службу не очень хорошо, так как от тебя пахнет. Они так же постились, как и мы. После службы выбегаешь, быстренько покормишь, травушки накосил – и обратно на службу.
Приходится вкладывать время, нервы, терпения уход за скотиной требует. Казалось бы, ходят они, травку щиплют, и ничего с ними делать не надо. Но все-таки требует это времени. Ведь они и болеют тоже – надо следить за этим. Корма требуют большого внимания. Так что самотеком не получится. Например, надо подстричь… Они у меня один раз здесь вообще летали по полю.
– Кто?
– Гуси и утки. Разбегаются и летят, до забора летали они. Их сразу подстригать надо. У нас вот бегает одна цесарка – она и по заборам, и по крышам лазает, залетает. Начинали, конечно, со страхом и риском. Покупать надо маленьких, чтобы они вышли из инкубационного периода, чтобы привыкли к природным условиям. А то ведь их вывели под лампочкой – и все.
Так пока их приучишь, чтобы они стали нормально набирать… Ведь пока они маленькие, им в корма добавляют стимуляторы роста. Некоторые и не выживают. То есть когда вкладываешь в это финансы, рискуешь. Потерь бывает много, если бы не они, сейчас было бы больше голов.
Когда молока от козочек станет больше, планируют раздавать его малоимущим: корысть – здесь не главное.
Священник Александр Боготобин:
– Здесь тоже, к сожалению, хватает семей, которые испытывают финансовые затруднения. Эти наши курочки выручали. Даже во время Великого поста приходится с такими ситуациями сталкиваться. Людям мирского характера сразу не объяснишь, когда дети голодают, не запретишь – это же дети.
Надеемся, что Господь все устроит так, как надо. Он Сам говорит, что должно быть то, что душеспасительно, полезно для окружающих, чтобы у человека было не только «я» и «себе». Так что будем молиться. И, конечно, всех ждем, приглашаем. Земли хватит на всех. Даст Бог, может, из ваших краев кто приедет, остановится у нас.
Здесь народ отзывчивый. Когда я сюда приехал, первое, что бросилось в глаза: здесь в основном люди на «будьте любезны». В столице это редкость, там суета, а здесь тишина. Здесь такое место – не то чтобы рай небесный, но земной. Есть такое ощущение. Благодать Божья присутствует. Даже была мысль скит открыть здесь – территория в принципе позволяет.
В этот храм регулярно приезжает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Вот и в прошлом году глава Среднеазиатского митрополичьего округа поздравил прихожан с престольным торжеством: 14 июня – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий:
– Мы называем его всероссийским батюшкой, к которому в дни его земной жизни приходили люди, чтобы получить от него благословение, исцеление, помощь в житейских и духовных делах. Он и сейчас помогает нам в исцелении наших болезней, в том, чтобы даровать нам избавление от всяких житейских проблем, которые обуревают нас.
Священник Александр Боготобин:
– Когда люди приходят, храм начинает оживать. Иначе он пустеет, и Господь скорбит о том, что есть всё, а люди не тянутся. Но, слава Богу, здесь нет такой проблемы. Люди верят, хотят, чего-то большего ожидают – изменений. Изменения только в духовном воспитании – такова наша работа: научать паству, полагать душу. Душу полагать – иначе никак.
Ведущая Надежда Калинина
Записал Игорь Лунёв
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!