О земном и о небесном. Международный день отца

17 июня 2024 г.

19 июня – Международный день отца. О празднике и его истории поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, третье воскресенье лета – Международный день отца. Праздник призван обратить внимание общества на роль мужчины в семье, в воспитании детей и так далее. Складывается ощущение, что далеко не все папы ответственно относятся к своим обязанностям, раз возникла такая необходимость, или, может быть, причина в другом?

Ни для кого не секрет, что безалаберность одна из ужасных проблем, с которой мы сталкиваемся повсеместно. Она касается не только отцов, но и матерей, подчиненных, начальников и вообще всех. Невнимание к своим обязанностям – первейшая, наверное, проблема, с которой мы сталкиваемся в быту. То, что проводятся такие инициативы, различные праздники, призванные к тому, чтобы в очередной раз обратить внимание на какую-либо проблему, это нужно. Но обратить внимание на что-то и решить вопрос – это немножко разные вещи. К сожалению, надо признать, что какие-то праздники и даты не могут повлиять на человека и изменить его, в данном случае к лучшему. Но это совершенно не означает, что подобные инициативы не нужны. Если хоть что-то из этого получится, выйдет какой-то толк, будет хорошо.

Речь идет не только о том, что никто в этом не справляется, а еще и о том, что кому-то тяжело или не все гладко в этой сфере. Если мы говорим о воспитании детей, мать-одиночка и отец-одиночка вызывают неподдельное сострадание. Это тяжело. Но об отцах-одиночках мы практически не слышим или слышим очень редко. Мы знаем о подобных ситуациях, но даже нет такого определения: мы не произносим «отец-одиночка», для нас это даже как-то странно звучит. И в этом смысле, чтобы поддерживать людей, эти инициативы было бы очень хорошо осуществлять. В любом случае обращать внимание на какие-то проблемы всегда полезнее, чем заметать их стыдливо, что называется, под ковер. Для решения этих проблем нужны комплексные меры – нужно со всех фронтов подходить к этой работе.

– Говоря о неполных семьях, как Вы уже ранее отметили, считается, что даже группа здоровья у детей, которые в них растут, хуже, чем у тех, у кого семья полная. Почему? И какова вообще роль отца в воспитании ребенка?

– Однозначно роль отца высока, если отец действительно участвует в воспитании ребенка. В любом случае ребенку, живущему в семье, в которой одного из родителей нет, тяжелее. И здесь даже речь не о психологической или экономической составляющей, что ему не хватает на что-то, а об эмоциональной.  Ты строишь свою жизнь, тебе нужно пользоваться какими-то установками, чьим-то примером, анализировать реальность исходя из своего опыта. А если опыт недостаточный? Ты не знаешь, как в этой ситуации поступал твой отец (или поступал бы), а ты оказался в этой ситуации. И тебе приходится или советоваться с кем-то, или уже действовать, что называется, наобум. Если же ты был дружен с отцом, видел его реакции на те или иные ситуации, принимаемые им решения, с кем он советовался, с кем говорил, как решал те или иные проблемы, то и у тебя есть некий алгоритм действий – ты ему подражаешь. В этом смысле, конечно, очень жаль, что у нас не сокращается количество неполных семей.

Хорошо, чтобы мама исполняла одни задачи, а папа другие. Но это не значит, что готовить или убирать не может отец и что ребенок не должен такого примера видеть. Нет, все в твоих руках, все ты должен делать, всему должен быть научен. Ты можешь это не исполнять, если есть кому, но уметь должен.

– Для себя, по крайней мере?

– Конечно. А если нет доброго примера для подражания, действительно очень сложно. Это не значит, что все пропало. Можно всему научиться, до всего дойти. Может быть, найдется другой старший товарищ (дедушка, тренер, отец лучшего друга и т. д.), но пример взрослого мужчины необходим. То, каким образом старший мужчина себя вел, как говорил, как поступал, имеет некую проекцию в будущем для ребенка. Он понимает, что это вот так, и делает оценки, что было верно, а что нет. Но так или иначе детки все равно первое время подражают родителям. Они поступают так, как заведено в семье. Поэтому в этом смысле, конечно, ужасно, что некоторые не имеют такой возможности.

– У людей православных Господь – наш Небесный Отец. Почему именно Отец, ведь известно, что у Иисуса Христа даже детей не было?

– Мы исповедуем Бога Отцом, исповедуем единство Троицы, потому Бог для нас Отец. Даже не в контексте Господа Иисуса как воплощенного Слова Божия и Второй Ипостаси, а вообще в целом Бог для нас Отец. Что касается буквального отцовства, здесь речь идет именно об Отце в нескольких плоскостях. Первое, естественно, – это Творец жизни, Творец мира. И воспитатель, и наставник, и утешитель, и ближайший учитель – это образы, присущие Отцу. В этом смысле мы говорим о Боге как об Отце.

Часто можно услышать такие слова: «Посмотрите текст Священного Писания. Господь нам говорит никого не называть учителями, никого не называть отцами. А что же это такое: в церковь зайдешь, там отец такой-то, отец такой-то? Не исполняете заповеди, выходит?»

– Почему батюшки и святые отцами называются?

– Тут достаточно все просто. Если мы будем вырывать слова из контекста Священного Писания, все получится именно так, что это странная заповедь, которая никогда в Церкви не соблюдалась, потому еще апостол Павел говорил: у вас много воспитателей, наставников, а отец у вас я. То есть апостолы сами спокойно говорили о себе как об отцах, и это не единственный пример из Священного Писания.

Важно то, что речь здесь идет о контексте Священного Писания. Это точно такое же противопоставление абсурда, как, например, когда Господь говорит: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф. 5, 29). Здесь абсолютно такая же форма. Речь идет о споре с фарисеями, начальниками народа. Он говорит: они любят, чтобы их называли отцами, любят председания на собрании, а вы же отцами никого не называйте. То есть это намеренное противопоставление, которое не говорит о буквальном исполнении чего-то, а именно о духе – как не надо делать. Дальше он раскрывает: как они говорят, так и поступайте, а как они сами делают, так не делайте. То есть в словах их есть истина, а в поступках этой истины нет. Потому вы должны стать лучше, чтобы у вас и на устах, и в ваших поступках, и в ваших делах было одно и то же.

Что касается обращения «отец», оно сформировалось очень рано, как раз в апостольскую эпоху. Помимо того, что это часть традиции, это такой, если можно так выразиться, церковный этикет, предполагающий такое обращение. Естественно, если некто полагает себя отцом и ставит себя выше других, он как раз впадает в ту самую петлю, о которой и говорил Господь, что не нужно довлеть над другим человеком. Но здесь речь идет о добром примере, о наставлении, учительстве. И у нас у всех есть учителя, наставники, отцы, родители. И дай Бог, чтобы мы не только могли ими гордиться, но и они могли гордиться нами. В этом смысле отцовство в Церкви – это форма наставничества, то есть часть некого внутреннего церковного этикета, не более того.

– Если говорить о современном обществе, на Ваш взгляд, нуждается ли оно в патриархате?

– Смотря что мы подразумеваем под этим словом. Я думаю, проблема общества заключена в том, что оно вообще ни в чем не нуждается. Что мы подразумеваем под патриархатом? К сожалению, слово извращено. Например, феминизм использует понятие «патриархат» как ругательство, как будто это нечто ужасное, недопустимое. Но и с другой стороны, когда мы говорим о феминизме, нам сразу представляются какие-то радикальные женские сообщества. То есть когда мы говорим о каких-то вещах, к сожалению, мы используем образы, сформированные в медиа.

Если мы подразумеваем под патриархатом (или патриархальным обществом) общество, в котором мужчина готов нести ответственность, – это очень хорошо. Когда мужчина несет ответственность, это прекрасно, и это как раз соответствие Божьему Промыслу. Мы в молитвах на венчании читаем: «Яко да поживут по воли Твоей». Воля Божия в том, чтобы мужчина нес ответственность за свою семью.

Есть и другие примеры, когда мужчина не несет этой ответственности, но хоть кто-то зрелый должен быть в семье. Тогда, к сожалению, приходится брать на себя эти функции женщине. В этом смысле мы не можем сказать, что это плохо. Слава Богу, что хоть кто-то берет на себя ответственность и не стремится от нее уклониться. Но если мы говорим о патриархате или феминизме как о какой-то идее, которая одних возвышает, а других уничижает (причем об одной и о другой вместе говорим), это не нужно совершенно. Семья – это союз двух взрослых людей. Взрослых! Это важно. Взрослого человека от ребенка отличает то, что он готов нести ответственность, что он более рационален, нежели эмоционален, что он внимателен к тем, кто находится рядом с ним. Если люди совершают необходимые, возложенные на них обязательства (или принятые ими самими обязательства), это здорово и прекрасно. Потому нужен ли нам патриархат? Нам нужна ответственность, чтобы человек был готов эту ответственность взять на себя и исполнить все то, что ему надлежит исполнить. А как это называть, это уже не столь важно.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X