У книжной полки. Духовная аптека

3 мая 2022 г.

20 век в истории Русской Церкви оказался периодом великого испытания, когда миллионы христиан пострадали только потому, что были верующими людьми. А сколько из них прошли путь исповедничества и приняли мученический венец– им же нет числа.  Были среди них и такие, кто не только стойко исповедовал православную веру, но наставлял в этом других, помогая своими советами преодолевать любые трудности. В России, в годы безверия, люди тянулись к ним как источникам живой воды, их наставлениями врачевали свою исстрадавшуюся душу. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу из серии «Духовная аптека», в которой собраны жизнеописания и духовные наставления трех подвижников благочестия ХХ века.

***

1. В этой книге, вышедшей в свет в издательстве «Православный печатник», представлены краткие жизнеописания и духовные наставления подвижников благочестия ХХ века: преподобного Севастиана Карагандинского, архимандрита Ипполита Рыльского и схиархимандрита Иоанна (Маслова). Испокон веков сложилось так, что в важные моменты своей жизни, для решения значимых вопросов, люди шли за советом к мудрым и духоносным старцам, к тем, кто уже достиг высот евангельского совершенства и может вести к этим высотам других. Так и жизнь старцев Севастиана, Ипполита и Иоанна для многих была примером твердого стояния в вере Христовой и исполнения заповедей Божиих. Именно по этой причине столь значимы и полезны будут для читателей их практические советы, которые призваны помочь каждому в борьбе со страстями и в укреплении веры и любви ко Господу и своим ближним.

2. Вкратце расскажем о каждом из старцев. Преподобноисповедник старец Севастиан (в миру Стефан Васильевич Фомин) родился 10 ноября 1884 года и уже в пять лет остался сиротой. Попечением о нем занялся старший из трех братьев Илларион, а средний брат Роман, к которому был особо привязан мальчик, вскоре избрал монашеский путь, и был отвезен на послушание в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. 3 января 1909 года Стефан приехал в скит к брату, в то время уже облеченного в монашескую мантию, и был принят келейником к старцу Иосифу.

3. Находясь при старце, Стефан обрел в нем опытного духовного наставника, а после его смерти стал келейником преподобного Нектария. Рядом с этими великими старцами молодой послушник быстро рос духовно и был счастлив. В грозном 1917 году Стефана постригли в монахи в честь мученика Севастиана. Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной пустыни, закалившись, как железо в горниле огненных испытаний, перенеся изгнания и заключения в советских лагерях, отец Севастиан также принял на себя бремя старчества в исключительно трудное время. Он нес свое старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, в многострадальной и благословенной Караганде, где в период 30-50-х годов развертывалась одна из самых трагических сцен богоборческой драмы нашего столетия. Об этой странице истории, и о старце Севастиане, говорится в первой части книги.

4. А вторая ее часть рассказывает о подвижнике благочестия нашего времени архимандрите Ипполите (Халине), почившего уже в 21 столетии, – настоятеле Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской области. Многие русские старцы и монахи-подвижники склоняли головы перед личностью о. Ипполита, «самого доброго старца на земле», как отозвался о нем приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов). А схиархимандрит Макарий (Болотов), великий русский подвижник и исповедник веры Христовой, из-под "крыла" которого вышли 26 архиереев, оставил такое высказывание об отце Ипполите: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, то она бы с корнями поднялась на небо...»

5. По словам составителей книги, архимандрит Ипполит, как никто другой знал немощи современного человека. Чаще всего ведь приезжали к нему не «праведники», а своевольники, одержимые страстью гордости, пьяницы и наркоманы, бывшие зэки и просто опустившиеся люди. И он всех принимал. Старец жил в каком-то совершенно ином, Горнем мире, и из этого мира смотрел на все, что происходило вокруг него. Поучения его были самые простые и немногословные: «Молись», «Ходи в церковь», «Читай Евангелие, Псалтирь». «Твори добрые дела, и Бог поможет».

6. Простые и незамысловатые слова, но сказанные с искренней любовью, они проникали до глубины души каждого, кто приходил к нему за утешением и советом. Он жил в народной гуще, но сохранил покой и молитву в душе, лишь на время сокровенной молитвы затворяясь в келье своего сердца. «Следовать за Христом, - говорил старец, - не значит говорить или читать. Это значит идти по Его окровавленным следам. По кровавому следу Спасителя. Потому что Любовь иначе недоступна!» Говорил еще: «Не нужно измерять свое благочестие количеством прочитанных книжек или сказанных речей. Нужно работать с огоньком от души». Таким был и сам старец, краткую историю жизни которого вы узнаете из второй части книги.

7. Ну а в третьей вы найдете жизнеописание схиархимандрита Иоанна (Маслова), который в дни своего земного бытия не только твердо нес свой крест, но и имел огромную нравственную силу поддерживать тысячи других людей и помогать им нести жизненный крест. «Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у неё…», - так наставлял отец Иоанн своих духовных чад. Эти слова сам батюшка, выдающийся богослов XX столетия, опытный духовник и старец Троице-Сергиевой лавры, воплотил всей своей жизнью. Родился он 6 января 1932 года - в день навечерия Рождества Христова. Родители мальчика Вани отличались благочестием, в семье было девять детей. И самым смиренным и послушным из всех был Иван, который и впоследствии, как значится в его послужном списке, отличался смирением и кротостью.

8. Возможно, - как говорится в издании, - именно ему достались «монашеские гены»: в роду Масловых уже был один монах, подвизавшийся в Глинской пустыни, родной брат деда Ивана. Примечательно, что сродник, прозорливый иеромонах Гавриил, предсказал судьбу Ивана: «Поверьте, - сказал он однажды родным, - я умру, а в нашем роду будет еще один монах». Отец Иоанн имел дары Святого Духа, среди которых были непрестанная молитва Иисусова, духовное рассуждение, проникновение в тайны человеческих душ, исцеление болезней душевных и телесных. Но, главное, он стяжал безграничную, самоотверженную, деятельную христианскую любовь к Богу и людям. Подробнее о нем, а также наставления старца, читайте на страницах этой книги.

***

Книга «Духовная аптека» содержит наставления и советы преподобного Севастиана Карагандинского, архимандрита Ипполита Рыльского и схиархимандрита Иоанна (Маслова) о насущных проблемах современности. Все слова старцев, собранные в этой книге, очень актуальны и для наших дней, и во все времена. Чтение «Духовной аптеки» дает большое утешение в унынии, печали, скорби, гнете «неразрешимых» проблем. Таким образом, добрые пастыри пекутся о нас и по своем отшествии из земного мира. Книги такого рода очень популярны, всегда пользуются спросом. Они адресованы ко всем людям, к верующим и неверующим, которые пытаются найти опору в жизни, и идеально подходят для дарения и утешения ближних, отягощенных усталостью или скорбями.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​