Плод веры. Игумен Лука (Степанов). Часть 2

27 октября 2020 г.

Что заставило променять бурную жизнь в мегаполисе на уединение в полуразрушенном монастыре в Рязанской области? Кто и как помогает возрождать обитель? Рассказывает игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, кандидат исторических наук, писатель, телеведущий. 

– Сегодня мы продолжаем наш разговор с игуменом Лукой (Степановым), настоятелем Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря. В прошлой программе, уже в самом конце, Вы сказали очень интересную фразу. На вопрос «что Вас ввергает в уныние?» Вы ответили, что, по сути, ничего, кроме нескольких людей, которые являются недоброжелателями и тем самым нарушают Ваш душевный покой. За что Вас можно не любить?

– Слишком много о них знаю.

– Но это же никак не сказывается на Ваших действиях по отношению к ним?

– Да, но там уже список претензий разрастается каким-то демоническим образом до гиперболических размеров и ужасает потому, что сравним с какими-то адскими пузырями по попущению Божию для моей пользы. Святитель Григорий Богослов говорил: когда в отношении тебя изрыгается злоба, есть два выхода. Первое – то, что может быть небезосновательно, принимать с благодарением для большего трезвения и осторожности в жизни. А жить действительно надо с большой опаской. Как говорит Феофан Затворник, «опасаться же есть чего», имея в виду страх Божий, исправность нашего служения. А второе – то, что в отношении тебя несправедливо, принимать как «целебную грязь» (это тоже слова святителя Феофана). И поношение поносящих Ти нападоша на мя, как говорил царь Давид о неизбежных тяготах на пути подражания Христу и следования за Ним. Блажени есте, егда поносят вам… и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. В этом – попущение Божие, которое имеет целью душевную и духовную пользу.

– Если порассуждать о богооставленности, о которой пишут и Силуан Афонский, и другие отцы, то что это? Как это чувствуется? Сталкивались ли Вы с этим и как это преодолевать?

– Да, со словом «богооставленность» я сталкивался. Могу поделиться одним ярким воспоминанием. У меня есть очень любимый батюшка (многие его знают), чудный старец отец Василий из Вышенского женского монастыря. Когда я был возведен в иеромонахи и направлен в эту обитель, мы с ним вместе служили. Он мне сказал как-то: «Обычно вы сюда приезжаете с веселой многолюдной компанией…» А мы тогда устраивали православные лагеря для московских детей на Выше, в Эммануиловке возле чудного храма преподобного Сергия Радонежского. Это необыкновенные и благословенные места! Мое пребывание там в период, предшествующий моему священству, было связано со множеством забот о детях. Но при этом была и радость от праздников, совместных служб. И отец Василий продолжает: «А вот теперь-то у тебя другое: все разъедутся, придет зима, все засыплет, и такая может возникнуть богооставленность!» Вот это слово он употребил. Но когда все разъехались, ежедневное богослужение возле мощей святителя Феофана, которые были вскоре перенесены в монастырь по благословению патриарха Алексия II (Царство ему Небесное), доставляло столько радости! Я думал: до чего же здорово, что все разъехались! То есть, наоборот, появилась радость от этого уединения.

Тогда я начал читать Феофана Затворника. Это, пожалуй, один из самых главных моих университетов, несмотря на окончание Свято-Тихоновского института тогда еще, теперь – университета. Тем не менее погружение в наследие святителя Феофана рядом с его мощами (я и жил в храме, где они находились, и служил там же) представляло череду радостных открытий. Оно дало опытно познать то, что ежедневный богослужебный суточный круг является опорой монашествующего, обеспечивает его душу необходимой теплотой, которая нужна для «выживания». Когда я занимался легкой атлетикой в юности, бегал 10–20 км. И вот с тобой бегут ребята еще крепче тебя, ты слышишь их дыхание, свое дыхание. За счет чего выигрывать? Побеждать-то все равно надо. Я не был самым прытким бегуном, но тем не менее терпел, не сходил с дистанции. Думаешь, на что поставить, если кросс. Пошире шаг? На финальном этапе, когда последние 100 м остаются, уже включается второе дыхание и беспощадность к себе. Так и здесь: за счет чего выживать будем? А вот, оказывается, богослужение обеспечивает той достаточной и абсолютно необходимой благодатью, к которой все остальное прикладывается, если ты с ней соприкасаешься, в ней находишься.

 Поэтому Феофан Затворник и говорил о жизни в затворе с ежедневной литургией, что выше ее только Царство Небесное. Правда, надо еще учесть и его непрестанную молитву ко Господу. Для нас он прекрасный и недосягаемый пример. Как говорил преподобный Паисий Величковский, толкуя Книгу Бытия, Адам, поставленный в раю делати его и хранити, – это образ монашествующего, да и всякого христианина, который призван возделывать рай, то есть прежде всего участвовать в богослужении. А «хранити» – это поддерживать свое внутреннее перед Богом хождение и непрестанную молитву, к чему надо стремиться. Монаху четки, а мирянам скорби призваны постоянно напоминать о молитве: «Господи, помилуй». Куда ни посмотри, люди жалуются, что в городе искушения, но это как раз лучшее подспорье для непрестанной молитвы. У святого спрашивают: «Кто Вас научил молиться непрестанной молитвой Иисусовой? Сейчас, говорят, нет таких наставников». Он говорит: «Бесы. Они мне досаждали-досаждали, я сопротивлялся-сопротивлялся: “Господи помилуй!” Вот так и привык». Привычку уже не отнимешь. Конечно, это дело особое, и без ревности к нему трудно, как и без наставников.

– Понимаю, что мой приготовленный вопрос о том, что Вы чувствовали, променяв мегаполис на полуразрушенный монастырь, уже неактуален, но все-таки первый раз, когда Вы приехали туда, что увидели, почувствовали, о чем подумали?

– Если говорить о Выше и Пронском монастыре, то вхождение туда было связано с детьми, с устройством лагерной радости. Потом меня уже эти места милостиво приняли как иеромонаха, а затем как игумена мужского монастыря. Пронский монастырь мы тоже начали осваивать как детский православный лагерь для рязанских детей, а потом уже прикипели к нему, и обстоятельства так сложились. Знаете, у меня уход в монастырь был своеобразный. Я не поехал ни в Иоанно-Богословский, ни в Псково-Печерский монастырь. Я бывал в них, когда понял, почувствовал, что призвание у меня не к мирской жизни, и выбирал себе монастырь. Тем не менее, посещая эти великие обители и живя в них недельку-полторы (в Иоанно-Богословском и дольше), я возвращался в Москву, не оставляя при этом желания монашества. Потом в центре Москвы открылось Афонское подворье, и я однажды был послан туда духовником. Батюшка, как всегда, говорил ненавязчиво: «Съездите, Игорь Ильич, взгляните, говорят, открылось хорошее новое место, представительство русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве при Святейшем Патриархе Московском».

Я туда вошел и как домой попал. Это было недалеко и в центре Москвы. И через два года в этот же день я сподобился монашеского пострига с именем Лука. Если вы помните, я рассказывал про польского друга, который меня, еще неверующего, некрещеного, возил по католическим святыням в Польше. Он потом мне подарил Библию, в которой была одна-единственная закладочка – икона апостола и евангелиста Луки. Логическим образом связать это совершенно невозможно. Настоятель мне признавался, что если моего собрата Серафимом хотели постричь (он был регент,  яркий, послушный, сейчас – иеромонах в нашем Пантелеимоновом монастыре на Горе Афон), то как назвать меня, не знали до последнего. Он уже ножницы занес и назвал меня Лукой по наитию. А это как раз та единственная иконочка, оказавшаяся за год до моего крещения и за восемь лет до пострига в моей первой Библии. Здесь, конечно, пути Господни. Поражает ведение Бога каждого нашего волоса! Так что я ушел не очень далеко.

 Потом, уже будучи иеромонахом (тогда были определенные обстоятельства в жизни Пантелеимонова монастыря и нашего подворья в Москве), по благословению духовника я принял сан игумена. Хиротонисал меня митрополит Симон, чудный наш старец, возлюбленный всей Рязанской земли, не без моего горячего желания. Честно сказать, я не мог и мечтать быть рукоположенным и служить у мощей моего любимого святого. Как уставщик и эконом я следил и за хозяйственной жизнью, и за всеми богослужениями. К нему я возил детей, но чтобы стать священником именно там – это казалось невозможным, скорее мне светил Афон или Москва, Подмосковье: в Москве прошли мои два года послушничества и пять лет монашества.

Получилось так, как получилось, и в этом Промысл Божий. На Вышу я уехал не монахом, а уже иеромонахом. Монахом я был как раз в центре Москвы. Но меня поражает, что столичная жизнь совершенно не мешала нам налаживать жизнь монастырскую. Мало того, не так давно я встретил настоятеля, при котором мне было нелегко на Афонском подворье. Он сейчас на Горе Афон в братии Пантелеимонова монастыря. Я стараюсь чаще там бывать. Святая Гора – это мое любимое место, особенно люблю братию Свято-Пантелеимонова монастыря. Встретив меня, он захихикал и говорит: «Ну конечно, я вас на подворье перегружал». А времени было тогда в обрез. Службы огромные!  А этот настоятель был очень въедливый. Надо было не то что вовремя, а заранее приходить. Кто Афонское подворье посещает, тот знает, что и сейчас там слышны отзвуки тех времен, а тогда, в конце прошлого тысячелетия, богослужения были безразмерными! Вывод, который он сделал: «Но зато некогда было грешить». Я говорю: «Точно, батюшка, так и было». Потому что эти семь лет прошли как одно дыхание. Плотный график довольно жесткой жизни совершенно избавлял от серьезных искушений даже в центре Москвы. Это как довод для тех, кто говорит: мы в городе живем, что вы от нас хотите? И мы жили посреди города недалеко от метро «Таганская». Это чудное подворье! Там сейчас все наши братья, с которыми мы росли на подворье, поэтому особенно радостно бывать там изредка. Можно при достаточной нагрузке всякого рода послушаний и посреди Москвы налаживать монашескую жизнь.

– Как Вы сейчас налаживаете монашескую жизнь в Пронском монастыре?

– Непросто это. У нас прежде всего богослужение. Мы вдвоем с собратом служим. Если я в монастыре, то всегда я служу, а он на клиросе помогает. В соборный праздник вместе служим. Когда я путешествую по разным послушаниям, тогда он служит. Вот это основа. Количеством братии не похвалюсь, хотя последнее время в этом отношении успокоился. Раньше у меня было несколько десятков трудников, но это все очень непросто. Из людей, пришедших по очень разным мотивам и очень часто вовсе не ради монашества, не по зубам мне какую-то братию сформировать. Послал бы нам Господь опытного духовника, который бы по преимуществу исповедовал братию, прихожан, наверное, количество монахов увеличилось бы. Я стараюсь исповедовать наших насельников и прихожан и сам служу как могу, но тем не менее понимаю, что это не тот формат, при котором  молодые и горячие, пламенеющие любовью ко Христу и желающие подвижнической монашеской жизни собирались бы в Пронске. Собираются они на Валааме, в Троице-Сергиевой лавре – в этих великих обителях, потому что там есть духовники. Скорее всего такая мотивация. Мы все призваны исповедовать, вновь оговорюсь, но это все-таки не совсем то, что я вижу в собственном духовнике, в духовниках многоопытных, которые есть в некоторых наших обителях; например, в Пафнутьевом Боровском монастыре. Думаю, что это все-таки главнейшая жемчужина, даже если мы говорим о количественном возрастании братии, потому что таких людей ищут, к ним стремятся, в таких обителях селятся и живут.

Я много поездил по миру и знаю, что вокруг Средиземного моря очень много маленьких монастырей, как на Горе Афон, где по два-три брата, и этого достаточно. Хорошо, когда братия растет, но, как я уже сказал, тут особые духовные условия должны быть. А в таком небольшом формате совершать службу, восстанавливать храмы – тоже немаловажное дело. Мы возрождаем наши монастырские святыни, соборы. Для этого как раз трудники и годятся. Они живут, трудятся в монастыре.

У нас есть еще одно направление – это воспитательная деятельность. С 1 июня до 31 августа, как правило, 70–80 человек детей отдыхают у нас в лагерях и отечественных, и зарубежных, целые православные семьи. В течение учебного года проводятся семинары, педагогические и студенческие выезды каждые выходные. Либо кто-то из Москвы, либо какие-то вокальные лагеря у нас бывают, шведы православные собираются у нас уже три года подряд целым большим приходом вместе со своим настоятелем, волонтеры Рязани, кадеты Москвы. В общем, жизнь у нас довольно активная. При поддержке президентского и патриаршего грантов мы почти каждый год что-то пишем. При поддержке педагогов нашей кафедры теологии реализуем разные образовательные, просветительские, воспитательные программы, в них монастырь всегда очень активно участвует. Почти в каждый крупный проект по реализации президентских грантов мы вписываем и проведение детского лагеря по определенной тематике. Последний в том году был «Цветы на поле боя», по воспоминаниям войны, которые дети записывают от своих бабушек и дедушек и творчески осмысливают. До этого был: «Собираем память по крупицам», краеведческой направленности, по изучению святынь Пронской земли, включая Рязанскую область. И все это дополняется математическими сменами, которые проводятся у нас в обители.

А с православной молодежью, в том числе и из зарубежных стран, уже достаточно устойчивые отношения сложились. В прошлом году представители 11 стран собрались у нас в Пронске на замечательном семинаре «Духом едины». Надеемся в следующем году повторить встречу. Так что вот такая деятельность у монастыря. Может быть, кому-то она покажется недостойной, но есть пример – остров Кипр, чудный остров с различными монастырями. Есть со строжайшим, афонским, уставом, куда женщин не пускают, – Ставровуни, на вершине 1000-метровой горы, там все в лучшем виде, как у великих подвижников. Есть монастыри «помягче», например Махерас. Он тоже среди гор, там также афонский устав, но менее строгий, туда пускают паломниц, а не только паломников. Есть монастыри, которые, кроме своей обычной богослужебной деятельности, специализируются исключительно на иконописи. Например, монастырь под Пафосом, святого Неофита Затворника. Там не более 12 братьев, как установилось издревле, и они по преимуществу занимаются церковным творчеством. Есть великий, наверное, известный всем царский Киккский монастырь. Там и замечательное производство спиртных напитков, и миссионерство, и образовательная деятельность, и благотворительность – чего только нет! Но там иногда можно на братской трапезе и мясо увидеть. То есть уровень поста другой. Этим примером кипрской древней православной земли я воодушевился. У каждой обители свое призвание, своя мера аскетизма, определяемая настоятелем с братией в связи с теми задачами, которые решает монастырь в отношении служения Церкви и служения миру.

– Кого вы ждете, кому будете рады в обители?

– Чем хуже, тем лучше – помочь самым скорбящим, но чтобы не повредиться самим. Недавно заехал один случайный гость, бывший начальник, говорит: «У вас братии-то сколько?» – «Да вот немного». – «А что же так трудников мало?» – «Не всех берем». – «В монастыре должны всех брать». Я говорю: «А Вы были когда-нибудь начальником, возглавляли какую-нибудь организацию?» – «Разумеется». – «Так Вы всех подряд брали? У Вас что в организации было бы? Не развалилась бы она случайно?» Хочется, конечно, оказать милость и помощь нашему студенчеству, молодежи, которая, к сожалению, оторвана от Церкви, от духовной помощи, которая для них Господом приготовлена, а они к ней никак не пробьются. Сейчас у меня ожидается байкерский православный съезд. Мы таким очень рады, тут уже с православным сознанием. Другое дело, когда есть возможность, например, проводить лагеря волонтеров для современной молодежи, в удобном помещении, где кормят, и в программу включено знакомство с монастырем, посещение службы для желающих, ненавязчиво. Мне кажется, из нашего служения это самое трепетное.

Прекрасно, когда чада Церкви, паломники собираются. Они и службу ценят, и радость, мир и покой Пронской земли, ее красоту необыкновенную понимают. Но самое желанное – когда заезжают залетные, кому пока это еще не так близко: ни молитва, ни службы, ни исповедь. А что касается гостей – «иных уж нет, а те далече» – всегда самая большая радость от встреч с духовником. Мы любим архиерейские службы, когда они у нас бывают. Управляющий Рязанской епархии с любовью, вниманием относится к нашей обители. И бывает такая полнота радости духовной, апостольской благодати! Но когда духовник приезжает – это совершенно особое состояние всего монастыря и меня в частности. Приезд батюшки – это всегда высшая духовная радость. Обычно все, кто прослышат о нем, сразу прибегают, и жизнь в обители на несколько дней настраивается на особый солнечный и благодатный лад.

– Спасибо огромное за беседу!

– Благодарю Вас! И телеканалу «Союз» будем рады. Приезжайте, у нас есть где отдохнуть, где помолиться. Храни вас Бог!

Ведущий Александр Гатилин

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 19:00

Анонс ближайшего выпуска

Об уникальной истории надвратных икон Московского Кремля и работе по их воссозданию рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать