Кулинарное паломничество. Рецепт согревающего напитка. Храм Воскресения Христова в Кадашах

21 января 2024 г.

Старинный рецепт согревающего и лечебного напитка узнаем в воздвигнутом более трех столетий назад храме Воскресения Христова в Кадашах. При нем уже двадцать лет действует музей. О его целях, коллекциях, задачах и программах - в нашей передаче.

Булат Окуджава писал: «Январь пробегает бешено, как электричка!» Не успели оглянуться – позади Рождественские и новогодние праздники. А сегодня, в эти январские дни, мы прибыли в Кадаши.

Кадаши – милое, теплое, уютное название. В нем слышится звон каких-то кадок. И на самом деле кадки здесь когда-то делали. Кадаши сейчас – это центр Замоскворецкой стороны столицы, где современность и древность располагаются на одном плече. Вот об этом наша программа.

Сейчас в храме Воскресения Христова в Кадашах ведутся работы по восстановлению иконостаса. Он был красив, знаменит на Москве и послужил образцом для создания подобных иконостасов в других московских храмах. Проект былой красоты одобрило Министерство культуры, а средства собирают всем миром. Работа движется потихоньку. Кадаши, как нам показалось, место, где не любят суетиться. Здесь ценят тишину и молитвенность.

Долгое время храм не возвращали верующим. Для совершения богослужений переоборудовали бывший каретный сарай, ставший церковью преподобного Иова Почаевского. Позднее под ним соорудили храм-усыпальницу, где покоятся останки иноков из нескольких московских монастырей, останки москвичей, которые в ходе раскопок обнаружили археологи и передали для захоронения. Здесь же, на стенах этого пещерного храма, – иконы тех святых, которые молились когда-то в Кадашевском храме.

А 20 лет назад при храме Воскресения в Кадашах устроили музей. Он получил свое название от ремесленной слободы, которая находилась в Замоскворечье, прямо напротив Кремля. Жители этой слободы занимались ткацким производством для нужд царского двора. В XVII веке Кадашевская слобода была одной из самых больших и богатых в Москве. В музее собрана коллекция предметов церковного обихода: старопечатные книги, облачения, иконы, утварь и много других интересных вещей – артефактов. Сюда мы вас и приглашаем!

– Евгений, добрый день! Мы находимся в замечательном музее Кадашевской слободы. Как он правильно называется?

– Церковно-археологический музей «Кадашевская слобода».

– Скажите, пожалуйста, как создавался музей на этой территории? Сейчас он стал известным, его многие посещают. Музей и храм как сосуществуют на одной территории?

– Началось все это достаточно давно, когда приход храма Воскресения Христова в Кадашах был зарегистрирован на Ксению Петербургскую 6 февраля 1992 года. Главное здание храма было занято научно-реставрационными мастерскими имени Грабаря, рядом был создан отдельный небольшой храм в честь Иова Почаевского. И только в 2004 году был освобожден нижний храм и там начались регулярные службы. Тогда стали заниматься изучением территории археологи, историки, исследователи, стали находить различные экспонаты. В связи с этим в 2004 году было принято решение открыть Церковно-археологический музей «Кадашевская слобода» при храме Воскресения Христова в Кадашах.

Наш настоятель протоиерей Александр Салтыков много времени посвятил и сейчас посвящает музейной деятельности. Он – старший научный сотрудник музея в Спасо-Андрониковом монастыре. Хороший Вы задали вопрос: как сочетаются музей и храм? Для чего нужен такой краеведческий археологический церковный музей при храме? Сейчас модно создавать такие музеи. Мы находимся в самом центре Москвы, в районе Замоскворечье, где располагается много храмов. У каждого из них постепенно появляются свои музеи. И, как говорит отец Александр, экскурсия на территории храма – это не просто исторический рассказ, просвещение. Например, у нас сложилась традиция на Рождество и Пасху проводить экскурсию для людей, которые хотят именно в этот день, в большой праздник посетить храм и узнать церковную историю.

– Если в 2004 году музей был создан, то в 2024 у вас двадцатилетие?

– Да.

– Мы поздравляем вас с этим юбилеем! Каковы итоги вашей деятельности?

– Во-первых, на территории уже не один, а два музея. Помимо церковно-археологического у нас есть также музей, в котором воссозданы интерьеры жилья горожанина, проживавшего в центре Москвы, то есть здесь же, в Замоскворечье, в конце XIX – начале XX века. Помимо этого у нас есть усыпальница, которая по-другому называется крипта. Она используется в первую очередь как храм. Когда были найдены останки древних жителей Москвы, здесь они упокоились. Включилось так называемое сарафанное радио, и сюда стали свозить останки из других мест. И вот именно то, откуда свозились останки, как раз делает данную усыпальницу уникальным местом в центре Москвы.

– Но у нас все-таки кулинарная программа. Итак, что же мы готовим и какой у Вас сегодня рецепт?

– В связи с 20-летием музея «Кадашевская слобода» и с тем, что оно совпадает с самым холодным периодом времени в России – зимой, мы в своих архивах нашли рецепт старинного русского лечебного чая, который пьют в ограниченном количестве. Ингредиенты следующие: крепкий чай – три части, одна часть водки и одна часть меда. Мы сначала в чай выливаем водку, потом сюда же выкладываем мед.

– Бодрящий должен быть напиточек!

– Мед приятный, липовый, он дает очень хороший аромат. Теперь мы это тщательно все перемешиваем и выливаем в турку. Должно все хорошо перемешаться, чтобы на дне не остался мед.

– А как происходит процесс формирования коллекции? Мы поняли, что что-то в ходе археологических работ обретено, а как другие предметы к вам попадают? У вас очень много этнографии, очень много церковных, живописных предметов… Как это все комплектуется в коллекции сейчас?

– Давайте мы сначала поставим турку, чтобы чай грелся, потому что его ни в коем случае нельзя доводить до кипения.

Меня достаточно часто спрашивают, почему одна из моих экскурсий называется «Святыни Замоскворечья». Почему я в Замоскворечье выбрал именно такую тематику? Дело в том, что любой храм в прошлые века, до революции 1917 года, использовался не только как религиозный объект – как сейчас, но и как административный. И когда мы рассказываем о самом храме, в этот момент мы узнаем историю всего района. Даже если обратиться к истории храма Воскресения Христова в Кадашах, мы, изучая его историю, постепенно узнаем, как, оказывается, знаменита Кадашевская ткацкая государева слобода, в которой был главный храм именно наш, Воскресенский, связанный с историей вообще всего Замоскворечья. То есть куда мы с вами ни посмотрим, везде есть след кадашевцев! Слобода Кадашевская была по тем временам достаточно большая. Такие границы у нее были: улица Большая Ордынка, улица Полянка, Кадашевская Набережная, и заканчивалась она где-то в районе Толмачевского переулка. В ее состав входил Старомонетный переулок, где находился Старый Монетный двор во времена Петра I.

– Ну и у Вас на столе монетка как раз лежит.

– Да-да, вот я к чему как раз рассказ свой и подвожу. В Старомонетном переулке находился знаменитый Кадашевский Монетный двор, открытый при Петре I, и там чеканили монеты. Но не только монеты. Там также изготавливали медали. У меня здесь есть медаль за 1708 год (это, конечно, копия). Этой медалью награждали победителей битвы при Лесной, это в Белоруссии. Я всегда задаю вопрос экскурсантам: почему Петр I назвал битву при Лесной «матерью Полтавской баталии»? Очень редко кто отвечает на этот вопрос правильно.

– Давайте зададим его; и кто ответит, приедет сюда, а Вы проведете экскурсию?

– Точно! Давайте. Звоните!

– Кому писать и куда отправить ответ? Или ответ мы расскажем в следующей программе?

– Да, ответ мы расскажем в следующей программе – так будет интересней! Это я все говорю к тому, что вот так и собиралась коллекция нашего уникального музея, потому что здесь находятся не только экспонаты, которые относятся непосредственно к этому храму, но и к истории всего Замоскворечья.

…Еще немного, и чай начнет кипеть. Но мы не должны ни в коем случае его доводить до кипения, нужно только сильно нагреть. Мы наливаем в кружку совсем немного, потому что это исключительно в лечебных целях.

– Когда мы приготовили такой бодрящий, согревающий, лечебный напиток, остается сказать все-таки главное: для чего нужен музей – еще раз это повторить и всех пригласить сюда.

– Музей при храме нужен в первую очередь для того, чтобы через историю человек проникся историей православия, историей Русской Православной Церкви. И, может быть, если он невоцерковленный, но его душа желает присоединиться к церковной жизни, чтобы через экскурсию у него появилось желание прийти в храм и в нем остаться. И таких случаев у нас после экскурсий бывает немало. Конечно, этот процесс происходит постепенно, но меня часто экскурсанты спрашивают: «Можно ли познакомиться с вашим настоятелем, попасть к нему на исповедь?»

У нас есть программы, мастер-классы, проходят они в основном на воздухе, и в конце, естественно, детям нужно согреться. Да и не только детям, но и взрослым, родителям. Поэтому у нас есть старинная гостиная, которая оформлена в купеческом стиле, где мы накрываем стол, завариваем травяной чай, расставляем свечки, салфеточки, вкусные пироги…

– Самовар…

– Да, естественно, ставим самовар, и потом уже дети не хотят уходить.

– Детям тоже такой согревающий напиток предлагают?

– Это исключительно для взрослых.

– Спасибо большое! Будьте здоровы! Юбилейный год можно встречать целый год! Мы вас поздравляем с такой значительной датой! Это говорит о том, что дело живет и что оно очень нужное, полезное и важное.

Ведущая Юлия Стихарева

Записала Мария Лытасова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 06 мая: 02:45
  • Понедельник, 06 мая: 09:30
  • Пятница, 10 мая: 15:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать