Канон. Дирижер, президент фонда «Культурная столица» Залина Карданова. Часть 2

31 мая 2025 г.

Продолжение встречи с дирижером, президентом фонда "Культурная столица" Залиной Кардановой. Разговор пойдет о сложном пути прихода в православную веру, о помощи Бога в жизни, а также о силе музыки, которая помогает найти ответы на жизненные вопросы.

Сегодня мы продолжим беседовать с дирижером, президентом фонда «Культурная столица» Залиной Кардановой.

Залина Карданова – симфонический и хоровой дирижер, общественный деятель, обладатель гранта президента РФ. В 2022 году с красным дипломом окончила кафедру хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени Чайковского. Два года назад Залина стала дирижером Большого детского хора Всероссийской государственной телерадиокомпании. С 2024 года является художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Императорского православного палестинского общества. Залина Карданова – представитель федерального проекта «Арткластер Таврида». А более двух лет назад Залина основала и возглавила Фонд поддержки и развития музыкального искусства «Культурная столица». Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

– Зрители канала «Союз» прекрасно знают Императорское православное палестинское общество. В наших программах его деятельность регулярно освещается. Но я совсем недавно узнал, что при обществе существует целый симфонический оркестр, который Вы возглавляете. Расскажите об этом.

Это очень молодой коллектив, который был создан в августе 2024 года и уже в сентябре того же года впервые дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки в рамках фестиваля дирижеров, который я проводила. Мы только начинаем и будем развиваться дальше. Оркестр создан при молодежной секции Императорского православного палестинского общества.

Ваша творческая деятельность так или иначе связана с духовной музыкой. Будь то коллектив, о котором мы сказали, будь то Ваш фонд или Синодальный хор так или иначе православие проходит в Вашем творчестве красной нитью. В прошлой программе Вы говорили, что начинали как регент. Как православная вера стала Вашей путеводной звездой?

Для меня вера в Бога противоположность страху. Это то, что помогает мне, поддерживает и заставляет двигаться вперед. Очень часто так происходило, что именно православные сообщества, православные люди оказывали мне в жизни поддержку. Я из мусульманской семьи, но лет в пятнадцать я впервые сама пришла в храм, потому что меня это тянуло, мне было это интересно изучать. И по сей день так получается, что я работаю с коллективами, так или иначе связанными с православием. Я очень люблю исполнять духовную музыку, потому что она не может никого оставить равнодушным. И так вышло, что по жизни я иду бок о бок с этой религией мне она наиболее близка.

С принятием православного крещения Ваша жизнь как-то изменилась? Вы внутренне это почувствовали?

Я почувствовала: в жизни стало происходить больше чудес. Хотя они всегда были и сопровождали меня всю жизнь.

Можете поделиться ими?

Это проявляется и в мелочах, и в крупных делах. Когда ты уже не знаешь, как выпутаться из ситуации, неожиданно какими-то чудесными путями приходят нужные люди, происходят нужные ситуации. Я сталкивалась с тем, что приходили именно православные люди. И в моей проектной деятельности очень большую поддержку я получила именно от православного сообщества. Было очень много связанных с этим чудес, но рассказывать о каждом не стану. Но однозначно я стала замечать, что жизнь изменилась.

Давайте прямо сейчас порадуем наше дружное православное сообщество телеканала «Союз» и покажем фрагмент Вашего выступления.

(Звучит фрагмент фантазии для солистов, хора и оркестра «Октоих». Муз. М. Котельникова, исп. Симфонический оркестр Императорского православного палестинского общества. Дирижер Залина Карданова.)

– По роду своей деятельности Вы руководите большими коллективами. Скажите, как Вам хрупкой и миниатюрной девушке работать с такими, не побоюсь этого слова, машинами? Ведь там творческие амбициозные люди с твердым характером, и они часто старше Вас… Как ставить их на место?

Я считаю, что время дирижеров-диктаторов потихоньку уходит. Есть и другой подход на равных. В оркестре сидят люди, которые приходят на репетиции, играют концерты с мыслью о том, что они хотят исполнять музыку, хотят сделать что-то стоящее. В этом смысле и у оркестранта, и у дирижера одни цели. За минимальное количество времени постараться достичь как можно большего результата, как можно лучше исполнить то или иное произведение и претворить в жизнь мысль композитора, которую он хотел передать.

Конечно, сложностей очень много. Каждый коллектив по-разному относится к тому, что выходит молодой дирижер. Есть коллективы более строптивые, более злые. А есть коллективы, в которых ты ощущаешь человеческую поддержку, и тогда работать легче. Мой педагог Иван Михайлович Никифорчин (тоже молодой дирижер) также сталкивался с этой проблемой. Я с ним советовалась. По его мнению, единственное, что может помочь молодому дирижеру (тем более девочкам), доскональное знание партитуры и наличие своего мнения: ты что-то хочешь передать и у тебя есть что сказать в этой партитуре.

– Как Вы боретесь со страхом перед выходом на сцену? Я встречал многих дирижеров, уже маститых мэтров, которые за кулисами признавались, что каждый раз у них трясутся коленки. Несмотря на то что это уже далеко не первый выход, все равно есть какой-то трепет перед сценой.

– Всегда очень сильно волнуешься; и каждый раз как первый. Когда я выхожу на сцену дирижировать, в голове стоят задачи: я знаю, чего бы я хотела добиться. Когда я выхожу, волнение уходит очень быстро. Даже не знаю, может, это неправильно… В голове задача немножко другого уровня. Я не сомневаюсь в том, что смогу продирижировать, это не так сложно. Сложно сделать музыку – вот за это ты и волнуешься, а не за то, что выходишь на сцену как артист. Ты волнуешься за то, что не сможешь что-то сделать, полноценно передать. Но вокалистам намного сложнее выходить на сцену там волнение другого порядка.

Мне доводилось работать с Вами на одной сцене, и должен сказать, что Вы очень уверенно руководите коллективом, при этом очень эстетично.

– Нас даже обучали...

Есть такая техника?

Дело не в технике… Тамерлан Хосроев, педагог из Северной Осетии, у которого есть свой дирижерский класс, обучал тому, что дирижирование должно быть красивым. На тебя смотрят, тебя запоминают; должна быть артистичность.

– Что сложнее – симфоническое или хоровое дирижирование? Чем отличаются школы?

Разница есть. Есть такое мнение: если поставить хорового дирижера перед оркестром, оркестр в какой-то момент начнет замедлять он будет играть все медленнее и медленнее, пока в конце концов не остановится. Если не ошибаюсь, это говорил Юрий Симонов, дирижер Московской филармонии. Ауфтакт несколько отличается. В хоровом дирижировании ауфтакт вокальный

Давайте поясним телезрителям, что такое ауфтакт.

Ауфтакт – это дыхание перед вступлением, перед тем, как зазвучала музыка. Если ты даешь ауфтакт скрипачу, он делает просто звук, и он звучит сразу тут не нужно ничего ждать. Если это голос, то человек садится, и мягко-мягко вступает хор. Это другое звукоизвлечение; ты немножко дольше ждешь. Должен быть ауфтакт, как мне кажется, еще более мягкий. С инструментами по-другому. Есть некоторые различия, есть и много споров на этот счет. Я не претендую на истину в последней инстанции, но считаю, что это достаточно разные дирижерские техники. Когда симфонический дирижер подходит к хору, часто бывают сложности, как и тогда, когда хоровой дирижер подходит к оркестру.

При этом Вы продолжаете руководить и хоровыми коллективами, и симфоническими. Расскажите о творческих планах. В ближайшее время какие проекты планируете реализовать?

Совсем скоро (в мае, июне, июле) у меня будет несколько концертов. Один из них концерт в рамках фестиваля женщин-дирижеровпришла очень интересная идея от Росконцерта. Он будет проходить в филиале Мариинского театра в Северной Осетии, и я настоятельно рекомендую посетить это событие.

То, с чего мы начали: женщины не могут дирижировать?

Оказывается, могут. И я приглашаю на этот концерт.

(Звучит фрагмент симфонии №9 (часть 4) А. Дворжака. Исп. оркестр филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания. Дирижер Залина Карданова.)

Залина, у нас существует традиция завершения программы коротким блицем. Попробуем с Вами. Три важные книги в Вашей жизни?

Наверное, «Техника дирижирования» Ильи Мусина – книга, с которой началась моя профессиональная деятельность. Из художественной литературы я очень люблю «Анну Каренину» Льва Толстого – потрясающее произведение, которое я перечитывала несколько раз. И третья книга – биография Вероники Борисовны Дударовой. Я очень часто возвращаюсь к этой книжке, перечитываю ее и вдохновляюсь.

Три жизненно необходимых композитора?

Брамс, Рахманинов, Малер.

Продолжите: если не музыка, то

– …я бы хотела быть политиком.

Моя профессия

– …дело моей жизни.

Больше всего в людях я ценю

– …доброту.

Счастье это

– …семья.

Бог это

– …защита и поддержка.

И заключительный вопрос: музыка или слово?

Музыка!

Ведущий Александр Крузе

Записал Иван Игнатов

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 20 июля: 16:00
  • Среда, 23 июля: 21:30
  • Суббота, 26 июля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске программы - встреча с заслуженным деятелем искусств РФ, доцентом Московской консерватории, художественным руководителем детского хора "Синяя птица" Александром Антипиным. Разговор пойдет о тонкостях работы с детским коллективом, о том, как достичь творческого признания - коллектив под руководством Александра Владимировича является лауреатом четырех грантов Мэра Москвы!

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X