У книжной полки. Об антихристе, печати и последних временах. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

11 апреля 2022 г.

В наше тревожное время многих волнуют думы о близкой кончине мира. Приход пандемии, присвоение личных QR-кодов, чипирование домашних животных по всему миру и другие явления современной жизни вызывают тревогу и заставляют задуматься. В этих думах многие впадают в уныние или даже в панику, потому что вопросов возникает больше, чем можно получить ответов. Архимандриту Иоанну (Крестьянкину) часто приходилось отвечать на подобные вопросы. Так много писем получал Батюшка на эту тему, что не только своим адресатам, но и в проповедях говорил о конце времен. На основе этих проповедей и писем составлена книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Вольный странник» и называется – «Об антихристе, печати и последних временах».

***

1. Прежде чем мы перейдем к содержанию книги, вспомним краткую биографию батюшки. Как рассказывает о нем Татьяна Сергеевна Смирнова в книге «Память сердца», отец Иоанн был восьмым и последним ребенком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. Родился 11 апреля 1910 года, тогда этот день пришёлся на понедельник пятой седмицы Великого поста. Батюшка часто повторял, что у Бога нет ничего случайного, нужно только видеть следы Промысла Божия в нашей жизни. Так было и с днём его рождения: родился он в день преподобного Иоанна Пустынника и получил при крещении имя этого святого, но в тот же день Церковь празднует память преподобных отцов Псково-Печерских Марка и Ионы, которые спустя 45 лет приняли его под свой покров.

2. По словам Татьяны Сергеевны, в сознании Вани рано вошли и укоренились впечатления от церкви и церковных служб, и проросли так глубоко, что определили всю его дальнейшую жизнь. Церковь поистине стала для него и родным домом, и училищем всякой правды, и Божией, и житейской. В церкви Ваня был с самого рождения, он возрастал в ней, и его игрой в период младенчества стало «служение». Первое кадило было из консервной банки, епитрахиль или орарь из полотенца, а первой прихожанкой и духовным чадом стала мама. От избытка любви к сыну у нее хватало и времени, и терпения участвовать в его домашних службах, как позднее в его пономарских обязанностях, которые Ваня взял на себя в 6-летнем возрасте. А в отрочестве он уже мечтал о монашестве.

3. Но всё это исполнилось спустя годы. Так, в сан диакона он был рукоположен митрополитом Николаем (Ярушевичем) в начале 1945 года, а спустя девять месяцев – состоялась его священническая хиротония, совершил которую Патриарх Алексий I в Измайловском Рождественском храме в Москве, где отец Иоанн и остался служить. Экзамены в семинарии он сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, был назначен в Псковскую епархию, а спустя два года перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

4. 10 июня 1966 года о. Иоанн принял монашество в городе Сухуми. 5 марта следующего года поступил в Псково-Печерский монастырь. В апреле 1973-го - возведен в сан архимандрита. Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжали приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках. Ну а в этой книге собраны мысли и рассуждения старца о кончине мира. Отец Иоанн рассматривает этот вопрос с самых разных сторон, во всех возможных подробностях, отвечая на вызовы современности.

5. Как отмечает на сайте «Православие.ру» Анна Ведяева, «отец Иоанн не раз обращал внимание своих чад на то, что мы живем в последние времена. Об этом он в частности говорил: «А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих. И год тогда будет как месяц, месяц – как неделя, неделя – как день, день – как час, и час – как минута». И неизменно, говоря о приближающемся Втором Пришествии, отец Иоанн вопрошал о готовности верующих ко встрече со Христом:

6. «Други наши! – говорил он. - Будем возделывать души свои, будем почаще отвечать себе на вопросы: ‟Есть ли у нас живая вера во Христа?” – ‟Творим ли мы дела для Бога, ради Бога и во славу Божию? Или работаем страстям и самости своей?” – ‟Исправляем ли, очищаем ли жизнь свою Христом?” – ‟Есть ли в нас ревность и решимость быть со Христом вовеки?” Эти благочестивые размышления должны почаще касаться струн нашей души и нашего сердца, чтобы все евангельские притчи, а их много, чтобы именно они могли растрогать нас, чтобы они заставили нас глубоко призадуматься над истинным смыслом жизни, особенно в наше смутное время и в наши чрезвычайно тревожные дни».

7. «В сущности, - отмечает Анна Ведяева, - книга именно об этом – о нашей готовности к встрече с Богом вне зависимости от того, когда она произойдет, ведь мы не знаем не только времени Второго Пришествия, но и даты собственной кончины. А ведь христиане призваны подойти к последней черте, как разумные девы, с полными светильниками. Именно поэтому отец Иоанн, добрый пастырь, вразумляет, отрезвляет, пробуждает нас из сна самообмана. Современный человек, постоянно включенный в Интернет-пространство, живет тревожными слухами и домыслами. Ежедневно он повторяет слова: стресс, неуверенность, напряженность. Теме преодоления этого состояния посвящена вторая часть книги. Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.

8. «Будем учиться вере, - наставляет нас старец. - Она научает нас приносить Богу жертву любви, всю жизнь – и в радости, и в горе – предавая Богу. Она научает нас принять и хранить Божии откровения, Божии обетования. Страхом Божиим она оградит нас от потопа зла и нечестия, захлестывающего мир. Вера станет нам спасительным ковчегом, где кормчим будет Сам Господь, Который приведет нас к вратам праведности. И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день, ибо что такое он, этот завтрашний день, если верующему в Бога и живущему в Боге обещана вечность».

***

Как отмечают издатели, оглядываясь вокруг, понимаешь, что, действительно, есть, о чем задуматься. Но так ли близок конец? И что делать каждому конкретному человеку, сталкиваясь с апокалиптическими явлениями современности? Старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), имевший духовные дары рассуждения и прозорливости, заранее ответил на многие вопросы сегодняшнего дня. Он не предсказывал дат, ведь в Евангелии сказано: О дне же том и часе ни кто не знаем, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Батюшка просто размышлял и рассуждал на эту тему. «Верьте Богу! - не уставал повторять отец Иоанн, - душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу!» Эти и другие слова старца нужно суметь услышать, чего от души желают издатели читателям этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать