О земном и о небесном. День памяти святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

5 августа 2024 г.

Пятого августа – день памяти святой мироносицы Марии Магдалины, которая, согласно Евангелию, следовала за Христом, присутствовала при Его распятии и была первой, кто увидел чудесное явление воскресшего Спасителя. О святой равноапостольной сегодня поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, прежде всего давайте вспомним, кем была Мария, какого происхождения? Что известно?

– О Марии Магдалине много говорят, но известно немного. Евангелисты сходятся во мнении, что действительно Мария Магдалина была, если можно так выразиться, первой среди женщин, шествовавших за Христом. В этой группе, которую мы сегодня называем женами-мироносицами, она была лидером. Все евангелисты повествуют, что она являлась не просто зрителем и наблюдателем, но непосредственным участником всех этих евангельских событий. Мы встаем на зыбкую почву догадок, что она, вероятнее всего, была достаточно состоятельной женщиной. На чем мы основываемся, когда об этом говорим? Мы читаем, что она служила от имения своего. То есть она могла жертвовать какие-то деньги для того, чтобы раннехристианская община, Господь, апостолы, первые ученики, могли как-то существовать. Но это не столько финансовая характеристика ее состояния, сколько ее качество как человека. Даже если у нее было немного средств, она пыталась этим малым уделить внимание Учителю с учениками.

Впервые мы о ней слышим в контексте ее исцеления. Она была галилеянкой, жила недалеко от Капернаума, происходит из города Магдала. Обратим внимание: практически все женщины, встречающиеся в Священном Писании, обозначены мужским именем: мать того-то или сестра того-то. А о Марии Магдалине говорят, что она Мария из Магдалы. Отсюда еще возникает некий намек о ее социальном статусе, который мы можем использовать, – у нее не было мужа, именем которого ее могли бы назвать, и, вероятно, не было сыновей (именовать можно было бы по сыну, что она мать такого-то).

– Возникает вопрос. Сведения о Марии Магдалине действительно весьма противоречивые – ее называли грешницей и блудницей, но как в таком случае она вообще могла стать святой?

– Что невозможно человеку, возможно Богу. Но не будем забегать вперед. Важно обратить внимание, что такие разговоры ходили. Но они происходят от стремления попытаться подогнать реальность под собственную картину мира. Не собственную картину мира строить в соответствии с реальностью, а наоборот.

Что мы знаем о ней? Она появляется на страницах Священного Писания как больная женщина, которую исцеляет Господь. Он исцелил ее от одержимости некими семью духами, семью бесами.

– Вероятно, что-то психическое?

– Что это было, мы не знаем. Скорее всего, какое-то заболевание. Если у нее такие очевидные проблемы, то, вероятнее всего, ее или родители не выдали замуж, или просто не взяли. Вслед за этим уже начинаются домыслы о том, что она была блудницей или еще кем-то. История, несмотря на то что трагична (а трагична потому, что мы человеку приписываем недостатки или даже грехи, которые к нему не имеют никакого отношения),  очень интересная, потому что это чуть ли не детективная история.

Все начинается достаточно рано. Западная Церковь стремится к тому, чтобы унифицировать Священное Писание – придать и Священному Писанию, и Священному Преданию некую структурность и логичность. Нужно отдать должное, это одно из активных направлений латинского западного мира в то время (да и сегодня, наверное) – стремиться все структурировать, чтобы все было на своих местах. И потому очень рано в Западной Церкви появляются попытки в каких-то комментариях, проповедях-гомилиях соединить различные персоны, упоминаемые в Священном Писании, в одну.

И получается, что Мария из Вифании, то есть Мария, сестра Лазаря, и известная нам женщина, уличенная в прелюбодеянии, которую Господь избавил от смертной казни, и женщина, бывшая блудница и покаявшаяся, и Мария Магдалина неким образом из четырех различных персон соединяются в одну персону. И все это Мария Магдалина. Да, она не была замужем, поэтому этот контекст на первый взгляд ложится ровно: может быть, действительно она была блудницей, но покаялась и начала свой путь за Господом, изменившись. Да, это была бы очень красивая легенда, если бы была правдой. Однако мы видим, что это совершенно разные люди, поэтому смешивать их не следует.

Начиная с VI века эта история приобретает еще одну запутанную составляющую. Западная Церковь познакомилась с восточнохристианской святой Марией Египетской и преданием о ее жизни, которое мы читаем особым чином Великим постом (когда читается весь Покаянный канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской, составленное Зосимой). Так вот, эта повесть Зосимы о Марии Египетской в устной традиции попадает в западные монастыри, и история о Марии, бывшей блуднице, покаявшейся, обретает новые подробности. И эти подробности мы буквально можем сопоставить с житием Марии Египетской. Вот такое досадное недоразумение породило противоречия и неверную интерпретацию реальности.

На самом же деле Мария Магдалина не была ни блудницей, ни возлюбленной Господа, как ее пытались назначить. Потому что всякий интерпретатор, всякий комментатор Священного Писания (да и вообще любого текста), как правило, говорит о себе самом. В нем говорит его воспитание, культура, образ жизни, книги, прочитанные ранее. И в XX веке эта история вновь появляется в медийной повестке, в медийной культуре (а как раз XX век – время так называемой сексуальной революции) и приносит этот странный и отчасти даже кощунственный флер. То есть человек не мог понять, как женщина может находиться рядом с мужчиной. Недвусмысленные заявления происходят и о любви: если любовь – значит, любовь плотская, любовь сексуальная и прочее.

 – Любовь-то тоже разная бывает.

– Никто не будет думать о чем-то возвышенном, о любви учителя к ученику. Нет, все становится достаточно прозаично.

– Вернемся к фактам: в круг ближайших учеников она попала после чудесного исцеления.

– Действительно, после того как она была исцелена от этой болезни, она становится ученицей. Более того, ее ученичество не завершается с крестной смертью Господа. Мы видим, в Евангелиях все евангелисты рассказывают о явлении Христа по воскресении к Марии Магдалине. Более того, после вознесения Господня Мария Магдалина начинает участвовать в проповеди наравне с апостолами. Она проповедует, путешествует и терпит тяготы и лишения жизни миссионера. И здесь мы еще раз обратимся к тексту Священного Писания, отрывок которого действительно можем использовать как один из стихов, говорящих о Марии Магдалине. В Послании к Римлянам, в 16-й главе, апостол Павел упоминает Мариам, которая много потрудилась и для нас. Большинство комментаторов и современных, и средневековых, и даже ранних, готовы здесь видеть именно Марию Магдалину.

Более того, Предание Церкви (конечно, более позднее) рассказывает о ее приходе с проповедью аж к императору Тиберию. И эта поминаемая нами неоднократно история о красном пасхальном яйце тоже имеет под собой некую историческую основу. Да, что-то там, как свойственно устному преданию, трансформировалось, менялось, где-то украшалось, а где-то, наоборот, замалчивалось, но основа его такова, что Мария Магдалина действительно участвовала в проповеди на территории Рима. Есть различные истории, где она бывала и проповедовала, от Массалии (Марселя) до Эфеса. Эти города на первый взгляд совершенно разные, чуждые друг другу. Но на самом деле в историческом контексте они связаны очень и очень многим. Но мы не имеем сегодня точного свидетельства, где и как закончилась ее жизнь. Не потому, что это было кому-то неинтересно или существуют различные измышления на этот счет. Нет, просто у нас нет явного, ясного, письменного свидетельства, которому мы могли бы доверять безоговорочно. Есть более, на мой взгляд, реальная картина (но опять-таки это вкусовщина) о том, что ее жизнь закончилась в Эфесе, но есть мнение, что действительно она проповедовала и в Европе, и во Франции и закончила свою жизнь там. Здесь уже для нас, наверное, не это является важным. Важным для нас является именно ее пример жизни и служения, подчеркивающий одну важную вещь о том, что положение женщины в христианском сообществе было очень и очень высоким.

В раннехристианской Церкви женщины трудились наравне с мужчинами в деле благовестия, в деле проповеди – буквально служили. Используется слово «диакониса», то есть служили кто-то своими руками, кто-то – словом, кто-то от своего имения финансовыми средствами. Но служили все в меру тех даров, которые ими были получены от Господа.

– Как Церковь почитает равноапостольную святую?

– Церковь почитает Марию Магдалину святой равноапостольной. Следовательно, мы говорим о том, что Церковь ставит ее в один ряд с апостолами. Это действительно очень высокий чин почитания. У нас не так много женщин, названных равноапостольными. Именно те женщины, деятельное участие которых в деле благовестия является неоспоримым (если такую характеристику можно применять к миссии или служению), были очень компетентны в деле миссии, и их миссия принесла очень и очень хороший результат.

Ведущая программы Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 10 октября 2024 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

    Евангелие 10 октября. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами

  • 26 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть

  • 24 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ

  • 19 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть

  • 19 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть

Вопросы и ответы

X