В новом выпуске программы - встреча с певицей, заслуженной артисткой России Марией Вороновой. Мария расскажет о том, как выбрала путь артистки, о своих наставниках. Также разговор пойдет о малой Церкви гостьи, о ее троих детях. Кроме того, зрители смогут увидеть фрагменты из концертных выступлений Марии Вороновой.
Сегодня в гостях певица, заслуженная артистка России Мария Воронова.
Мария Воронова – певица, заслуженная артистка России. Родилась в Москве. После окончания музыкальной школы по классу фортепиано обучалась вокалу в России и Италии. Мария Воронова на протяжении нескольких лет сотрудничала с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана в качестве солистки. Исполнительница ведет активную концертную деятельность. Сольные концерты Марии проходят на лучших академических сценах Москвы. Мария Воронова – частый гость в телеэфирах ведущих каналов страны. Сегодня Мария в гостях у программы «Канон».
– Мария, преподобный старец Варсонофий сказал, что «душа наша ищет в произведениях искусства выражение в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». В каком возрасте Ваша душа потянулась за прекрасным?
– Очень рано, до начальной школы. Я думаю, что осознанно – лет в пять.
– А с чего начался музыкальный путь?
– У меня, как у любого советского ребенка, в детстве были игрушки. И среди игрушек был детский рояль – маленький рояль, который даже до сих пор остался. И в пять лет, когда моей маме пришлось куда-то уехать и оставить меня одну, я выставила игрушки, поставила рояль и начала давать концерт. Папа это увидел, запомнил, и когда пришло время отдавать меня в общеобразовательную школу, он меня спросил: «Доченька, ты хочешь заниматься музыкой? Будешь ли ты играть? Выбери себе инструмент». – «Папочка, конечно, я очень хочу, мне очень нравится!» Мне нравилось петь, танцевать, радовать; я была очень подвижным ребенком. И я выбрала фортепиано. Отец взял с меня обещание, что я окончу музыкальную школу: я жила на седьмом этаже, и в советские времена дотащить туда музыкальный инструмент было весьма проблематично, а спустить – уже невозможно.
– И Вы честно выполняли обещание?
– Бывало, что и сопротивлялась. Первые два года было интересно. У меня была замечательная преподавательница по фортепиано и вокалу, Людмила Васильевна Олешкевич. С первых же дней она что-то во мне разглядела и начала со мной работать. Первые классы мне нравилось, все было замечательно. Но потом, как и любому ребенку, мне хотелось отдыхать, гулять, играть в классики – а нужно было заниматься и учить произведение Баха, и произведения эти становились все сложнее…
– Родители упрашивали, заставляли Вас заниматься?
– Папа на пианино ставил мне будильник и говорил: «У тебя два часа». Каждый день два часа я должна была заниматься музыкой. Но когда я стала постарше, начала втягиваться, начала слушать музыку осознанно. Мне давали произведение, которое мне хотелось выучить: хотелось это услышать, сыграть собственными руками и передать музыкой то, что ты чувствуешь душой. Когда я учила все эти произведения, я их пропевала, пропускала через душу и потом передавала через пальцы. В итоге я отучилась в музыкальной школе не семь, а восемь лет. Преподаватель меня готовила к поступлению в музыкальное училище по классу фортепиано, и она уговорила меня позаниматься дополнительный год.
– Когда Вы начали петь профессионально? Кто были наставники? Вы ведь учились и в России, и в Италии, на родине бельканто.
– Петь я начала примерно в одно время с занятиями музыкой. Судьба мне приготовила встречи с очень интересными людьми. Первая моя наставница в вокале, в музыкальном воспитании вообще – Людмила Олешкевич. После нее я встретила Ирину Долженко, народную артистку России, солистку Большого театра. Мы сейчас дружим семьями. В театре мы встретились с Маквалой Филимоновной Касрашвили, народной артисткой СССР. Она была руководителем оперной труппы Большого театра. Потом на моем пути встретился Анатолий Гусев, мой преподаватель. Он родился в Баку, а учиться и преподавать поехал в Италию. Преподавал он, в том числе, и в La Scala. Я ему очень многим обязана, потому что он сумел разглядеть во мне мой тембр. «Всем видом, своим голосом, эмоциями, жестами ты – колоратурное сопрано», – говорил он. Оперное пение – это огромнейший, колоссальный труд, который заключается не только в ежедневных распевках, но и в том, чтобы правильно поставить голос и чтобы голос затем привык к правильной постановке и звукоизвлечению.
– Получается, что Вы в Италии постигали русскую классическую школу у русского педагога.
– Верно.
(Звучит композиция «O mia babbino caro». Муз. Дж. Пуччини. Исп. М. Воронова.)
– В одном из интервью Вы сказали, что певцов много, но не у каждого поет душа. На Ваш взгляд, только ли в этом секрет артистической профессии?
– Я думаю, что профессия певца заключается в том, чтобы передать чувства голосом. Чтобы стать большим артистом, нужно любить свою профессию, музыку – вообще любить свое дело. Некоторые ходят на работу, которая им не нравится. А если человеку нравится его занятие, то он готов работать 24 часа в сутки, отдаваться делу с восторгом, делать все вдохновенно. Если ты выбрал такую профессию, значит, нужно целиком и полностью посвятить себя ей – отдать все, что ты чувствуешь. Как художник. Он рисует красками, выплескивает эмоции на холст, потом просыпается среди ночи и думает: «Я это не добавил, я что-то упустил».
Еще у меня есть хобби: я рисую и делаю куклы. Я к этому пришла совершенно случайно – увидела на выставке какую-то игрушку, мне она понравилась, и я решила сделать ее своими руками. Посмотрела мастер-классы, посвятила целую неделю этому процессу – как ее делать, какие материалы нужны, заготовки. Села и сделала. Я делала куклы на рождение ребенка своим подругам. Сидела ночью и для подруги первый раз делала Зайку Тильду. Они были в восторге – и мама, и ребенок. Да и мне было приятно, что я потрудилась.
– Несмотря на свою профессиональную востребованность, Вы в одном из интервью признались, что могли бы жить и без сцены: «Дело всей моей жизни – это моя семья и мои дети». Расскажите о своей малой церкви, ведь Вы – многодетная мама. Сколько у вас детей?
– У нас пока трое детей. Я строга, потому что мой папа учил меня, что в нашем мире нужно выживать. И родители не вечны, к сожалению. Нужно быть готовым ко всему. У меня один ребенок, старший – особенный. Но даже его я подготовила к самостоятельной жизни. Он плохо разговаривает; не понимает, что такое считать, читать. У него свое видение. Но он очень добрый. И я считаю, что такие дети даются семье для того, чтобы понять, что такое любовь и что такое любить. Иногда нервы не выдерживают, сумасшедший график, ты срываешься… К тебе приходит сын и говорит: «Мама, я тебя люблю». От чистого сердца. «Я тебя люблю». Он обнимает, целует руки... И сердце сразу раскрывается, все остальное просто уходит на задний план.
Я учу своих детей быть самостоятельными. Они сами ходят в магазин. У нас дочь сама захотела и поступила в Пансион воспитанниц Министерства обороны. Ей 11 лет, сейчас она отдельно от родителей живет в Санкт-Петербурге. И я ей говорю, что нужно трудиться. Для того чтобы чего-то достичь в жизни, нужно приложить усилия. Просто так ничего не бывает. Чтобы вырастить красивый цветок, нужно приложить огромные усилия: вспахать землю, удобрить ее, поливать цветок, любить. Без любви никакой цветок не вырастет, а если и вырастет, будет хилым, некрасивым. Не будет он так радовать глаз, как цветок, за которым ты ухаживал, вкладывал в него свою любовь.
– С таким правильным посылом, с таким заветом, который Вы передаете детям, мне кажется, какую бы они профессию ни выбрали, у них должно все получиться. Как Вы, кстати, отнесетесь к их выбору профессии? Есть планы на детей?
– Нет, планов на детей у меня нет, они должны сами выбирать свой путь.
– Я предлагаю нашу первую часть сегодняшней программы завершить музыкальным произведением в Вашем исполнении.
(Звучит композиция «Виноградная косточка». Муз. и сл. Б. Окуджавы. Исп. М. Воронова.)
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
У книжной полки. Пасхальные рассказы
Божественная литургия 24 апреля 2025 года
Этот день в истории. 24 апреля
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!