О земном и о небесном. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

10 июня 2024 г.

Православная Церковь 11 июня вспоминает архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) – духовного деятеля, писателя, ученого, талантливейшего хирурга, доктора медицины и доктора богословия, а еще участника Великой Отечественной войны, награжденного медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», лауреата Сталинской премии. О личности и заслугах этого человека поговорим с благочинным Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Отец Иоанн, казалось бы, ученый, хирург, как правило, должен быть человеком материалистических взглядов, разделяющим скорее естественнонаучную теорию происхождения всего живого, а тут архиепископ, богослов. Как все это уживалось в одной личности?

– Мне кажется, нужно понимать, что одно без другого невозможно. Святитель Лука все это вобрал в себя.

Нужно сказать, прежде чем стать священником, а затем принять монашеский чин и стать архиереем, святитель Лука, пожалуй, как любой человек, рожденный до революции, будучи крещеным, ходил в церковь, участвовал в жизни церкви, церковных таинствах. Но он всегда понимал, что вера – это не только какая-то номинальная традиция, свойственная гражданину Российской империи в то время, но и твердая решимость самого человека.

Святитель Лука пришел к осознанию того, что он не может жить без Бога, но не может жить и без своей профессии, в сложное время для государства и Церкви. В 1921 году уже состоявшийся хирург, который проводит наисложнейшие операции, постоянно ездит по госпиталям и консультирует, лечит раненых, вдруг появляется в больничной палате в рясе и с крестом. Конечно, это вызывало у людей и огромное недоумение, и непонимание, и удивление.

Впоследствии, уже уйдя на покой, святитель Лука рассказывал с покаянным чувством о том, что в середине 20-х годов ему не хотелось много служить, совершать Божественную литургию. Ему хотелось, как тогда он считал, заниматься делом всей своей жизни – помогать больным, раненым, нуждающимся в нем людям. Но потом он понял, что не может что-либо из этого оставить, и для него навсегда стало необходимым сочетание священнического служения и медицинской практики. И мы видим, что это ему удавалось.

– Поиск жизненного пути для Валентина Войно-Ясенецкого был довольно сложным и весьма противоречивым. Воспитанный в дворянской семье, в православной традиции, выбирая профессию, он колебался между занятием рисованием и медициной. В итоге он стал выдающимся специалистом в области гнойной хирургии и называл себя художником хирургии, анестезиологии. Как же это сочеталось в нем со священническим, а затем и архиерейским служением? Расскажите об этом, пожалуйста.

– Как любой молодой человек, Валентин колебался в выборе профессии. Ему очень хорошо давалась медицина, но в то же время он любил рисование, и он мечтал стать и художником, и врачом. Но потом твердо для себя решил, что выберет ту профессию, которая будет более необходима людям, в которой люди будут нуждаться, и стал, как Вы верно отметили, художником хирургии.

Призвание, талант художника – это очень важно, но профессия хирурга, спасающего жизни людей, не менее важна. И он принял решение стать врачом, поступил в Киевскую медицинскую академию и отучился в ней. Этот его выбор лишний раз говорит о том, что если человек имеет разнообразные таланты, то ему не всегда нужно выбирать то, что он хочет выбрать, что, на его взгляд, легче. Валентин Войно-Ясенецкий, думая о людях, а не о себе, сделал свой выбор.  

– Известно, что в области медицины – гнойной хирургии, анестезиологии – святитель Лука достиг немалых высот, им написано много научных трудов. Все это впоследствии было по достоинству оценено. А в какой момент жизни в нем укрепилось сильное религиозное чувство?

– Как мы уже говорили, будучи человеком крещеным, Валентин Войно-Ясенецкий с детских лет испытывал любовь к богослужению, к Церкви. Но решимость перевернуть свою жизнь – принять священный сан, а после кончины супруги еще и монашество, не оставляя своей профессии, пришла к нему в период, когда страну охватили революция и гражданская война. То есть он решается на этот шаг, когда, благодаря большевистской пропаганде, до людей доносились лозунги о том, что попов, как распространителей опиума для народа (то есть религии), нужно не просто отрывать от общества, а убивать, физически уничтожать.

Именно в этот период времени, еще до арестов, тюрем и лагерей, он приносил в операционную икону, молился перед ней и только после этого начинал операцию. И когда уполномоченные по делам религии распоряжались убрать эту икону, он говорил, что не станет делать операции, не будет консультировать больных, пока ему не дадут возможность работать в тех условиях, которые ему необходимы.  

– А как святитель Лука сам комментировал то, что он сочетал в себе хирургическую практику и глубокую веру, молитву?

– Он по-разному реагировал на выпады людей и судей, которые постоянно пытались его упрекнуть, уколоть. Даже на знаменитом «деле врачей», на котором он выступал в качестве свидетеля, вопреки желанию судьи, чтобы он, как авторитетный, опытный хирург, выступил и сказал, что врачи занимались вредительством, святитель Лука их защищал. Причем защищал он их с таким посылом: за то, что врачи спасают, исцеляют людей, судьи их убивают – приговаривают к смертной казни.

На это судья раздраженно спросил у него: «А ты, поп Войно-Ясенецкий, постоянно разрезая скальпелем тела, видел ли человеческую душу?» И святитель Лука ответил: «Знаете, я не видел человеческой души, но, разрезая человеческий мозг, я и разума там не видел, и совести тоже не наблюдал». Конечно, это был дерзкий выпад святителя в сторону судьи, которому действительно стоило бы задуматься над тем, есть ли у него разум и совесть. И таких моментов в жизни святителя Луки было немало.

В те непростые времена, понимая, что без него, гениального хирурга, обойтись невозможно, его долгое время не трогали. Но когда он тайно принял монашество и был рукоположен в архиереи, началось его преследование, были аресты и ссылки.

– Много ли их было в его жизни?

– Святитель Лука пережил три ссылки. В течение почти десяти лет он часто переезжал с места на место. Когда его попытались тайно отправить из Ташкента в первую ссылку и поезд, в который его погрузили как узника, уже должен был отправляться, узнавшие об этом люди легли на рельсы, преграждая поезду путь.

Была еще история, когда его решили наказать самым строжайшим образом и отправили за Полярный круг, в вечную мерзлоту, и сопровождавший его офицер не довез его туда, оставил в двухстах километрах от Полярного круга, зная, сколько жизней и военных, и простых людей спас святитель. У начальника конвоя просто не поднялась рука отправить святителя на верную смерть. Живя в период своей ссылки в поселении, святитель Лука оперировал людей, помогал им, иногда не имея необходимых медицинских инструментов. Он помогал и тем, кто приходил к нему за духовной помощью. Ну и дальше последовали арест, ссылка.

Должен сказать, что при очередном аресте святителя Луки допросы его не прекращались в течение длительного времени, что называется, велись конвейером. В течение нескольких суток, сменяя друг друга, его допрашивали разные обвинители и следователи, они беспрерывно требовали от него снять с себя крест, отказаться от сана, от монашества, признать, что это все оказалось ложью и одурманиванием, и обещали, что тогда его якобы отпустят. И хотя святитель Лука был крайне изможден, сильно избит и находился на грани жизни и смерти, ни на что это он не соглашался.

В своей последней ссылке в Красноярске святитель Лука встретил Великую Отечественную войну, и с наступлением боевых действий к нему в заключение стали привозить тяжелораненых в почти предсмертном состоянии, и он, сам совершенно измученный, оперировал их и возвращал к жизни.

Святитель Лука обратился к властям с просьбой отправить его на фронт в качестве военно-полевого хирурга, обещая, что после окончания войны он вернется в заключение. И его отпустили, когда стало очевидно, какую огромную пользу он приносит именно как медик.

Последние десятилетия своей жизни в качестве архиерея Тамбовского, а затем Крымского и Симферопольского святитель Лука находился в крайне ослабленном состоянии. Бесконечные ссылки и издевательства лишили его зрения. Он фактически ослеп, тем не менее принимал огромное количество людей. Будучи лауреатом Сталинской премии, полученной от власти, которая его, можно сказать, преследовала и лишила здоровья, он никогда не роптал и оказывал помощь всем людям, которые в ней нуждались.  

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Белицкая

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X