Канон. Регент хора Донского монастыря Павел Мунтян. Часть 2

1 октября 2022 г.

Продолжение беседы с регентом Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы Павлом Мунтяном. Регент расскажет о своем эталоне церковного звучания - хоре архимандрита Матфея (Мормыля), и его влиянии на все современные церковные хоры.

– Сегодня мы продолжим беседовать с регентом Донского монастыря Москвы Павлом Мунтяном.

Мужской хор Донского ставропигиального монастыря существует с 2014 года. Коллектив появился на свет по настоянию игумена обители, ныне епископа Наро-Фоминского Парамона, при участии дьякона Василия Ковальчука. Помимо богослужебной деятельности в Донской обители коллектив принимает участие в богослужениях с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также на праздничных и архиерейских богослужениях в различных храмах столицы и других городов России. За годы своей деятельности коллектив неоднократно становился лауреатом различных фестивалей духовной музыки, а также выступал на светских концертных площадках.

Сегодня регент мужского хора Донского монастыря Москвы Павел Мунтян гость программы «Канон».

– В прошлой программе Вы сказали, что особое влияние на Вас оказал отец Матфей (Мормыль) и его легендарный коллектив. Скажите, почему этот коллектив считается действительно легендарным? Что в нем особенного?

– Я думаю, что особенное в нем именно то, о чем я говорил в первой передаче, – это тот сакральный смысл, который верующий человек вкладывает в свой певческий труд.

– То есть что-то незримое присутствует?

– Естественно. Это элементарное понимание текста. Даже если взять строки из Херувимской песни, мы, певчие и молящиеся в храме, – тайно изобразующие херувимов. Человеку, который работает в храме на клиросе, будет трудно, у него не будет желания этого делать. А человек воцерковленный, верующий проводит через себя этот текст, его смысл. И тогда молящимся в храме это только помогает сосредоточиться на молитве и на общении с Богом.

– А то, что было заложено отцом Матфеем при жизни, сейчас удалось сохранить? Есть продолжатели традиций?

– Я поступил в академию в лавре после смерти отца Матфея и застал тот период. Это был сложный момент. Всегда, после того как уходит эпохальная личность, возникают трудности. Были трудности и в хоре. Но я очень хорошо помню те ценности, что несли своим продолжателям певчие, которые пели при отце Матфее. Они очень радели об этом и ревностно старались держаться традиций, заложенных руководителями.

– Но ведь часто происходят ситуации, когда нас отвлекают те же самые современные гаджеты, звонки. Ведь помимо клироса у многих есть другая жизнь (работа, дети). Как с этим быть? Приходится ли Вам с этим бороться?

– Вы правильно заметили. У всех бывают разные трудности и житейские заботы. Не могу сказать, что я с этим как-то борюсь, хотя в свое время это было. У нас уже сложилась традиция, что мы стараемся к телефонам особо не прибегать во время богослужения. Но и полного запрета на это нет, потому что всякое может случиться. Службу мы можем допеть и без одного певчего, если вдруг, не дай Бог, что-нибудь случится. Поэтому певчий может достать телефон и посмотреть сообщение или принять очень важный звонок.

– То есть такой строгости нет?

– Нет. Все стараемся относиться к богослужению с пониманием, и к житейским заботам друг друга тоже.

– Помимо службы на клиросе Вы еще выступаете на обычных концертных площадках. Что для Вас сложнее: светские мероприятия или клирос?

– Наверное, все-таки пение за богослужением. Потому что это требует, помимо применения каких-то профессиональных навыков, очень глубокого и сакрального погружения в тексты, в духовную музыку, которую мы исполняем.

– А концертное исполнение отличается от церковного?

– Конечно.

– Оно более яркое?

– Там все-таки палитра звучания может быть намного шире. Потому что мы стараемся находиться в более узком спектре звучания, чтобы не разваливать единую линию молитвы для молящихся и служащих. А на концерте можно себе дать полную свободу, где-нибудь что-то оборвать, подчеркнуть что-то очень контрастно. За богослужением я стараюсь такого не делать.

– А как Вы готовите аудиторию на концертах к исполнению своих произведений? Нужна ли какая-то подготовка? Все-таки это духовные произведения, в первую очередь это молитвы.

– Подготовка с моей стороны как руководителя проходит посредством выбора репертуара.

– Чтобы было интересно зрителям?

– Чтобы было интересно. Мы связываем произведения друг с другом и подводим к определенной кульминации в программе, потом выходим на более спокойные произведения. И к концу уже самые интересные и яркие моменты.

Транслируется песнопение «Покаяния отверзи ми двери…» игумена Силуана Туманова в исполнении мужского хора Донского монастыря.

– Поскольку сейчас в одной только Москве достаточное количество коллективов, связанных с духовной музыкой, как вы выделяетесь среди этого обилия хоров? Чем удивляете зрителя?

– Нельзя сказать, что мы ставим задачу удивить зрителя. Мы все-таки видим в нашей работе какую-то миссию, стараемся ее делать искренне, по-настоящему и по-своему. Если говорить о комментариях о нашей работе других людей (потому что говорить от себя, наверное, будет не очень скромно), то многие выделяют мягкость исполнения, называют наше пение движущейся речкой, в которой тексты нанизываются на единую линию. Прихожане тоже именно за это нас благодарят, слава Богу.

– Есть ли у этой речки притоки современной музыки?

– Конечно, есть. Но делаем мы это не очень часто, потому что наместники нашего монастыря (за время существования хора их было несколько) очень любят традицию Троице-Сергиевой лавры. И мы все-таки добавляем небольшими вкраплениями какую-то современную музыку, но только если она не сильно выбивается из общего репертуара.

– То есть какие-то масштабные эксперименты с электроникой, как делали некоторые коллективы в свое время, не проводите?

– Нет, ни в коем случае.

– Расскажите о сегодняшнем дне коллектива. Чем насыщена его жизнь кроме служб? Какие-то фестивали, концерты? Что было, что планируется?

– Если называть из последних мероприятий, в которых мы участвовали, это богослужения 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. Мы участвовали за богослужением, затем пели на фестивале народные песни. Незадолго до этого мы выступали на международном фестивале в Витебске, в Белоруссии, на «Славянском базаре». Также мы выступаем в целом по России и в Москве даем концерты.

– Я знаю, что помимо служб в Донском монастыре ваш коллектив также можно услышать и в других храмах столицы.

– Да, конечно. Нас приглашают поучаствовать в патриарших или архиерейских богослужениях. Когда приезжает архиерей, принято приглашать хор либо побольше, либо более профессиональный. Поэтому мы довольно часто поем и в других храмах города Москвы (и не только).

– В ближайшее время какие-то концерты планируются?

– Мы стараемся регулярно исполнять концерты на разные темы. Но могу отметить любовь наших прихожан и нас самих к рождественским колядкам. Мы уже несколько лет на рождественские праздники исполняем в Донском монастыре колядки, которые нам очень сильно полюбились.

– Может быть, когда-нибудь это вырастет в большой фестиваль?

– Я об этом, можно сказать, мечтаю.

– Дай Бог, чтобы мечта осуществилась.

– Большое спасибо. Надеюсь.

– Основное место Вашей службы – это Донской монастырь, где можно услышать ваш коллектив. Я знаю, что в Донском монастыре есть много социальных направлений: это и реставрационная мастерская, и молодежный центр.

– Не так давно там был создан Социальный центр имени святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Он ведет активную социальную деятельность, помогает тем, кто в этом нуждается. Постоянно проводятся лекции, какие-то концерты местного значения.

– Кроме того, Донской монастырь в свое время был центром духовной жизни Москвы, где много святынь. Давайте мы позовем паломников в Донской монастырь. Расскажите, ради чего туда нужно съездить?

– Главной святыней Донского монастыря является Донская икона Божией Матери. В Большом соборе Донского монастыря находится список этой иконы, оригинал хранится в Третьяковской галерее. Первого сентября у нас главный праздник обители – празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Донская». Как раз в эти даты из Третьяковской галереи, по давно сложившейся традиции, привозят оригинал Донской иконы Божией Матери, к которому могут прибегнуть все желающие.

Еще одна святыня Донского монастыря – мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского, который был первым патриархом после Синодального периода, великой личностью своего времени.

Также достоянием монастыря можно назвать некрополь, в котором покоятся останки многих великих людей. Как поет в своей песне Александр Городницкий, «спит в Донском монастыре русское дворянство». Это деятели культуры, историки, профессура московских университетов.

Еще у нас очень красивые горельефы, с которыми связаны трагические события в истории нашей Церкви. В свое время, когда разрушали Храм Христа Спасителя, было разрешено оттуда перевезти горельефы (огромные скульптуры) в Донской монастырь, в котором они до сих пор хранятся. Среди них есть знаменитая работа «Благословение преподобного Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой».

– То есть однозначно стоит съездить туда?

– Конечно, мы всех приглашаем, всем рады. У нас совершаются молебны перед Донской иконой и перед мощами святителя Тихона каждый день, с 12 до 16 часов, когда нет богослужений. Можно в любой момент прийти помолиться.

Также отмечу, что мы на ранних службах (у нас каждый день раннее богослужение в 6.30 утра) исполняем песнопения во время литургии знаменным распевом. Мы поем двухголосную литургию: это древнерусские, греческие и византийские распевы. Начиналось с того, что мы исполняли такие песнопения по субботам. А потом уже, когда ввели раннее и позднее богослужение, раннее богослужение мы полностью стали петь двухголосно.

– А как реагируют прихожане? На что они реагируют ярче: на традиционное пение, которое мы слышим в каждом храме, или на знаменное пение?

– Конечно же, современность больше примыкает к партесному пению. Но любителей именно знаменных литургий достаточно много. Потому что это совершенно по-другому слушается. И, наверное, стоит нам немного погрузить себя в атмосферу раннего богослужения (летом уже светает в это время, а в зимнее время еще полностью темно). Мы поем при свечах. То есть небольшое присутствие света в храме – и такое необычное пение. У нас есть прихожане, которые жертвуют своим сном и приходят на раннюю литургию для того, чтобы погрузиться в это богослужение.

– Это действительно уникально, ради этого стоит проснуться.

– Наверное, да. Это сейчас не очень распространено.

(Транслируется песнопение «Христос воскресе» диакона С. Трубачева в исполнении мужского хора Донского монастыря.)

– В заключение нашей программы существует традиция ответа на короткий блиц-опрос. Давайте с Вами попробуем. Ваши три любимых композитора?

– Бах, Рахманинов, Чайковский.

– Три любимые книги?

– Несомненно, как для верующего человека, это Священное Писание в первую очередь. Дальше назову художественную книгу – «Три мушкетера». А по моей профессии – это книга «Хор и управление им» Чеснокова.

– Продолжите: «Я счастлив, когда…

– … имею возможность познавать истину».

– «Моя профессия – это…

– … певчий православного хора».

– «Больше всего в людях я ценю…

– … искренность».

– «Бог – это…

– … любовь».

– От всего сердца благодарю Вас за эту встречу. Желаю Вам и вашему коллективу многая лета. И до новых встреч в нашей программе.

Автор и ведущий Александр Крузе

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать