Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Водзимонье – село, основанное на рубеже XVI–XVII веков. Именно тогда сюда пришли первые удмурты. Здешние земли им понравились, и они начали здесь жить, выращивая рожь, ячмень, овес, пшеницу и лен. Да и сейчас люди в Водзимонье большие труженики – и в поле работают, и старинный храм восстанавливают.
Татьяна Ивановна Щеткина, сотрудник храма Вознесения Господня:
– Мне нравится, что активно развивается наш колхоз. Наш председатель, Красильников Владимир Анатольевич, активно участвует в реставрации храма. Из 17 миллионов, которые были потрачены на восстановительные работы, большую часть оплатил колхоз. На эти средства полностью заменили перекрытия – там уже все начало гнить. Работали специалисты, без таких средств мы этого не могли бы себе позволить.
Удмурты – один из самых миролюбивых народов на земле. Они жили рядом и с иудеями Хазарии, и с мусульманами, и с христианами – русскими поселенцами. Первые удмурты крестились еще во времена Ивана Грозного, дальнейшая их христианизация особенно активно проходила во времена Петра I. Православная миссия среди народов Поволжья получила название «Новокрещенская контора» (или «Контора новокрещенских дел»).
Протоиерей Владимир Бобров, настоятель храма Вознесения Господня:
– Эта контора как раз была организована для священников-миссионеров, которые направлялись в языческие регионы для распространения христианской веры.
Именно это учреждение и поспособствовало тому, чтобы в Водзимонье появился православный храм.
Протоиерей Владимир Бобров:
– Решением Священного Синода от 3 июня 1751 года было выдано разрешение на строительство храма. В том же году строится деревянный однопрестольный храм в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня.
Так, в середине XVIII века в Водзимонье стали совершать первые богослужения. Из документов мы узнаем, что владыка Лаврентий благословил построить рядом с деревянным храмом теплую (тоже деревянную) Христорождественскую церковь, а архиепископ Амвросий в 1818 году повелел строить каменный храм.
Протоиерей Владимир Бобров:
– Строится он по проекту архитектора Дудина в стиле классицизма. Он построен из двух половинок – мы находимся с вами в теплом зимнем приделе, а есть еще летний холодный придел.
Так сейчас выглядит летний храм, где раньше служили в теплое время года. Эту часть в 1915 году немного перестроили по проекту архитектора Ивана Чарушина. Два боковых придела появились здесь в XX веке, и практически перед революцией летний храм решают расширить. Сейчас, как вы видите, в Покровском приделе идет процесс реставрации, а молятся в отапливаемой части храма – в правом приделе Рождества Христова. Первый раз престол здесь освятили еще в 1839 году. В XIX веке здесь была организована образовательная и социальная работа: школа грамотности, церковное попечительство, приют и богадельня. К XX веку все это было забыто: в Гражданскую войну Вознесенский храм был разорен, а церковная колокольня использовалась красными как пулеметная точка.
Протоиерей Владимир Бобров:
– С 1938 года храм бездействовал. В документах написано, что решением правительства Удмуртии от 7 сентября 1941 года храм должен быть передан под клуб. Эти планы не осуществились, в храме было устроено зернохранилище.
Но даже в годы Великой Отечественной войны сюда приходили помолиться люди, а уже в августе 1947 года церковь официально возобновила свою деятельность. Половина храма, правда, продолжала быть зернохранилищем, а богослужения стали совершаться в теплом приделе. К этому времени уже дала свои плоды антирелигиозная агитация.
Татьяна Ивановна Щеткина:
– Храм у нас в честь Вознесения Господня, и вот на праздник, когда было очень много людей, один мужчина взял баян или аккордеон, залез на колокольню, начал петь и играть на своем инструменте. Батюшка вышел и сказал: «Зачем ты так кощунствуешь? Нельзя, сегодня большой праздник», а он играет пуще прежнего. Женщины, которые мне это рассказывали, до сих пор живы. Они говорили, что везде светило солнце, а над нашим храмом образовалось маленькое облачко, и этого мужчину убила молния.
Путь к вере для Водзимонья был непростым.
Татьяна Ивановна Щеткина:
– Конечно, тяжело было перешагнуть через барьер, появившийся в советское время. Здесь у нас тогда служил приезжавший из Воткинска отец Алексий Белоногов. Он нас крестил целыми семьями (мы, например, были некрещеные в связи с тем, что моя мама была партийная). Когда мы пришли сюда на вечерню, была весна, по улице текли ручьи… «Давай выйдем?» – «Давай». Тут отец Алексий к нам навстречу идет и говорит: «Что, устали, да?» – «Устали, батюшка». Это был первый раз, когда мы пришли в храм. «Да, – говорит, – грехи-то вниз тянут». И после этих слов в душе произошло какое-то перерождение.
В советское время сюда приезжали паломники из Кировской области (в прошлом Вятская губерния).
Татьяна Ивановна Щеткина:
– Здесь в старые времена было благочиние. В храме было три священника, два диакона и очень много людей. Я помню, сюда пешком приходили даже марийцы из Кировской области. Мы, когда ходили в школу, всегда смотрели с удивлением на то, как они, а их было до 30 человек, идут в национальных костюмах: в головных уборах с монистами и в белых юбках, тоже полностью обшитых монистами. К очень большому сожалению, поколение, которое ходило в национальных костюмах, уже уходит, а молодежь одевается как все.
Во времена гонений на Православную Церковь этот храм стал пристанищем для икон из разрушенных вокруг церквей. Сохранились здесь и свои святыни.
Татьяна Ивановна Щеткина:
– Я хотела рассказать про икону Божией Матери «Почаевская». Эта икона была написана усердием семьи Семенихиных (сзади есть табличка) именно для села Водзимонье. Привезли как-то одну женщину, которая сильно болела. Она всю службу простояла на коленях, проплакала. Но после произошло чудо, она стала здоровой.
После исцеления она рассказала, что молилась дома, ей во сне явилась Божия Матерь и сказала, что есть икона, которая находится в Водзимонье. Она даже не знала, где находится Водзимонье, но, расспрашивая, узнала и приехала сюда.
С октября 1994 года старостой Вознесенского храма стал Александр Владимирович Щеткин, будущий настоятель этой церкви.
Татьяна Ивановна Щеткина:
– Он работал в школе, преподавал военное дело. И когда мы приходили в храм, отец Алексий приглашал его в алтарь и предлагал стать священником. Ситуация разрешилась, когда владыка Николай срочно вызвал его в Перевозное. Храмы реставрировались, строились, священников не хватало... Я говорю: «Батюшка, нельзя отказываться; значит, такова воля Божия».
У нас нет академического образования: как бабушки научили петь, так мы и поем. Главное, что прихожане не жалуются. Наоборот, они говорят, что понятно каждое слово. Действительно, мы стараемся четко проговаривать все слова, чтобы каждый человек проникся смыслом богослужения.
Особенность этого храма еще и в том, что на каждой службе часть ектении можно услышать на удмуртском языке. Когда сюда из Ижевска приезжает удмуртская община, богослужение совершается полностью на удмуртском языке. В храме есть электричество, но по большим праздникам на паникадиле зажигают свечи.
В прошлом году церкви исполнилось 190 лет. Для многих жителей Удмуртии, Урала и Поволжья этот храм связан с самыми теплыми и светлыми воспоминаниями. Хотите, чтобы и у вас было так же? Приезжайте в Водзимонье – гостям здесь всегда рады.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!