Кулинарное паломничество. Рецепт полбы. Храм в честь великомученицы Ирины

31 марта 2024 г.

Этот храм был возведен в XVII веке, через столетие его перестроили и расширили в камне. Вот уже несколько веков храм именуют по малому приделу. В этой церкви в воскресный день совершают три Божественные литургии, здесь пребывает частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, на приходе ведется масштабная социальная работа. Все это - о храме в честь великомученицы Ирины, который является представительством Витебской епархии Белорусского экзархата. А готовить будем забытую кашу русских богатырей.

Сегодня весенний день, мы вас приветствуем, и приехали мы сегодня в храм именно с женским посвящением. Это храм в честь великомученицы Ирины. Сейчас он является представительством Витебской епархии и относится к Белорусскому экзархату. Что это за храм и как здесь встречают весну, мы сегодня и узнаем.

В 1635 году на месте деревянного храма решили вновь возвести еще один храм и посвятить его великомученице Ирине. Строился этот храм около пяти лет, а когда наконец открылся, главный его престол, как и в прежней деревянной церкви, был посвящен Живоначальной Троице, а придел в честь великомученицы Ирины, небесной покровительницы дочери царя Михаила Федоровича Романова. Храм получил название Ирининского, как и ближайшие переулки и улица. Будучи государевой церковью, храм этот был богато украшен и хранил в себе множество древних икон и ценную утварь, что дарили один за другим русские цари. Когда построили величественную каменную церковь во времена императрицы Екатерины II с приделом в честь небесной покровительницы императрицы, Ирининский храм все равно сохранял свое название.

В 1932 году этот храм закрыли. Из него вывезли 14 пудов золота и драгоценной утвари. Со звонницы сняли и увезли на переплавку колокола. Долгое время оскверненный и ограбленный храм переходил из одних рук в другие. В нем располагались и клуб «Ворошиловских стрелков», и продовольственная база, и Московский электромеханический завод. Кстати, некогда знаменитые катушечные магнитофоны «Яуза» собирались прямо здесь.

Чтобы храм восстановить и заново начать в нем богослужение, пришлось затратить колоссальные усилия. От старинного здания, по сути, мало что осталось. Реставрация храма до сих пор продолжается, и дела с ней идут крайне неторопливо. Сейчас Ирининский храм располагается на улице Фридриха Энгельса. Теоретик марксизма известен нам гораздо больше, чем великомученица Ирина и царевна, названная в честь этой святой девы.

– Итак, мы с вами опять находимся в трапезной, в трапезной храма великомученицы Ирины. Нас здесь приветствует Жанна, но в крещении ее зовут Евгенией. Как Вас называют на приходе?

Евгения (Жанна) Путилина:

Монахи, наши батюшки, называют меня Евгенией. Все духовные сестры, наши помощницы, так же зовут. В миру я Жанна. Я спокойно принимаю оба имени. В церкви приятнее, конечно, когда зовут Евгенией. Есть святая великомученица Евгения.

– Как Вы попали на приход?

– Храм на самом деле очень удивительный. Мимо него нельзя пройти. Когда я водила своих детей в соседнюю спортивную школу и нужно было их ждать, волей-неволей все равно нужно было скоротать где-то время. Заходишь, молишься и пропитываешься всей этой энергией наших монахов. Сегодня я уже говорю: наших монахов. Тогда для меня это было что-то удивительное. Узнала, что из Белоруссии приезжают монахи и что службы проводятся в такой строгости.

– Мы знаем, что вы всех кормите. Это тоже большое дело – встретить всех и покормить с любовью. Это большая нагрузка и забота. И большое количество продуктов должно быть.

– Сегодня я хотела бы показать, как мы на нашем приходе делаем старославянское блюдо – полбяную кашу. Полба – прародительница пшеницы, в ней очень много витаминов. И мы хотим в постном варианте показать, как это легко можно приготовить буквально за 30-40 минут.

– И надо сказать, что полба – это каша богатырей. И как раз участники Куликовской битвы, воины, постились несколько дней перед битвой. И вот полба – это настоящая русская каша богатырей и национальный продукт, который забыт сейчас.

– Да, мало того, раньше считалось, что полба – это еда бедняков, но сейчас это один из дорогих продуктов нашего сельского хозяйства, и России, и Белоруссии, без которого мы уже не сможем обойтись. Когда нет поста, идет молочный вариант с орехами, цукатами.  Можно приготовить и с мясом, но у нас будет овощной вариант.

– Да, соответственно времени поста. Итак, овощи у нас уже практически подготовлены. Морковка порезана. Еще чуть-чуть добавляем грибов.

– Мы не мельчим их, потому что полба, даже хорошо разваренная, все равно плотная, она не будет такой, когда рис переваривается в кашу. Поэтому у нас все должно быть видно, то есть все продукты не должны смешаться в кашу.

– Помимо форумов и всевозможных встреч чем Вы занимаетесь, какой социальной работой на данном приходе?

– На данный момент мы открываем швейную рукодельную «Доброделание». В ней могут участвовать абсолютно все прихожане всех храмов, то есть и России, и Белоруссии. Все рукодельницы, которые что-то умеют либо хотят передать нашей молодежи свои таланты. Шить, вышивать, вязать… Передать нитки, ткани, старые ткани, платки; может быть, красивый узор умеют делать. У нас уже есть команда в Москве из четырех рукодельниц, но мы с удовольствием принимаем всех. Есть помещение, есть для этого швейные производственные машинки.

– А что делать надо?

– На данный момент мы хотим сделать правильный образ православной женщины, то есть подобрать для этого платье.

– То есть вы хотите выработать какой-то продукт совместно?

– Да, который подходил бы абсолютно всем… Мы постоянно в движении. Православная женщина очень активная, то есть она не без талантов.

– Иногда чересчур.

– Ну, это уже как получается. Сейчас у нас будут сарафаны, юбки. Чтобы были по лекалам славянской нотки, белорусской вышивки, русского красивого орнамента.

– Какой еще проект есть?

– «Вместе поможем многим» – это проект для маломобильных. Что мы можем делать? У нас есть активист Андрей Барбашин, слепой маломобильный инвалид. Мы помогаем всем маломобильным в любой просьбе, которая нам по силам. На нас вышло такси, которое тоже помогает. Мы можем перевезти кого-то, например, на концерт.

– По разным нуждам, в больницу, в поликлинику, какие-то исполнить дела…

– Но не в таком режиме, что сразу. У нас есть план, расписание.

…Сейчас мы добавим подсолнечного масла. Не очень много, чтобы пережарка не плавала, но прожарилась. Сначала добавим лучок.

– Знаете, есть такой секрет, чтобы лук сильно не подгорел. Мы чуть-чуть разжарили сковородку, и можно добавить немного сахарку.

– Да, я знаю. Он немножко потомится. Потом добавим морковку и в самом конце грибочки, потому что они самые нежные.

– Но мы знаем, что сначала полбу надо замочить. Сколько ей надо постоять замоченной?

– В замоченном состоянии минимально она может быть пару часов, но лучше на ночь. То есть промыть, поставить в какую-то емкость до того момента, пока у нас все не потушится и не приготовится. Она очень хорошо раскроется. А после двух часов немножко на медленном огне ее надо потомить... Затем у нас морковь. Совсем протушенными морковка, лук и грибы не должны быть. То есть должен оставаться правильный вкус морковки,  сладкий.

– Чуть-чуть аль денте.

– Да. Побольше протушим грибочки, и как раз дойдет середина морковки. То есть сейчас она до половины потушилась и уже с грибочками дойдет. То есть не доводить их до состояния ужарки.

– Как на приходе Великий пост проходит в доме, в семье? Есть ли деление жизни как бы на две половины? В доме мы одни, а здесь другие.

– Мне повезло, что меня в православии поддержали дети. Мы не с самого их рождения пришли в храм. Они знают, что если мы в храме, то всегда что-то делаем. Вокруг них люди, которые не ругаются матом, чему-то их учат. То есть здесь жизнь. Мы идем домой, можно сказать, практически ночевать.

– Увеличивается ли социальная работа, добрые дела в течение Великого поста?

– Я думаю, те, кто часто бывает в храме, читает духовную литературу, общается со своим духовным отцом, знают, что молитвы без дела не бывает. Любой труд без молитвы тоже не бывает. И в пост, конечно, мы объединяемся. Мы говорим: «Мы все разные, но дух-то у нас один». Мы сестры, и кто-то готовит, кто-то шьет, кто-то вяжет, кто-то ребят на гитаре учит играть. То есть это семья. Я абсолютно социальный, нормальный, светский человек, которого поддержали дети, и я растаяла в этом правильном православии.

– Скажите, как Вас поддерживает и помогает Вам здешняя небесная покровительница великомученица Ирина?

– Когда я получаю эту любовь, я тружусь. Просто тружусь. «Господи, возьми у меня то, что у меня есть». А великомученица Ирина позволяет мне себя раскрыть. Владыка, который в нас рассматривает таланты и позволяет здесь быть, перевоспитывает нас. Очень добрый, справедливый. Проходишь мимо придела великомученицы Ирины, там всегда цветы свежие. Перекрестилась, говоришь: «Матушка, помогай. Управи нас, современных девушек, чтобы мы не потерялись». Искушаться можно много от чего, а она скрепляет наш дух.

– Каша как раз сварена. 

– Теперь мы добавляем нашу сытную пережарку и все это перемешиваем. Вы знаете, на эту кашу затрачено всего 200 рублей. То есть крупа 500 граммов, морковка одна большая и упаковка грибов – 250 граммов.

– Всё посчитали?

– Да. Должно быть все правильно, полезно и экономно.

– Ну, вид очень красивый.

– Царский.

– Кстати, брат Ирины царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, очень строго соблюдал пост. Он ел всего несколько ягодок брусники в дни строгого поста, хотя это абсолютно его не избавляло от большой тучности… И скажите нам что-нибудь заключительное.

– Я желаю всем мира, добра, терпения, любви друг к другу, к нашей Родине, к нашей вере православной.

Ведущая Юлия Стихарева

Записал Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать