Профессиональный праздник отмечают учителя. О происхождении этой благородной профессии, миссии и задачах, стоящих сегодня перед педагогическим сообществом, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.
– Отец Владимир, с праздником! Праздник и Ваш тоже – Вы хоть и высшей школы педагог, но все же... Скажите, с точки зрения православия самым первым педагогом был, наверное, Спаситель наш Иисус Христос, не так ли?
– Не то чтобы первым, но действительно Бог – это наш Учитель, Наставник, Руководитель. И мы, когда говорим об учителе, прежде всего вспоминаем Учителя с большой буквы – Самого Господа Бога, предлагающего нам не только сведения о Себе, об этом мире, но самое главное – сведения о нас. Как нам в рамках Божественного творения жить, чтобы быть счастливыми. Ведь Бог создал нас для того, чтобы мы были счастливы в Нем, в общении с Ним.
Мы должны развиваться, возрастать как интеллектуально, так и физически. И в этом некая задача юности, что называется. Если человек еще достаточно молодой, то время для его обучения не заканчивается. Человек учится всю жизнь, и он не должен отказываться от этой необходимости учиться, потому что это одна из задач, вложенных в нас Богом.
Мы должны узнать Творца через Его творение. Это тоже одна из форм постижения. И вот мы, наблюдая за окружающим миром, изучая его законы, проводя какие-то аналогии, понимаем, каков Бог, когда смотрим на тот мир, который Он создал. А понимая, каков Он, мы способны свои личные отношения с Ним выстраивать в более личном русле. Потому что Он не просто признаваемый нами Бог, а конкретная Личность, Которая стремится к общению с нами, нас любит, предлагает нам Ему довериться. Если мы знаем о Нем больше, то нам легче выстраивать с Ним отношения, нам легче следовать за Ним, исполнять Его заповеди, легче с Ним говорить и действовать от Его имени.
– Помочь понять, как это сделать, конечно же, должен и может учитель. Учитель основ православной религии или наставник в воскресной школе. И все-таки профессия учителя когда впервые возникла, как появилась и как развивалась?
– Очевидно, что учительство возникает на заре человечества. Кто такой учитель? Учитель – это тот, кто передает некие знания другим людям. Если человеческое общество уже сформировалось, есть уже какие-то представления, некий свод информации, который можно передавать, то очевидно, что должны быть и люди, которые этим будут заниматься. Поэтому действительно учитель – это одна из первейших и, не побоюсь этого слова, важнейших профессий в любом человеческом сообществе. И если профессия учителя возникла позднее, то учительство как некая форма деятельности возникла с появлением самого человечества.
– В чем, на Ваш взгляд, основная миссия педагога? Время меняется, но она, наверное, остается неизменной как константа.
– Педагог призван учить. Да, мы можем разделять формы обучения. Есть просвещение, воспитание, различные цели. Когда-то был Zoom, пресловутые умения и навыки. Позднее – компетенции и прочее. Так или иначе, но задачей учителя является учительство. То есть передача опыта предшествующих поколений молодому поколению.
Благодаря этой задаче человек (человечество) не теряет то, что было приобретено, способно развивать то, что было в него вложено. А как уже это осуществлять? Для этого есть различные методики, но, конечно, и нужны определенные условия. Первейшим является заинтересованность человека в том, чтобы учить другого. Нужно иметь некий педагогический дар, стремление, любовь к ребенку. Ведь учительство – это форма служения, это не профессия в общем смысле. Если все свести к функции – человек пришел, нечто рассказал, что-то продиктовал, собрал тетради, выставил оценки, то это, конечно, не учительство.
Посмотрите на то, как трудятся наши школьные учителя. Там речь идет не о том, чтобы рассказать один из параграфов учебника, совершенно нет. Если бы в этом была задача, то с этим справились бы и алгоритм, и какая-то примитивная программка в смартфоне у ребенка.
– Модель искусственного интеллекта та же, да?
– Да, что-то типа того. Но это никакого результата не принесет. У нас огромное количество обучающих фильмов, мультфильмов, программ, компьютерных игр, якобы направленных на то, чтобы чему-то научить. Но без внимания учителя, без его работы, без его вовлеченности в процесс это не работает.
Ты можешь сколько угодно смотреть документальные фильмы, но ничему не научишься. Можешь играть в компьютерные игры, которые имеют некие образовательные функции, но это будет всего лишь досуг. А вот обучение – это взаимный труд педагога и учащегося. И тогда их совместный труд приносит результат. А если этого нет, то остается пустая трата времени, в лучшем случае – повторение или привлечение внимания к той или иной теме. Но это, конечно, не учительство.
– Отец Владимир, как Вы верно отметили, профессия учителя невероятно сложная, многогранная и требует полной самоотдачи. Человек работает с повышенной эмоциональной нагрузкой, потому что проблемы каждого ученика он воспринимает близко к сердцу, пронося их через себя. Наверное, поэтому сейчас в педагогике такой дефицит кадров. Как, на Ваш взгляд, можно решить эту проблему? И достаточно ли на государственном уровне сделано для того, чтобы снизить нагрузку на педагога?
– Конечно это очень серьезный труд, но он таковым был всегда. Он таковым был и 10, и 20, и 30, и 100 лет назад. Это сложный, кропотливый труд, требующий внимания, подготовки, умения и внутренних качеств. Почему сегодня мы видим недостаток педагогов (а он действительно критический)? Я небольшой специалист, но, как мне кажется, это является прямым следствием тех перипетий, через которые последние 30 лет проходила наша страна.
Самые важные для социума люди – это учителя, врачи. Их служение было поставлено под вопрос. Из служения и дела государственного значения его пытались превратить в одну из услуг. Именно это повлияло на то, что такой важный и сложный педагогический труд не стал востребован. Потому что он требует от человека полнейшей вовлеченности, а никакого результата для человека не приносит. То есть педагог, который отдает все свои силы на труд, не имеет ни высоких зарплат, ни того уровня авторитета, который должен быть. К его деятельности относятся не как к форме служения, а как к какой-то услуге, ничем не отличающейся от любой другой из перечня услуг, которые человек может сегодня получить, нажав в телефоне две кнопки.
Мы сказали о загруженности. Сейчас пытаются всячески эту нагрузку (бюрократическую и прочую) убрать, но пока что-то получается не очень хорошо, а требования возрастают и возрастают. Обратите внимание на скандалы, которые постоянно происходят в той или иной школе, в том или ином городе. Возмущенные родители, которым не нравится фотография учителя в социальных сетях на отдыхе, или в спортзале, или в бассейне...
То есть к учителю предъявляются требования настолько высокие, которые ни один из людей, что судят педагога, выполнить не сможет. Он сразу начнет кричать, что это его личная жизнь и никто в нее не должен лезть. То, что мы видим в последнее время, это какая-то откровенная глупость. Когда люди, не имеющие ни малейших компетенций, не понимающие, как следует воспитывать детей, как следует преподавать, начинают оценивать деятельность педагогов по картинке, по фотографии в социальной сети. Это же абсолютно абсурдно.
– Сейчас большой упор в образовательных программах делается на воспитательный компонент, патриотическое воспитание. Это ведь тоже нагрузка. Как с этим обстоят дела в высшей школе?
– Слава Богу, что государство обратило свой взор на эту серьезную проблему. Еще не так давно у нас было по 10 видов учебников истории и других дисциплин. Сейчас все приводится в некую адекватную норму, чтобы мы находились в едином культурном пространстве.
– Единые учебники, единое расписание?
– Единые учебники, общая нагрузка и прочее, что действительно помогает нам воспитывать детей, независимо от того, где они находятся, в каком городе, поселке, деревне, чтобы они могли получить нормальное, достойное образование. И это очень важно. Что касается нагрузок дополнительных, связанных со внеурочной деятельностью, это воспринимается достаточно позитивно, потому что предметы интересные и темы, которые предлагаются, на самом деле важны. И педагоги с удовольствием проводят уроки, дети внимательно слушают, а родители рады тому, что с ребенком говорят на важные темы.
Пока рано судить, мы еще не видим каких-то конкретных результатов, но то, что и как происходит, развивается, как предлагается, в том числе и детям, – это очень неплохо.
Ведущая Маргарита Рекко
9 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 9 ноября. Преподобный Нестор Летописец
9 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 9 ноября. Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог
9 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 9 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!