Продолжение встречи с музыкантом, композитором, регентом Александром Демидовым. Александр расскажет о том, как он стал регентом, как сегодня возглавляет два столичных православных коллектива и о правильном векторе в жизни и творчестве.
– Саша, в прошлой программе мы закончили наш диалог на том, что ты руководишь англоязычным православным хором. Но, помимо этого хора, у тебя есть еще один коллектив, и ты являешься его регентом. Расскажи о нем.
– Да, можно сказать, сейчас это мой первый дом. В храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов мы сейчас развиваем хор, который называется «Поющая совесть». Там мои сестры, брат. Конечно, одна сестра не всегда с нами, потому что она с мужем – отцом Димитрием служит у себя, но я считаю, что она в нашем деле. В целом это общее дело Церкви, даже если люди находятся в разных храмах, они в едином Теле Христа.
Это молодежный хор. Так получается, что в нем те люди, которые каким-то образом соприкасаются, связаны с моей жизнью, увлекаются музыкой, пением или просто хотят трудиться в каком-то общем деле, которое направлено в сторону Бога. Мы стараемся этим заниматься по мере своих сил. Конечно, проблем много у всех, но мы стараемся.
– Как тебя лично хватает на все коллективы? Нужно ведь много времени уделять каждому коллективу.
– Я думаю: скорее, коллективы дают силы, надежду и опору. Если брать жизнь до хоров, конечно, моя родная семья меня всегда спасала – папа, мама (слава Богу, Бог дал хороших родителей, братьев, сестер), но в обществе в целом было чувство одиночества. Сейчас я никогда не чувствую себя одиноким – это, естественно, дает силы.
– В прошлой программе ты сказал, что стараешься, чтобы каждое твое дело было при Церкви. А в какой момент своей жизни ты это осознал? Когда почувствовал себя частью Церкви?
– Я думаю, когда испробовал совершенно разные сферы деятельности. Я старался себя пробовать во всем, к чему лежит душа. Мне очень хотелось заниматься бизнесом, развивать оркестр, музыкальную группу, выступать. Опыт дает о себе знать: видишь, что человеческий фактор все разрушает. Когда люди смотрят не друг на друга, не на недостатки, которые есть у каждого, а в сторону Бога, тогда все выстраивается в нужном векторе. И есть эта сила. Это самое важное.
– А в храм ты ходил с детства?
– Да, в храм я ходил с детства. Не было такого момента, когда я воцерковлялся. Так получилось, что мама с самого рождения, буквально каждую неделю, старалась меня причащать. В общем-то, она всю жизнь посвятила детям. Конечно, без мамы я был бы еще намного хуже, она всю жизнь спасала и спасает. В общем-то, благодаря ей получилось так, что наша семья, все дети воцерковленные, и это большое счастье.
– Каким образом светская музыка, которой ты тоже уделяешь много времени, может помогать Церкви, ее миссионерским целям? Каким образом светскую музыку можно поставить на служение Церкви?
– Невозможно как-то шаблонно ко всему подходить. Для кого-то светская музыка будет огромным шагом вперед, а для кого-то она будет огромным шагом назад. Если брать какого-то духовника-монаха, который постоянно в молитве, то для него слушать светскую музыку будет шагом назад. А если взять человека, который слушает какую-то деструктивную музыку, а ты стараешься донести до него что-то созидательное, но при этом современное, для него это будет, естественно, шагом вперед.
И все, конечно же, устраивает Бог. Тут ты делаешь все, что возможно, что в твоих силах.
– А твоя музыка кому-нибудь помогала сделать шаг вперед? Ты лично знаешь такие истории?
– Меня очень радует рассказ батюшки. Я в какой-то момент выступал около храма, играл на скрипке довольно современные темы, и вышел батюшка. Там стояли девушки, они очень долгое время слушали и потом сразу пошли к батюшке и говорят: «Мы хотим исповедоваться». Оказалось, что это их первая исповедь за всю жизнь. Они все никак не могли себя пересилить, а тут получилось так, что вот эти факторы (музыка, батюшка) как-то повлияли...
– Размягчили их души?
– Музыка объединяет. Не все делал я. Мне вообще интересна мысль, что все хорошее, что делает человек, – это делает Бог, а человек только должен уметь идти по Промыслу Божьему, стараться всю свою жизнь направить в сторону Бога. Всю жизнь этот выбор постоянно – либо ты с Богом, либо без Бога. Самый сложный выбор. Вроде всего два момента выбора, но… так и живешь.
– А сделать сложно.
– Ты был и являешься уличным музыкантом, являешься регентом. Даешь сольные концерты в концертных залах. Для тебя в принципе важно взаимодействие с музыкой – независимо от ее направления и жанра? Или все-таки есть какая-то более органичная для тебя музыка? Потому что, как я понял, ты музыкант, что называется, до мозга костей: тебе нравится все, просто нравится музыка, жить музыкой?
– Да, пожалуй, получается так, что я могу полюбить абсолютно любую музыку. Тут все-таки надо включать разум и понимать, что в творчестве деструктивное, а что созидательное. Мне очень легко поддаться вот этой деструкции, начать разрушать и себя, и, соответственно, окружающих. Надо понимать, что это точно ни к чему хорошему не приведет.
С какой-то точки зрения можно рассуждать, что человек состоит из жидкости. Если смотреть на воду, она меняет свою структуру при воздействии определенной музыки. При музыке благотворной структура воды выравнивается, при музыке деструктивной – все разрушается. То же самое и с нами. Что же говорить про душу? Там уже все намного сложнее…
(Фрагмент музыкального клипа «Advancement» («Продвижение»), музыка Александра Демидова.)
– Расскажи, как ты сочиняешь. Как-то в интервью ты признавался, что в телефоне, диктофоне у тебя сотни (если не тысячи) набросков. Как эти наброски становятся шедеврами?
– До шедевров, к сожалению, мне пока не удалось дожить. Может, когда-то я доживу до этого момента. Дай Бог. На все воля Божья.
– Но как эти эскизы в полотна превращаются?
– Я очень долго переживал, что у меня украли телефон, где было больше двух тысяч музыкальных эскизов, но через какое-то количество времени я еще набросал столько же эскизов. Я понял, что на протяжении всей жизни не успею все эти эскизы реализовать.
Как в целом происходит сочинение музыки? Есть человеческая речь, ты говоришь, передаешь какие-то свои мысли, а есть что-то на душе, что хочется выплескивать, выражать, и это делаешь с помощью музыки. Или, например, с помощью музыки, своих сочинений мне удается держать баланс. Если брать какие-то уличные выступления либо на разных мероприятиях, корпоративах – там музыка в основном слишком яркая, надо очень артистично себя вести. Конечно, стараешься делать это искренне, но, приходя домой, хочешь как-то себя выровнять, чтобы держать баланс. Начинаешь создавать то, что выравнивает…
Так, последний год я увлекся стилем ambient – это, в общем-то, звуки природы, окружающей среды, но плюс разная музыка. С помощью этой музыки я как-то абстрагировался – и мне удалось выровняться.
Последние годы я писал неоклассику. В целом я с детства пишу фортепианную музыку. «Неоклассика» – очень универсальное слово, это просто современная музыка, но в классическом стиле; можно назвать практически любую инструментальную музыку неоклассикой. В общем-то, я пишу музыку на фортепиано, скрипке. Но в этом году у меня событие, очень долго к этому двигался: я выпустил вокальный альбом, назвал его «Ожидание». Мне очень хотелось поговорить о чем-то серьезном, о правде. Хотелось говорить о Боге, но выразить это не как у протестантов – слишком открыто. Хотелось поговорить о Боге, но без слова «Бог».
– В каком ожидании ты на данный момент находишься?
– Это сложный вопрос. Вся жизнь строится на надежде, может быть, на спасение; может быть, вся жизнь – ожидание. Может быть, только после смерти можно прийти к правде, к настоящему. Поэтому это очень сложный для меня вопрос, но я решил выбрать такое название; решил в альбоме больше задавать вопросы, чем отвечать.
– Продолжай петь, продолжай записывать музыку...
– Буду стараться.
– Бернард Шоу однажды сказал, что чудо – это событие, которое рождает веру. Скажи, пожалуйста, в твоей жизни чудеса случались?
– Я думаю, что чудеса случаются каждый день у каждого человека, просто наша задача их замечать. Вот открыл глаза – это уже чудо. Можно сказать, что музыка и есть чудо, она, конечно же, напоминает нам про свет, чудеса, спасение, направляет. Дай Бог, чтобы музыка направляла в сторону Бога.
– Дай Бог. Давай еще раз напомним нашим телезрителям, где можно тебя услышать. Во-первых, где находятся два хора?
– Хор можно услышать в моем доме номер один – храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов, там мы взращиваем хор «Поющая совесть». Миссионерское дело – в храме Николая Угодника в Новой Слободе, он находится на Новослободской. Это хор Saint Felix Chanters. Там мы служим каждую субботу в десять утра.
– Планируются ли у тебя сольные концерты в этом году? Уже можешь что-то рассказать, анонсировать?
– Да, 22 мая концерт в Доме музыки. Также концерт анонсирован 26 февраля в культурном пространстве «Кино» в Ярославле. Стараюсь постоянно трудиться. В этом году движение вперед – я стараюсь дать концерт не только в Москве, но и в других городах, но работы еще много.
– Ну и плюс тебя всегда можно увидеть в московском метро?
– И в московском метро, да. Пожалуй, так.
(Фрагмент музыкального клипа «First steps» («Первые шаги»), музыка Александра Демидова.)
– Большое спасибо тебе за диалог. У нас существует традиция в заключение интервью – короткий блиц. Давай попробуем?
– Попробуем!
– Три важные книги в твоей жизни?
– Рафаил Карелин, «Умение умирать, или Искусство жить»; «Добротолюбие»; Достоевский, «Идиот».
– Три любимых композитора?
– Сложно выбрать. Я думаю, что Прокофьев очень повлиял на меня, Шостакович, Рахманинов.
– Продолжи: «Если бы не музыка…»
– Если бы не музыка, то не жизнь.
– «Моя профессия…»
– …двигаться в сторону Бога.
– «Больше всего в людях я ценю…»
– …искренность.
– «Счастье – это…»
– …то, что есть внутри нас: образ Божий.
– «Бог – это…»
– Бог – это всё.
– И заключительный вопрос: музыка или слово?
– Слово.
– Саша, от всего сердца благодарю тебя за эту встречу. Спасибо тебе за твою музыку. Продолжай радовать, двигаться в сторону Бога. И храни тебя Господь!
Ведущий Александр Крузе
Записала Анна Топорова
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
У книжной полки. Пасхальные рассказы
Божественная литургия 24 апреля 2025 года
Этот день в истории. 24 апреля
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!