28 июля – День Крещения Руси. Официально отмечается день памяти князя, святителя Руси Владимира Святого, прозванного в народе Красное Солнышко. Историю нашего государства вспомним с пресс-секретарем Пятигорской и Черкесской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.
– Отец Михаил, когда впервые возникла идея принесения на Русь, тогда языческую, православия? И почему именно православия?
– Я бы не назвал эту идею одномоментной, хотя существует знаменитое предание о том, что к князю Владимиру приезжали представители различных вер. Это были представители и иудаизма, и ислама, и христианства. Несмотря на то что этот рассказ содержится в летописях, он вполне легендарный, и говорить о том, что каким-то одномоментным образом христианство проникает на Русь, было бы некоторым преувеличением.
Мы знаем, что уже при князе Олеге, когда заключался мирный договор Византии с Русью (после очередного нашествия наших предков на Константинополь), часть его дружины представляла язычников, а часть уже христиан. Мы к тому же знаем, что бабушка князя Владимира, равноапостольная великая княгиня российская Ольга, сама была христианкой и пыталась эту веру привить своему внуку, равноапостольному князю Владимиру, а еще она стала инициатором строительства первых церквей. Мы помним, что равноапостольная Ольга разделила Русь на налоговые округа под названием погосты и в каждом из этих погостов стала ставить православные церкви.
То есть проникновение христианства на Русь происходило в той или иной степени постепенно, со времен апостольских. Мы знаем о путешествии святого апостола Андрея Первозванного в сторону Руси. Это путешествие легендарное. Он побывал в Крыму (где потом крестится равноапостольный князь Владимир), в Причерноморье, на Северном Кавказе, это тоже достоверный исторический факт. Мы знаем о проповеди Симона Кананита, у которого в Кане Галилейской на браке Господь воду в вино претворил.
Также мы знаем о более поздних историях крещения различных представителей, отдельных людей, из числа наших соотечественников и соплеменников. Поэтому говорить о том, что в какой-то конкретный момент было решение о выборе христианства, это некоторое преувеличение. Скорее, было бы правильно сказать, что в какой-то момент Русь выбрала христианство в качестве государственной религии.
– Какова была основная цель? Больше там было веры или, может быть, некий политический расчет все-таки превалировал?
– Знаете, в жизни и в мыслях человека Средневековья не было разделения между политическим и религиозным. Человек, как доказали наши коллеги-историки, жил в другой картине мира, религиозной, вплоть до XVIII века, когда он понимал, что все политические успехи, неудачи, все моменты величия исторического или, наоборот, упадка связаны с высшими силами, с тем, в каких отношениях этот народ находится с Богом. И когда мы политическое противопоставляем духовному, мы мыслим как современные секулярные люди. На самом деле человек мыслил тогда иначе.
Реконструируем очень грубо: видят успешное государство. Самое успешное государство того времени – это Восточная Римская империя. Византийцы себя не называли никогда византийцами, они называли себя римлянами. Человек видит, что это государство на порядки превосходит все окружающие государства. Он понимает, какой мощи цивилизация стоит за этим государством. Он интересуется: а какому Богу молятся эти люди? каким образом они выстроили отношения с Богом так, что Господь им так благоволит, дает такие возможности?
– В частности, Византии?
– Византии. Византия все время своего существования оставалась гораздо выше в культурном и историческом развитии, чем окружающие народы. Понятно, что был упадок Византии в XIV–XV веках, но окружающие народы только к этому времени дотянулись в каких-то аспектах до культурного уровня Византии…
Но мысль для человека, живущего тогда, была очень простая. Если это государство настолько могущественно, значит, Бог, Которому молится это общество, самый настоящий. Сейчас говорят, что это языческое мышление. Да, но Владимир же был язычником. Для него было понятно наличие множества богов, и для него было понятно, что среди этих богов нужно выбирать лучшего.
– Но ведь от идолов при нем активно избавлялись.
– От идолов начали избавляться не сразу при нем; и далеко не ото всех избавились. Существует житие свидетеля Леонтия Ростовского, которое датируется XIII веком по Рождестве Христовом и рассказывает, что в Ростове Великом языческие жрецы убили архиерея, который с ними активно боролся. То есть еще триста лет спустя рецидивы языческого сознания существовали, еще существовали остатки какого-то древнего язычества (правда, уже в ограниченном количестве).
– Собственно, уничтоженные очаги и сейчас встречаются…
– То, что сейчас встречается, это гнусная подделка, потому что никаких исторических свидетельств об обрядах, традициях, письменности древнерусской дохристианской мы не встречаем. Толком ее не было, потому что не было единого русского народа, не было единого русского культурного поля, единого Бога, единой азбуки. Для Руси крещение означало не просто смену богов, оно означало вхождение в культурное поле цивилизованных стран, появление собственной письменности, собственной литературы, прежде всего Священного Писания, житийных и богослужебных текстов. Это означало вхождение в мировое культурное поле, причем сразу начали с лучшего – с Византии. Византия тогда действительно была лучшей в культурном отношении, в том, что создала человеческая цивилизация на тот момент. Почему не было в древнем язычестве, как у древних греков, какого-то пантеона богов, где они поклонялись? Потому, что каждое славянское племя (только крупных было полтора десятка) поклонялось своему богу. И никакого единого пантеона, который пытаются сейчас создать неоязычники, не существовало. И только христианство объединяет разные племена всех этих древлян, полян, кривичей, дреговичей, в том числе и племя русь в единый русский народ – появляется единое поле веры и единое поле культуры.
– Каким правителем был князь Владимир во внешнеполитических отношениях, в развитии экономики государства?
– Вполне суровым правителем, который в духе своего времени воевал, проводил достаточно строгую и жесткую внешнюю политику. И в этом ничего удивительного нет. Христианские монархи того времени мало чем отличались от Владимира, я бы сказал, даже не всегда в лучшую сторону. И Ольга равноапостольная, которая была христианкой, как правительница тоже была довольно жесткой, весьма суровой. Вспомнить только, что она с древлянами, которые убили князя Игоря, сотворила... Но это все не отменяло то, что он взялся за главное. Мы сейчас забываем, что главное ведь не оружие, не экономика, не политика, не дипломатия. Главное – это дух народа, это возможность сплотить, собрать людей, объединить их, вдохновить на свершения, их жизнь сделать счастливой. А это возможно только с помощью духовных ценностей. И поэтому князь действительно топит в Днепре языческих идолов, он действительно жрецов языческих свергает с их высокого положения, становится христианином сам и уже в Киеве крестит Русь вместе со своей дружиной. И Русь принимает христианство как государственную религию, как государственную идеологию.
Еще один важный момент: Предстоятель Русской Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в крещении своем до принятия монашества был наречен Владимиром. Удивительно, что не только в день равноапостольных Кирилла и Мефодия (знаковый день для нашей страны – государственный праздник) он принимает поздравления, потому что носит свое имя в честь равноапостольного Кирилла, но и другой равноапостольный князь – Владимир – тоже имеет к нему непосредственное отношение. Так случилось, что во главе нашей страны и нашей Церкви стоят два Владимира: Святейший Патриарх Кирилл (в крещении Владимир) и президент – Владимир Владимирович.
На самом деле имя, данное человеку, важно, ведь первые имена давал в раю сам Адам по благословению Божию животным и всему, что он видел вокруг себя. Имя, данное человеку, – это желание родителей, чтобы человек вырос под небесным покровительством того или иного святого, чтобы он был похож на этого святого, чтобы он от этого святого брал пример для жизни. И то, что и у правителя нашей страны, и главы Церкви одним из покровителей является святой равноапостольный великий князь Владимир, который глубоко и отчетливо понимал важность веры, духовных ценностей для общества, страны и людей, накладывает свой зримый отпечаток на то, что происходит вокруг нас. Слава Богу, что их общий небесный покровитель действительно замечательный, исторический и духовный деятель Святой Русской Церкви.
– Когда праздник Крещения Руси стали отмечать на государственном уровне, признали его как праздник?
– Это новая Россия, уже 90-е и 2000-е годы. Сначала было общественное движение, церковное. Церковь на самом деле стала хранительницей многих исторических дат для нашего общества, которые насильственно вымарывались из учебников в советский период. В церковных календарях сохранялись и день освобождения Москвы от поляков, и день освобождения Москвы от хана Ахмата. Сохранялись также важные вещи, как Крещение Руси, которое было максимально превращено в какую-то сказку, былину, вынесено в четвертый класс, и десятилетнему ребенку можно было рассказать это исключительно в сказочной форме... Все это превращалось в предание старины глубокой, в которую можно не очень-то и верить. А Церковь сохраняла эти исторические даты, и в 2000-х годах сначала церковная общественность ознаменовала празднование этого дня, а потом и вовсе это стало государственным праздником. Появляется памятник равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади, возле которого каждый год 28 июля проходят главные торжества: совершается молебен, молебное пение и воспоминание Крещения Руси.
– Ведь несмотря на то, что на уровне школьной программы тема Крещения Руси во многом замалчивалась, в изобразительном искусстве она нашла широкое отражение.
– Действительно, Крещение Руси и Нестеров – это начало XX века. Потом уже художники нашего времени всячески использовали это как аллегорию объединения Руси. Это не столько акт государственной важности («мы принимаем христианство как государственную религию»), сколько для нашей истории, в том числе для гражданской истории, в культурно-историческом плане тот момент, когда Русь начала становиться единой, когда появилась некая общность, когда могли собраться многочисленные славянские племена и превратиться спустя определенное время в единую большую и могучую страну.
Ведущая программы Маргарита Рекко
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 10 октября. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!