О земном и о небесном. Архангел Михаил

29 сентября 2025 г.

29 сентября у католиков день святого Михаила. Наш православный праздник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных отмечается позже – 21 ноября. О святом архангеле Божьем и значении этого праздника для славянских народов поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.

– Мы знаем, что Архангел Михаил – верховный хранитель от зла, победитель темных сил, символ веры, надежды… Он стоит во главе войск Спасителя. А что еще известно о нем?

– Прежде всего он является ангелом, то есть служебным духом Божьим. И какие бы эпитеты мы ни использовали, как бы его ни почитали, прежде всего мы должны помнить, что он – слуга Господа. Мы слышим о нем в контексте всей авраамической культуры. И это очень важно. Во всех ее проявлениях мы видим глубоко почтительное отношение к Архистратигу, то есть Верховному главнокомандующему Небесного воинства.

Само его имя – Михаил – имеет еврейское происхождение. Есть древнее предание, которое зафиксировано в апокрифических текстах. Оно рассказывает о том, что имя Михаил происходит от возгласа: «кто, как Бог». Это история о протобунте зла, бунте против Бога, когда Денница, прекрасное творение Господа, возгордившись, восстал против Бога, уподобив себя Ему. И именно тогда Михаил возвысил глас «кто, как Бог» («кто смеет уподобиться Ему) и сверг бунтаря. И теперь Денницу мы знаем под иным именем,именем диавола, разрывающего связь между человеком и Богом, или сатаны («сатан» – значит «противник»).

Мы должны понимать, что предание на то и предание, что строится на устной традиции, являя собой некий символ, образ. Оно не стремится точно передать нам те или иные события. И когда мы размышляем о преданиях, нужно быть очень осторожными и понимать, что некие образы ошибочно могут восприниматься нами как исторические события. Но так или иначе, а в этом предании, несмотря на его апокрифичность, прослеживается очень важный богословский смысл. Он состоит в том, что служебные духи Божьи – это, во-первых, личности, а во-вторых, они находят удовлетворение в своем служении. Это значит, они не просто функции (как электрочайник: включил – работает, не включил – не работает), а личности, которые способны чувствовать, проявлять эмоции и, находясь в славе Творца, служить Господу. И когда мы обращаемся к ним в молитвах, в частности в Архангелу Божьему Михаилу, мы помним об этом. В напасти, беде просим заступничества его и помощи как предстоящего перед Престолом Божьим и являющего собой пример искреннего служения Творцу.  Мы находим его помощь и  содействие в молитве о нас, грешных. Ну и конечно, это имеет некое педагогическое значение: мы смотрим на пример и в себе воспитываем те качества, которыми восхищаемся. 

– Как известно, имя Архангела Михаила упоминается как Ветхом, так и в Новом Завете. Он является одним из наиболее почитаемых представителей ангельского мира. Почему?

– Действительно, в Новом Завете мы встречаем его имя в Откровении Иоанна Богослова, в Послании апостола Иакова, а в Ветхом Завете несколько раз встречаем в Книге пророка Даниила. Есть еще несколько моментов в Ветхом Завете, где не упоминается Архангел Михаил напрямую, но церковная традиция толкования Священного Писания, восходящая к святоотеческому наследию, интерпретирует эти отрывки как рассказывающие именно о нем. Святые отцы считают, что под именем ангела Божьего здесь подразумевается не просто некий ангел, а именно Архангел Божий Михаил. Так что  призывание его и внимание к нему имеют основание в Божественном откровении, слове Божьем. Для нас это очень важно.

– О каких значимых чудесах и явлениях Архистратига Михаила известно?

Их достаточно много. Во-первых, нужно сказать о главном – о том, с чего мы начали: в различных авраамических традициях присутствует имя Архангела Михаила, и во всех авраамических традициях к нему относятся с большим пиететом и любовью. Поэтому преданий, рассказов, примеров из жизни, связанных с именем Архистратига Михаила, огромное множество.

Если мы обратим внимание на чудотворения, события, связанные с ортодоксальной православной традицией, то увидим, что их достаточно много. Даже дат памяти, связанных с теми или иными чудесами, предостаточно. Например, чудо Архангела Михаила в Хонех. Это событие произошло в Малой Азии, местности Фригия, которая находилась недалеко от таких центров христианства, как Колоссы, Иераполь. Те места богаты источниками минеральной воды, и издревле люди приезжали туда для того, чтобы поправить свое здоровье (примерно как у нас на Кавказских Минеральных водах). И многие из источников посвящены имени Архангела Михаила. Один из них, а также построенный на нем храм описывается в чуде Архистратига Михаила в Хонех.

Язычники решили погубить храм и отправили на него потоки горной реки – собрали воедино русло и направили в сторону храма, чтобы разрушить его с помощью природной силы. И старейший пономарь, который уже 60 лет служил при храме, обратился к Архангелу Михаилу с молитвой о помощи. И тогда явился сам Архистратиг Божий и, ударив в скалу копьем, сделал в ней огромную расщелину, в которую устремился горный поток. Храм не был разрушен, а местность эта стала называться Хонех, что переводится как «расщелина».

А если говорить о нашей стране, конечно, вспоминается история о том, как хан Батый, подойдя к Новгороду, увидел страшное для него видение, в котором могучий воин запретил ему приближаться к городу. Батый со своими войсками отступил, а когда он завоевал Киев и, войдя в храм, увидел фреску, то узнал на ней того воина. Это был Архангел Михаил.

По поводу фрески хочется сказать вот что: на Руси издревле существовала древняя традиция изображать на западной стене храма – то есть при входе – икону или фреску со Страшным судом. И в центре таких наиболее распространенных фресок изображается Архангел Михаил с весами, на которых он, якобы от имени Господа, взвешивает души, их добрые и злые поступки. Конечно, это прежде всего образ, но в культурной традиции он закрепился очень крепко (что именно Архангел Михаил призывает всех на Страшный суд). Это говорит об особом отношении к ангелу Божьему и его личности не только в традиции богословия, но и некоего народного  осмысления, народного благочестия.

– А много ли в нашей епархии храмов, посвященных Архангелу Михаилу?

– Как и везде. Храмов, посвященных Архангелу Михаилу, на Руси всегда было очень много – традиция освящать храм в честь Архангела Михаила очень древняя. Сразу вспоминается, к примеру, старейший храм 12-го века в Смоленске.

В нашей епархии Архангелу Михаилу посвещен не один храм. Первым вспоминается, конечно, Михайловский собор – один из старейших в городе Пятигорске, который не был разрушен ни во время гонений на церковь, ни во время Великой Отечественной войны. Этот храм для нас является неким символом преемственности. Там были в советские годы, скажем так, проблемы, но такого уничижения, как, например, в отношении  Спасского кафедрального собора Пятигорска, слава Богу, не произошло. И сегодня мы, пожалуй, не можем найти ни одной епархии Русской Православной Церкви, где не было бы  храма, посвященного Архангелу Михаилу, или хотя бы почитаемого древнего образа Архистратига Божьего, перед которым люди молятся и находят утешение.  

Ведущая Маргарита Рекко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X