Программа «По святым местам» приветствует вас из города Пскова. Единственный сохранившийся на сегодняшний момент храм, постройки начала XV века, – церковь святителя Василия Великого на горке. Об этом храме наш рассказ.
Протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма святителя Василия Великого:
– Любят этот храм, потому что он стоит в экзотическом месте – в центре города в детском парке на горочке, и практически все население, которое выросло в Пскове, каталось с этой горки. Сюда приводят детей, зимой ставят елку, иллюминация кругом, и все народные гулянья проходят здесь. Для всех этот храм особенный, семейный. Наш знаменитый поэт Александр Николаевич Яхонтов (1820–1890), похороненный в Камно, – из рода основателей этого храма.
А началось все с великого князя Александра Михайловича Тверского. В 1327 году он, спасаясь от татар, принял княжение во Пскове. Примерно через пять лет к нему приехал из Курляндии немец по имени Кристофер Карл Доль, который крестился с именем Василий и стал чиновником двора князя Александра Михайловича. На горке Василий Доль решает построить храм в честь своего небесного покровителя с приделом в честь праведного Алексия, человека Божия. Имя Алексей носил сын Доля.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Насколько можно судить, эта горка была древняя, историческая, и, вполне возможно, здесь было какое-то древнее кладбище, потому что, когда мы делали исследования, археологи нашли огромное количество костяков.
Рядом Василий Доль возвел храм в честь небесной покровительницы своей жены и дочери – мученицы Анастасии Римляныни. Было это в первой половине XIV столетия. Еще в конце XIV века рядом с храмом построили Васильевскую башню, на которой установили звонницу, а на ней так называемый сполошный колокол, предупреждавший жителей города в случае опасности. Так, в XVI веке он оповестил псковичей о приближении войск Стефана Батория. Зеленым кругом обозначено место, где стояла Васильевская башня. Дело в том, что в Средневековье храм входил в состав так называемого «среднего» города. Одно из укреплений этого города как раз и находилось на Васильевой горке (на плане звонница храма под №11). Мы уже говорили о том, что это единственный храм начала XV века в Пскове.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Архитектура храма XVI века. Видимо, его глобально перестраивали. Возможно, когда Иоанн Грозный переселил сюда москвичей, москвичи его и перестраивали, потому что у нас в храме ярко выражена псковская архитектура, но есть элементы и московской – круглые колонны, как в Успенском соборе Московского Кремля. Если вы посмотрите в других храмах, колонны массивные, квадратные и есть подклет.
XVI век – время расцвета храма. А вот XVII и XIX века – период лишений. Церковная реформа Екатерины II привела к обеднению прихода, он стал малочисленным, и его приписали сначала к рядом стоящей Никольской церкви, а потом к Крыпецкому монастырю. В царское время храм даже хотели снести, но потом передумали – все-таки колокол церкви предупредил псковичей о нападении врага, но церковь пустовала, и лишь раз в год из Крыпецкого монастыря сюда приходил крестный ход, а с 1921 года службы здесь и вовсе прекратились по распоряжению советской власти.
Протоиерей Андрей Большанин:
– После революции здесь были старообрядцы какое-то время, потом пытались сделать одно из подразделений музея, но не вышло. Были здесь склады, внизу археологи накопали огромное количество костей, их потом пришлось вывозить.
А в годы Великой Отечественной войны церковь была сильно разрушена в результате прямого попадания бомбы.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Советские реставраторы (спасибо им огромное) привели его в достаточно приличное состояние, благодаря этому он выстоял.
Храм стали использовать как хранилище документов и артефактов, но в начале 2000-х здание буквально бросили, оставили без охраны, сняли сигнализацию, и дом Божий стал прибежищем для бродяг; 5 августа 2002 года на пункт приема сообщений 01 поступила информация о возгорании храма. Пожарные сразу же выехали на происшествие, но боролись с огнем около пяти часов. Дело в том, что пламя перекинулось на балки, забралось под кровлю храма, в результате чего обрушилась южная стена и рухнул свод. Казалось бы, случилась настоящая беда, но несчастье, как говорится в пословице, помогло: обвалившуюся при пожаре стену взялись ремонтировать власти.
Протоиерей Андрей Большанин:
– В 2003 году государство выделило средства. Обвалилась одна из стен, это все немного отреставрировали. Когда в 2003 году Церкви передали храм, он был в жалком состоянии, но, по крайней мере, стены уже не отваливались. Промысл Божий: человек хотел навредить, а сделал то, что привело к лучшему, – храм по благословению митрополита Евсевия отдали в 2003 году. Росписи начали делать при митрополите Евсевии, а закончили при митрополите Тихоне, нынешнем митрополите. Иконостас, иконы, росписи, все, что вы здесь видите, делалось на средства нашей общины. Потихонечку продолжаем делать, изготавливаем разную утварь.
В 2003-м здесь состоялось первое богослужение.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Очень дружная наша община: много причастников, много деток. Две литургии служим по выходным и праздничным дням, а так литургия ежедневно – у нас многоштатный приход.
Здесь как в теремке – место найдется всем людям с добрыми намерениями.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Иконостас писал наш прихожанин Александр Кетросан, и роспись он сделал. Храм хорош тем, что он в одном стиле, нет эклектики, все написано его рукой – и роспись, и иконы. А басму делал новгородский ювелир Николай Камакин. Мы сами собрали средства на реконструкцию храма, здесь была четырехскатная кровля (ее снесли примерно в XIX веке), не было главки над приделом. Заказали проекты у новгородского федерального архитектора Виктора Александровича Попова, он нам их сделал, а потом уже добрый человек Нина Михайловна (Царство Небесное), которая работала в министерстве в Москве, благодаря этим проектам пробила нам средства. Мы восстановили медные кровли, позакомарное покрытие – это из ряда чудес, потому что нам это было бы не поднять никакими силами, ведь это могут делать только лицензированные строительные организации, да и колоссальные средства нужны. Государство нам это сделало. А так – все сами.
Удалось восстановить пространство, где сейчас расположен крестильный храм.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Здесь же у нас проходит исповедь. Так как храм небольшой, исповедники все стоят в этом приделе, спокойно исповедуются, потом идут туда молиться, чтобы друг другу не мешать. В свое время здесь обрушился свод. Благодаря тому, что мы сделали проекты с новгородским архитектором Виктором Александровичем, на федеральные деньги эти своды, главки были восстановлены. Остальное все родное.
Но самая главная красота не та, что снаружи, а та, что внутри, – в храме организована работа по помощи нуждающимся.
Протоиерей Андрей Большанин:
– При храме Галина Антоновна, наша прихожанка, в свое время организовала благотворительную организацию «Белый цветок». Такая благотворительная организация была еще при царе Николае, поэтому так же назвали свою организацию. Все хотят, чтобы батюшка во всем принимал участие, а я говорю: «Давайте вы сами, а если нужна будет какая-то помощь, я всегда готов». Слава Богу, что я не стал вмешиваться, настолько у них огромная деятельность, что даже если брать наш Псков маленький, в группе «ВКонтакте» у «Белого цветка» 13 000 подписчиков. Деятельность неимоверная, огромная – вещи собирают и отвозят, нищих кормят у вокзала, сейчас беженцам помогают. Особенно ориентирована организация на матерей-одиночек, беременных, многодетные семьи. Самое интересное, что многодетные родители не только помощь получают, но и сами потом становятся волонтерами. Теперь, если кого-то из сотрудников нужно в храм, я звоню Галине: «Нужен хороший человек». Сейчас у меня уже два ценных сотрудника именно оттуда. Они сами многодетные мамы, но настолько все сплоченные, трудолюбивые и ответственные, что таких больше нигде не найдешь.
Все мы знаем святого Василия Великого как философа и богослова, одного из трех вселенских учителей и святителей, но при жизни угодник Божий воплотил и идеалы благотворительности. Жертвуя сам, он воодушевлял своим примером на дела милосердия и других, жизнь проповедника и богослова Василия Великого была наполнена добрыми делами, которые он творил для простых людей. Святитель даже раздал все свое богатство, потому что знал, что главное сокровище – это вера и Бог.
Протоиерей Андрей Большанин:
– В храме не было мощей святителя Василия Великого, и в прошлый праздник святого у нас служил митрополит Тихон и преподнес нам такой замечательный подарок. Этот мощевик был с подставкой, приобретен в католическом храме в Милане. Это настоящие сертифицированные мощи с печатями, со всеми проверками. Когда владыке преподнесли эти мощи, он с ними приехал к нам на престольный праздник, и было чудо – когда он их дарил, было ощущение, что сам святитель Василий Великий стоял рядом с ним. Теперь у нас есть в храме мощи святителя Василия Великого. Мы очень благодарны нашему митрополиту, могу похвалиться, что он наш храм любит, и мы его тоже любим.
Святителя Василия не зря называют Великим. Совершая добрые дела и любя Господа, можно удостоиться этого звания и так остаться в памяти людей.
Протоиерей Андрей Большанин:
– Слава Богу, храм замечательный, один из лучших. Я просил, прости Господи, чтобы мне дали это храм, – я был рукоположен в Троице-Сергиевой лавре в академическом храме именно в день Василия Великого. Меня назначили, а я думал: «Как же мы все здесь поместимся? Такой маленький…». А у нас здесь и приделы есть, и крестильня отдельная с полным погружением – все, что нужно, есть. Маленький, да удаленький. Кроме меня здесь еще три священника и община большая – всем хватает и поисповедовать, и послужить, и помолиться.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!