О земном и о небесном. Петров пост

1 июля 2024 г.

Приближается Петров пост. О его особенностях и традициях поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Почему летний многодневный пост в честь святых равноапостольных Петра и Павла имеет сразу несколько названий и в чем его особенность?

– Действительно, его называют по-разному – и Петров, и Апостольский. Так или иначе названия связаны с тем, что этот пост является неким духовным предуготовлением к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И вообще связан не только лишь с апостолами Петром и Павлом, но со всеми апостолами как первыми служителями Христовыми. По сути, это воспоминание рождения Церкви, поэтому день является таким важным, что показывает нам различные формы служения внутри самой Церкви. И естественно, что к нему должна быть некая подготовка.

Любое торжество требует подготовки или духовной, или физической. То есть, условно говоря, уборку сделать нужно перед праздником. Естественно, то же самое и в нашей духовной жизни происходит. Есть некоторые вехи, некоторые точки в календаре, в нашей жизни, на которые мы обращаем внимание чаще, чем на иные, и используем их как некие ориентиры, путевые столбы: что было, что впереди, где я сейчас нахожусь. И важно соизмерять свою жизнь и внутреннее духовное настроение с тем, что планировалось, какие задачи стояли, например, на этот год. И одной из таких путевых точек является первый летний пост Петра и Павла, в который мы входим.

– Отец Владимир, сколько дней он продолжается и почему считается менее строгим?

– В отличие от Великого поста он действительно менее строгий, но есть вариативность как в строгости, так и в количестве дней поста. Что касается строгих и нестрогих постов, это достаточно условное деление. Великий пост тоже строгий, но если человек, например, болен или имеет какие-то предписания врача, он соблюдает пост в меру своих сил. Так же и здесь. Если человек решит полностью воздерживаться от рыбной пищи и от морепродуктов в дни, кроме среды и пятницы, ему это никто не запретит. Поэтому действительно тут есть некоторое гастрономическое разнообразие – в этот пост можно употреблять в пищу морепродукты и рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

– Кстати, почему именно рыбу? Это ведь тоже как-то связано с апостолами?

– Прямой связи, конечно, нет. Действительно, апостолы были рыбаками, но связь не с этим. Что касается этого поста, нужно понимать, как он появился. Ведь появление чего-то в Церкви – это не случайность (ничего случайного в Церкви нет и все логично и сообразно какому-то смыслу). Есть время в году, в которое следует соблюдать пост (например, мы соблюдаем Великий пост). Но жизнь немного сложнее, нежели какие-то правила и установки. Есть, например, беременные женщины, которые не могут поститься, есть люди, которые находятся на войне… И это не касается нынешнего времени в рамках спецоперации (вообще империя практически всегда воевала, а мы являемся наследниками Константинополя в духовном смысле). И эти традиции установления мы переняли из Константинополя вместе с крещением.

Если кто-то не может соблюдать пост по объективным причинам, он должен был соблюсти некий заместительный (замещающий) пост. Очень удобное время – лето, обилие фруктов, овощей, зелени и прочего, что позволяет человеку достаточно спокойно и легко переносить отказ от тех или иных продуктов. Даже сегодня нам действительно легче. Во-первых, в нынешнюю жару не до еды особо, а во-вторых, с обилием фруктов и свежих сезонных овощей действительно поститься легче с точки зрения гастрономии.

– Кстати, а когда именно этот пост был установлен впервые?

– Уже в ранней Церкви было принято, что следует соблюсти такой замещающий пост, который был очень большим. Сегодня у нас есть и Апостольский пост, и Успенский пост, а изначально эти два поста были одним целым – большой длительный пост. А далее начинается самое интересное, самое важное: мы должны быть помощью друг для друга, ведь Церковь – это социальный организм. Мы все являемся членами одного Тела Христова, а потому можем (не только можем, но и должны) нести ответственность друг за друга и подставить доброе плечо – и словом, и делом быть помощниками тем, кто находится рядом с тобой. И дабы не оставлять этих бедных людей в одиночестве преодолевать какую-то аскезу, мы все вместе соблюдаем этот заместительный пост за тех, кто не мог соблюдать Великий.

Еще одно интересное замечание по этому поводу о том, что действительно это было достаточно сложным испытанием в длительный промежуток времени, и исходя из некой целесообразности было решено, во-первых, разделить его на два поста, а во-вторых, часть от него убрать, чтобы он не был таким длинным. Сейчас Апостольский пост может длиться по-разному – от 8 до 42 дней. По той причине, что он всегда заканчивается в одну и ту же дату – 12-го числа, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. А начинается в разные даты, потому что эта дата строится от Пятидесятницы. А Пятидесятница – переходящий праздник, потому что зависит от Пасхи.

– Как следует с духовной точки зрения провести этот период времени? Может быть, какие-то церковные праздники выпадают на эти дни?

Действительно, как любой пост, он требует некого внимания, внимательного отношения. Прежде всего, когда мы говорим о посте, мы подразумеваем некое воздержание, меру аскезы. Она у всех может быть разная, но это не значит, что нужно искать себе какую-то поблажку, возможность найти какую-то лазеечку. Нет, пост действительно, как мы уже отмечали, несложный, не требующий каких-то экстраординарных усилий от нас в гастрономическом плане. А потому соблюсти его не составляет никакого труда.

Но если бы все сводилось только лишь к определенным продуктам, то пост не был бы постом. Все-таки пост – это время, когда мы проводим большее количество времени в неких аскетических упражнениях. Какова вариативность? Прежде всего, конечно, молитвословие. Это время, проведенное в молитве, в размышлении, общении с Богом, чтении Священного Писания и совершении дел милосердия и любви. Вот три формы, известные нам для совершения правильного поста. Еще, конечно, физический труд. Но он как некоторая необходимость, о которой даже и говорить не приходится. Всем нам приходится трудиться, мы должны это делать, и должны это делать хорошо, потому что у нас не так много вещей, которые мы могли бы посвятить Богу. Мы большую часть своего времени если не спим, то трудимся. И потому у нас, кроме того, чтобы свою жизнь предложить Господу в качестве какой-то своей жертвы, больше нечего Ему предложить. Поэтому наш труд, который мы совершаем, мы исполняем добросовестно и качественно, потому что Богу можно только самое лучшее, самое хорошее предлагать. Труд, который мы совершаем спустя рукава, Богу не посвятишь. Поэтому в плане физического, интеллектуального труда этот вопрос даже не рассматриваем, это само собой разумеется. А вот молитва, чтение Священного Писания, богодухновенных текстов и текстов, связанных с ним (комментариев, святоотеческого наследия), и, естественно, дела милосердия, любви – это совмещение теории и практики. По сути, экзамен такой, такой зачет – Апостольский пост.

Вот прошел очередной промежуток времени, и мы должны какой-то результат показать. А каков он? Надо заглянуть в свое сердце, чтобы разобраться, есть он вообще или нет. И если понимаешь, что, возможно, он недостаточный, то следует трудиться больше. Время поста – время для усердного духовного труда: чтения, размышления, совершения дел милосердия, поддержки ближнего. Таким образом и следует проводить посты. Все иные рекомендации о том, как провести пост, неизбежно скатятся в какую-то профанацию: ешь вот это, не ешь этого, посещай вот это, не ходи сюда. Это просто какой-то детский сад! Все же нам во время поста нужно: первое – выделить достаточное время для молитвы, потому что без этого нет смысла (зачем тебе пост тогда, если ты не молишься?). Второе – это некоторое духовное развитие, изучение, чтение Священного Писания, наследия церковного, святоотеческого. Это то, что позволяет нам возрастать и как-то укреплять свою веру и осознание своей веры. И третье – это практика: теперь все то, о чем ты читал, насчет чего ты разговаривал с Богом, сейчас применяй на практике. Будь исполнителем вот этого Евангелия, заповедей Христа. Если исполняешь, то все верно, верной дорогой идешь. Не исполняешь – чего-то не хватает. Опять смотри первый и второй пункты и таким образом себя корректируй.

– С экзаменом прекрасное сравнение, отец Владимир. Я благодарю Вас.

Ведущая программы Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X