***
1. Проповеди очень чтимого и любимого московского батюшки – святого праведного Алексия Московского - просты, искренни. А главное их достоинство то, что они несут практическое указание — как быть и что делать. Всем известны такие слова батюшки, которые он говорил своим прихожанам: «…Со слезами прошу и молю вас — будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то свою семью, которую подарил вам Бог. Будьте теплом и светом для окружающих. Старайтесь сперва согревать свою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже будет узок круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться…»
2. Сам отец Алексий, и вся его жизнь, были живым выразителем этой простой мудрости. По воспоминаниям епископа Арсения (Жадановского), «батюшка принадлежит к тем русским праведникам, ряд которых начинается от преподобного Серафима Саровского, идет через Оптину пустынь и доходит до наших дней. Это тип старцев, озаренных тихим светом смиренного жаления и любви ко всем страждущим. Такие именно праведники, по словам владыки Арсения, нужны людям усталым, измученным горечью жизни, боящимся какого-либо неосторожного прикосновения к их ранам. Им нужны именно смиренно жалеющие Серафимы, каковыми были старец Амвросий и все оптинские духовники, разливавшие вокруг себя любовь и ласку. Таковым же являлся для нас и отец Алексей: та же милующая любовь, та же ласка во взоре и радостная улыбка на устах, та же сердечная приветливость».
3. Став настоятелем церкви святителя Николая в Кленниках, отец Алексий ввел ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Кроме того, ежедневно батюшка служил панихиду, прочитывая все поданные поминания. Но несмотря на такое его усердие, в храме долгое время было пусто. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, - рассказывал впоследствии батюшка. - Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь - пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь»». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. Он всецело предал себя воле Божией и твердо решил терпеливо трудиться на том месте, какое указал ему Промысел Божий.
4. В основу своего дела он положил молитву и духовное бодрствование, возлагая успех всецело на благословение Божие. Одновременно со служением в храме батюшка вел работу в Обществе народного чтения, посещал тюрьмы. А в воскресные и праздничные дни он обращался к прихожанам с проповедью. Обычно темы для проповедей он брал из евангельских и апостольских чтений или из жития дневного святого. Проповедуя, отец Алексий не старался поразить слушателей красноречием. Но все, что он говорил, шло от сердца и трогало людей искренностью и простотой. В своих проповедях о. Алексий старался напоминать о любви Божией, близости Бога к каждому, о милосердии Божием ко всем падшим, слабым, грешным.
5. В настоящее время мы можем также услышать эти проповеди своим сердцем, читаю их на страницах этой книги. Сказанные в 30-х годах прошлого века, они и сегодня актуальны, и помогут читателям получить ответы на многие вопросы духовной и земной жизни. Кроме того, батюшка устраивал беседы с духовными своими детьми, в которых раскрывал волнующие тогда многих вопросы. Беседы эти излагались простым, общепонятным языком, в теплой атмосфере семейного уюта, и изложение указанных вопросов было преподано не в форме отвлеченных поучений, а в форме рассказов из действительной жизни, личного опыта Батюшки.
6. Так, например, и эту книгу открывают беседы на избранные места из творений прп. Иоанна Лествичника. Как отмечает отец Алексий в своей первой беседе, чтение книги «Лествица» у многих вызывает сомнения и страх. «Кто же может подняться на эту Лествицу?» – такие мысли, как считал батюшка, могли возникнуть у его духовных детей. Но, как напоминает праведный Алексий евангельские слова: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Вступать на путь духовной жизниможно только уповая на эти слова, а не на свои силы. От нас Господь требует усилий в меру наших человеческих сил, в меру нашего человеческого разумения – остальное дает нам Божественная благодать, Божия помощь.
7. Вот почему, приступая к чтению «Лествицы» св. Иоанна, - говорит пастырь, - да не дерзаем ставить себе задачей подняться на недосягаемую его высоту. Задача подвизающегося – работать для Господа всю жизнь. А каковы будут плоды – это от благодати Божией». И далее батюшка говорит о первых ступенях духовной «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. Далее в этой книге следуют беседы из цикла «О преподобном Серафиме Саровском». Как отмечает отец Алексий, читая житие преподобного старца, мы чувствуем, что его жизнь была преисполнена действенное благодатной силой. И то же самое, по мнению батюшки можно пережить при чтении поучений святого, к которым он и обращается в ходе своих бесед.
8. А цикл следующих бесед был посвящен разбору дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как отмечает батюшка, во всех чтениях, им проводимых, «руководит одна мысль - утвердить верующих в том, что духовная жизнь не есть нечто доступное в каких-либо определенных условиях и каким-либо определенным, избранным людям. Духовная жизнь есть обязательный жизненный путь каждого христианина». «И в этом смысле творения отца Иоанна Кронштадтского для нас являются особенно важными, потому что говорят о той духовной жизни, которая протекала в условиях совершенно одинаковых с нашей теперешней мирской жизнью».
***
В «Деянии Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протоиерея Алексия Мечева» в частности говорится: «Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13:1-23). К лику таких пастырей принадлежит … и протоиерей Алексий Мечев – «старец в миру», как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, отец Алексий жизнью и служением воплотил идеал молитвенника, доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу...» Свидетельством такой заботы о страждущих душах людей являются и эти проповеди.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!