О земном и о небесном. Чем Кавказ привлекает паломников

3 июня 2024 г.

Начался курортный и туристический сезон. По данным исследователей, Ставрополье входит в десятку самых популярных направлений для отдыха и занимает лидирующие позиции среди других субъектов Северного Кавказа. В прошлом году наши курорты посетило более 9 миллионов человек. Среди них немало паломников. Чем привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод и Кавказ? Об этом и не только поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Кавказ, как известно, настолько уникальное место, что здесь перекликаются традиции Востока и Запада, Севера и Юга, а христианство возникло еще до крещения Руси. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Действительно, первые сведения о христианской проповеди на Кавказе относятся к временам апостольским. Существует церковное предание о том, что Симон Канонит совершал здесь свою проповедь (это тот человек, на браке у которого в Кане Галилейской Господь претворил воду в вино), что апостол Андрей бывал на Кавказе.

Отец истории Геродот свидетельствует, что в IV веке до Рождества Христова здесь были греческие города-государства. Естественно, с появлением христианства здесь появляются и христианские проповедники, сначала на Черноморском побережье, если мы говорим о Северном Кавказе. Я не буду сейчас затрагивать историю Южного Кавказа, там все еще глубже и интереснее, больше подробностей.

Если совсем кратко, здесь христианство появляется уже в этих самых греческих полисах, куда ссылают в том числе тех христиан, которые оказываются гонимы язычниками. Поскольку ссылка предполагает меньший надзор, то здесь распространяется и христианство тоже.

Здесь активную роль играет миссия Николая Мистика, который в 1912 году присылает сюда архимандрита Евфимия и строит те самые замечательные архызские храмы, которые мы все знаем как аланские. Аланы были, может быть, паствой и строителями этих храмов, а их архитекторами и проповедниками были византийские священники. То есть это была миссия, которую направила сюда Византия.

Затем нужно упомянуть о миссии Католической Церкви, которая в XIV веке доходила даже до Дагестана в своих миссионерских усилиях. Здесь генуэзцы (в основном итальянцы) тоже, как могли, просвещали местные народы. Затем христианизированная Грузия поддерживала христианство, в том числе в жителях Северной Осетии и во многих представителях других народов.

Мы имеем данные грузинских средневековых летописей XIV века, где предки очень многих современных народов, которые сейчас исповедуют другие религии, значатся христианами. Активная исламизация современных народов Кавказа, рядом с которыми мы живем, относится к XVIII веку. Этому мы обязаны политике крымских ханов, которые, будучи вассалами турецкой и османской Порты, проводили специально и умышленно исламизацию, чтобы настроить местные народы против нашей страны.

– Мы ведь действительно в благословенном месте живем. На Кавказе очень много интересных памятников архитектуры, древних церквей, монастырей, которые следует посетить. Как давно сюда организуют паломнические поездки? И какие маршруты востребованы?

– Совсем недавно у нас принят закон о паломничестве, который разделяет религиозный туризм и паломничество, упорядочивает эту деятельность, создает некий реестр паломнических организаций, говорит о необходимости подтверждения качества работы экскурсоводов на паломнических объектах.

У нас паломническая служба развивается с 2011 года, с момента возрождения Пятигорской епархии. Сейчас паломническая служба под руководством опытного руководителя Ларисы Григорьевны Логвиненко, которая имеет опыт работы с большими православными паломническими службами типа «Радонежа», опыт работы в туристической области (в светской и церковной), превратилась в некий опорный центр.

Недавно эта паломническая служба проводила информационный тур для всех паломнических служб Российской Федерации. Более полутора десятков представителей разных регионов приехали, чтобы посмотреть, куда можно привезти своих паломников, чтобы помолиться. У нас есть целая россыпь храмов от X до XXI века, и все они интересны своим разнообразием.

Когда мы едем в какой-то регион, например, Севера Руси (допустим, в Карелию), мы знаем, что там увидим. Мы увидим там храмы XVI века, перестроенные в XVIII веке, и примерно одинаковый стиль во всем регионе и храмоздательства, и иконописи, и церковной жизни. Мы понимаем исторический контекст, когда это все создавалось. Некая однородность будет во всем этом культурном многообразии.

У нас такой культурной однородности нет. У нас есть храмы X века Древней Византии, тут же есть и эклектика в кавказском, грузинском стиле храма, например, начала XX века (Троицкий храм в Кабардино-Балкарии). У нас есть замечательные храмы XIX века, которые построены уже русскими архитекторами на Кавказе.

Например, Вы знаете, что сохранилась точная копия Кисловодского Никольского собора? Два одинаковых собора были когда-то в Кисловодске и Прохладном. Но кисловодский собор был уничтожен, а другой остался. Их строил один и тот же архитектор, по одному и тому же проекту. Незначительные изменения были связаны только с тем, что от колокольни до храма сделали крытый переход. В оригинале колокольня и храм стояли отдельно, а так это абсолютно тот же проект, который был тогда. Он существует, просто мы о нем мало знаем.

Сейчас наша паломническая служба «Кавказский паломник» активно развивает паломничество не только по святыням Кавказских Минеральных Вод. Это и Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь, и женский Георгиевский монастырь, это и наши храмы, но еще дополнительно храмы Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Туда организуются поездки. Большая часть тех, кто туда ездит, – это наши с вами жители Кавказских Минеральных Вод, для которых соседние республики абсолютно незнакомы.

У нас представлено историческое, культурное, архитектурное, иконописное разнообразие. Здесь и деревянные казачьи храмы: например, Никольский в Ессентуках или Покровский в Черкесске. Здесь и удивительные молитвенные дома середины XX века. Таких храмов, как Никольский храм в Минеральных Водах или Покровский храм Баксана, мы тоже больше не найдем. Это молитвенные домики, почти ничем не отличающиеся от соседних домов, в которых люди молились и сохраняли святое православие. Это и современная храмовая архитектура: уникальные храмы Кисловодска, Минеральных Вод (Покровский собор), Нальчика (собор Марии Магдалины в неорусском и неовизантийском стиле), в Ессентуках тоже уникальный архитектурный проект. И множество таких интереснейших храмов, о которых мы просто мало знаем.

Вы знаете, что у нас  есть храм, в котором нет ни одного окна, а есть только витражи? Он находится в Железноводске, это Ольгинский храм. Там только витражи, причем настоящие, со свинцовыми переплетами, цветными стеклами. Там изображены православные иконы. Сам храм в архитектурном смысле – это копия Цареконстантиновского собора Суздаля, а окна витражные, иконостас из горячей эмали, как в Западной Европе делали: на металле, выполнен красками и обожжен в печи. Это фактически вечная икона.

И таких уникальных жемчужин очень много. Наш благословенный Кавказ крайне богат разнообразием, в нем нет такой однородности, как, например, в Петербурге. Что там можно увидеть? Все, что относится к XVIIIXIX векам. Это петровские времена, елизаветинские, екатерининские, времена Александра III и Николая II. Грубо говоря, это определенные периоды, стили, все четко и ясно. А Кавказ уникально разнообразен.

– Как стать участником паломнической поездки?

– У нас есть сайт «Кавказский паломник». Недавно начаты работы по его обновлению, скоро он окончательно обновится, примет современный вид. Есть Telegram-канал «Кавказский паломник», там выставляются анонсы предстоящих поездок: многодневных и однодневных.

Мы привозим паломников даже на Эльбрус. Потому что на Эльбрусе существует часовня на метеостанции, где наш архиепископ Феофилакт когда-то даже совершил один раз Божественную литургию. Конечно, мы так высоко не можем поднять людей. Это выше четырех километров над уровнем моря. Это выше, чем Гарабаши. На Гарабаши наши паломники поднимаются.

Недавно мне выпала честь сопровождать паломническую группу на Эльбрус. Не первый раз уже мы поднимались, и я напоминал слова нашего владыки, который говорит, что если Святая Земля – это алтарь, то главный кавказский хребет – это иконостас перед этим алтарем.

– А какие маршруты и направления пользуются особой популярностью?

– Конечно, это Кавказские Минеральные Воды. Люди приезжают отдохнуть, получить исцеление телесное. И понятно, что без духовного исцеления, молитвы, причастия Святых Христовых Таин исцеление невозможно. Только Господь – наш духовный Врач, Податель духовного, телесного, душевного здравия. Понятно, что без духовного компонента для верующего человека телесное исцеление не полное, оно невозможно. Поэтому в любой момент, когда прерываются телесные процедуры, люди ищут возможности попасть в храмы, монастыри, помолиться, исповедоваться, причаститься, получить духовное исцеление вместе с физическим.

Мы знаем храмы, в которых большинство прихожан – отдыхающие: Пантелеимоновский храм города Ессентуки, в значительной степени Никольский собор Кисловодска, хотя там сильная местная община, Покровский храм города Железноводска, который находится в курортной зоне. То есть община преимущественно составляется из тех, кто приезжает к нам отдохнуть.

– Если не ошибаюсь, невероятной популярностью пользуется Второафонский Бештаугорский мужской монастырь.

– Монастырь – это жемчужина Кавказа, жемчужина нашей епархии, управляет ею священноархимандрит архиепископ Феофилакт. Он не просто номинально возглавляет монастырь, он там живет, руководит братией, строительством красивейшего Успенского собора в византийском стиле, главного собора монастыря. Там уникальные мозаики, рекомендую их посмотреть нашим паломникам. Таких мозаик (в таком стиле и такого качества) у нас здесь, на Кавказе, больше нет.

Самое главное, что монашеская община там действительно миссионерская, паломническая. Люди смиренно терпят толпы туристов (не только паломников), которые приезжают туда. Хорошо, если кто-то приехал исповедоваться, причаститься, помолиться, записочку подать, свечу поставить. Это паломники. А есть те, кто приехал фотографироваться, поглазеть по сторонам. И братья монастыря смиренно примут всех с добром и лаской: накормят вкусным монастырским медом, чаю нальют, обязательно экскурсию проведут.

В этой обители каждый год отдыхают дети из наших воскресных школ, из малоимущих семей. Это организует «Зеленый Афон», наш знаменитый форум, которому уже почти два десятка лет. Поэтому монастырь пользуется особой любовью. Именно этот монастырь в начале XX века, когда многие приходы уклонились в обновленчество, остался твердыней святого православия. Не принял живоцерковный раскол, который очень сильно поразил в XX веке церкви.

– Петропавловский храмовый комплекс тоже, если не ошибаюсь, пользуется популярностью.

– В Петропавловском комплексе недавно было замечательное событие: 26 мая там освятили скульптурный образ Христа Спасителя, благословляющего наши Кавказские Минеральные Воды. Мы знаем, что все там устроено в напоминание об Иерусалиме. Идея напоминания об Иерусалиме для тех людей, которые не могут туда попасть по разным обстоятельствам, достаточно древняя. Еще патриарх Никон в XVII веке построил Новый Иерусалимский монастырь, чтобы дать людям некий образ Святой Земли. Промыслительно складывается так, что малый образ Святой Земли, некое напоминание о ней потихонечку образуется и в Петропавловском комплексе наших храмов.

– Открылись ли новые паломнические маршруты в этом сезоне (может быть, те, которые ранее были недоступны)?

– Из новых маршрутов я бы назвал маршруты в Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

– Ранее они не были востребованы?

– Это маршруты последнего года. Ранее просто не было людей, которые готовы были возить наших паломников по ним.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X