Канон. Дирижер, президент фонда «Культурная столица» Залина Карданова. Часть 1

24 мая 2025 г.

В новом выпуске программы - встреча с молодым дирижером, президентом фонда "Культурная столица" Залиной Кардановой. Гостья расскажет о своем творческом становлении и своем месте силы - Северной Осетии. Также вы увидите фрагменты выступлений оркестров под управлением Залины Кардановой.

Сегодня в гостях дирижер, президент фонда «Культурная столица» Залина Карданова.

Залина Карданова – симфонический и хоровой дирижер, общественный деятель, обладатель гранта президента РФ. В 2022 году с красным дипломом окончила кафедру хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени Чайковского. Два года назад Залина стала дирижером Большого детского хора Всероссийской государственной телерадиокомпании. С 2024 года является художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Императорского православного палестинского общества. Залина Карданова – представитель федерального проекта «Арткластер Таврида». А более двух лет назад Залина основала и возглавила Фонд поддержки и развития музыкального искусства «Культурная столица». Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

– Известный маэстро, дирижер Юрий Темирканов как-то сказал, что женщине не стоит быть дирижером. Вот его цитата: «Женщина красивая; музыканты будут на нее смотреть и отвлекутся от музыки». Сложно не согласиться с первой частью цитаты Юрия Хатуевича, но все-таки, глядя на количество проектов, в которых Вы принимаете участие, полностью с ним согласиться невозможно. Вы прекрасный дирижер, у Вас очень много музыкантов. Расскажите, как Вы попали в эту профессию.

– Интересно, что Вы выбрали цитату именно Темирканова. Это один из моих любимейших дирижеров, и я уже слышала ее. Также у Юрия Хатуевича был один интересный случай, когда девушка-дирижер подошла к нему и начала о себе рассказывать, а он в ответ ей говорит: «Бедная…» Это тяжелая профессия. Принято считать, что мужчины эмоционально более стойкие, больше могут вынести. И в каком-то смысле Юрий Хатуевич прав. Это дирижер старшего поколения, имеющий колоссальный опыт.

– Почему же Вы тогда выбрали эту профессию? Слышали эти слова, но ослушались маэстро?

Может прозвучать слишком громко, но в каком-то смысле это профессия выбрала меня. У меня не было других вариантов. Я поступила на кафедру хорового дирижирования Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Абисаловича Гергиева. Кстати, я всегда с честью говорю, что обучалась в учебном заведении имени такого великого человека. Дирижирование настолько меня захватило, что уже на первом курсе я поняла: это и станет делом моей жизни. Я этим страстно горела; все мои мысли были сосредоточены только на этом.

Есть такая фраза о музыке, которую часто повторяют педагоги: «Если вы можете без этого жить, то лучше жить без этого». Это очень тяжелая профессия – не только у дирижеров, но и у вокалистов, у инструменталистов… Для себя я поняла, что не могу без этого жить. Это то, что дает мне энергию. Без выхода на сцену долгое время я начинаю горевать и скучать. Для меня это жизненно важно.

Расскажите, в чем особенность осетинской дирижерской школы? Вы уже вспоминали маэстро Гергиева. Также из этой школы вышли такие мэтры, как Вероника Дударова.

Есть забавная фраза: «В крови осетин нашли дирижерскую палочку». У нас действительно очень много дирижеров есть из республики, причем очень ярких. Помимо Валерия Абисаловича Гергиева и Вероники Борисовны Дударовой есть еще Туган Сохиев, бывший дирижер Большого театра. Сейчас у нас в республике есть замечательная и в каком-то смысле уникальная школа симфонического дирижирования Тамерлана Хосроева. Этот человек обучает симфоническому дирижированию детей 89 лет. Дети, как спортсмены, уже знают, чем они будут заниматься. С восьми утра встают, начинают учить партитуры, потом идут на скрипку, на фортепиано, на другие инструменты оркестра. Выпускники этой школы также прославляют нашу республику. Они являются дирижерами ведущих театров и филармоний нашей страны. Например, Тимур Зангиев, дирижер театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, тоже выходец из этой дирижерской школы.

Давайте посмотрим фрагмент Вашего выступления, посмотрим на представительницу этой прекрасной осетинской школы.

(Звучит композиция «Дарите радость людям». Муз. А. Пахмутовой, исп. Ростовский симфонический оркестр и Сводный фестивальный хор. Дирижер Залина Карданова.)

– Ваши консерваторские педагоги Геннадий Дмитряк и Валерий Полянский – это известные на весь мир дирижеры. Их гастрольный график расписан на месяцы вперед, но мне доводилось с ними обоими общаться. Это очень скромные, интеллигентные и уважающие своего собеседника люди – при всех их регалиях. Какой опыт Вы от них переняли?

Геннадий Александрович Дмитряк и Валерий Кузьмич Полянский для меня не просто педагоги это мои наставники, люди, к которым я всегда могу обратиться за советом. Помимо них есть еще Иван Михайлович Никифорчин, молодой педагог. Он тоже в моей жизни является наставником, педагогом по дирижированию. Недавно он получил награду, очень за него рада! 

На кафедре хорового дирижирования у Геннадия Александровича я обучалась 5 лет. Он с первого курса (я пришла к нему в 19 лет) всегда обращался ко мне на «вы». Как и ко всем своим ученикам. Он учит отношению к музыке, а не просто какой-то дирижерской технике. Он учит относиться к музыке как к чему-то особенному. Партитура это такая ценность! Мы берем в руки, например, партитуру Бетховена Я должна была знать все – каждую мелочь, каждый термин. Несмотря на то что изначально я была хоровым дирижером, Геннадий Александрович прививал мне знания симфонической партитуры и любовь к оркестру, потому что он сам регулярно дирижирует оркестрами и является симфоническим дирижером. Уже с тех пор (за что я ему очень благодарна) пошла моя любовь к оркестру. Он мне помогал готовиться к поступлению на кафедру симфонического дирижирования. А там Валерий Кузьмич Полянский сыграл в моей жизни колоссальную роль. Я ему очень благодарна за поддержку и внимание, что он мне оказал. Это мастер высочайшего уровня и потрясающий человек.

Сейчас мой педагог Иван Михайлович Никифорчин, который делится со мной своим колоссальным опытом, работая с оркестрами, и мне всегда очень интересно с ним советоваться, как мне поступать в тех или иных ситуациях. С ним, наверное, чуть попроще, потому что мы практически одного поколения. Он старше меня на пару лет, и с ним разговариваешь уже как со своим другом.

 Хотел бы спросить о Вашем месте силы, о Вашей родине. Я недавно узнал, что чудесная республика, откуда Вы родом, приняла крещение на 72 года раньше, чем князь Владимир крестил Русь. Есть ли еще интересные факты о Вашей родине?

Вы правильно сказали: это именно место силы. Я всегда говорю, что моя родина Северная Осетия это мое место силы; место, куда я приезжаю разрядиться и получить силы на то, чтобы дальше работать. Осетия, насколько я знаю, единственная православная республика из всех кавказских республик, входящих в Россию. У нас очень много красивых храмов, и это тоже сыграло роль. Я всегда ходила в храмы, слушала церковное пение и восхищалась хоровой музыкой. Во многом из-за этого я и поступила на кафедру хорового дирижирования.

Вы в 17 лет уже регентовали, насколько я знаю.

Очень недолгое время… Я только пробовала, я изучала хоровое дирижирование, а регентство это же как истоки, это взаимосвязано. Я пела в храме и какое-то время регентовала.

– Совсем скоро начинается сезон отпусков. Что бы Вы порекомендовали посетить нашим телезрителям? Куда съездить в Северной Осетии?

У нас в Осетии сейчас очень хорошо развивается туризм. Осетия богата своими природными и архитектурными памятниками. Я бы посоветовала посетить наши ущелья Даргавское и Куртатинское. Если говорить о культурном туризме, в Северной Осетии есть филиал Мариинского театра. Это замечательное здание католической кирхи, в которой когда-то была филармония, а сейчас там филиал Мариинки. У нас относительно недавно открылся потрясающий музей Дом Вахтангова, замечательное место. Всем советую посетить Северную Осетию, почувствовать ее атмосферу и то, что люди там очень добрые и открытые. Осетинские потомки аланов это народ, который сохранил много важных традиций. И я всем советую в это окунуться и почувствовать.

– Можно насладиться прекрасной музыкой и замечательной кухней.

Да, осетинские пироги очень советую.

– Сегодня Вы занимаетесь множеством различных проектов. В частности, возглавляете Фонд поддержки и развития музыкального искусства «Культурная столица». Что это за организация, какие у нее направления?

– Проектной деятельностью я занялась относительно недавно и открыла свой фонд. Фонд это команда единомышленников, моя команда, с которой мы реализуем различные проекты. Год назад мне пришла идея создания фестиваля современных композиторов с уклоном на духовное направление. Этот фестиваль мы реализовали в Москве совместно с моей командой. По всей стране мы отобрали молодых талантливых композиторов и привезли в Москву; их произведения звучали на разных столичных сценах. Были открыты очень интересные произведения, были открыты имена новых композиторовэто Ерджаник Оганесян, София Круглова, Михаил Котельников

Также совсем недавно, уже не в Москве, а в Северной Осетии, на родине Валерия Гергиева, я провела форум хоровых и симфонических дирижеров России. Мы отобрали дирижеров по всей стране, привезли их к нам в республику, и там молодые ребята смогли получить практику работы с профессиональными коллективами. Кстати, к нам впервые приехал Московский синодальный хор. Это для нас, для нашей республики, очень важное событие. Это замечательный коллектив, с которым я всегда работаю с огромным удовольствием. Была исполнена кантата для хора и оркестра Иоанна Дамаскина, кантата Сергея Танеева. Это очень значимое сочинение; оно редко звучит из-за своих масштабов и сложности. И нашему зрителю очень понравилось. Это лирика, философское произведение. Этот русский реквием Сергей Иванович написал, когда скончался Николай Рубинштейн, основатель Московской консерватории. Для него это была трагедия. Это сочинение в исполнении Московского синодального хора и оркестра филиала Мариинского театра прозвучало на нашей сцене очень ярко. Молодые дирижеры имели возможность выйти к хору, к оркестру, поработать с ними и выступить на такой именитой сцене филиала Мариинского театра.

– Действительно, молодым исполнителям, авторам и тем более композиторам очень сложно о себе заявить. Вы предоставляете уникальную возможность. Развитие этого проекта планируется?

– Есть много разных мыслей. Почему я создала фонд, почему пришла идея создания этих фестивалей? Я, как и любой другой обучающийся музыкант, задумывалась о том, как же развиваться, когда такая колоссальная конкуренция у композиторов и дирижеров. Ведь современные композиторы не настолько востребованы, и люди охотнее купят билеты на концерты Чайковского и Рахманинова, чем на что-то неизвестное... Изначальная мысль – поддержать молодых ребят, дать возможность им для самореализации, дать возможность показать себя, показать свое творение. И как итог – открыть для мира новые имена. В дальнейшем я бы хотела сделать акценты на композиторах. Мне понравилось, что на первом фестивале нам уже удалось открыть замечательные сочинения, которые никого не могут оставить равнодушным.

Например, мы исполнили фантазию для солиста хора и оркестра «Октоих». По-моему, это первое такое претворение гласов в симфоническую музыку. Какая потрясающая мысль – глас в симфонической музыке, да еще с оркестром, с солистами! Настолько это было ярко... Как такая музыка могла быть не исполнена?! У нас было несколько таких сочинений, которые не оставили зрителя равнодушным. Я думаю, что развиваться нужно в направлении поддержки композиторов.

Давайте наш интересный диалог продолжим через неделю, а прямо сейчас покажем зрителям Ваше выступление.

(Звучит увертюра из оперы «Кандид». Муз. Л. Бернстайн, исп. Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. Дирижер Залина Карданова.)

Ведущий Александр Крузе

Записал Иван Игнатов

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 20 июля: 16:00
  • Среда, 23 июля: 21:30
  • Суббота, 26 июля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске программы - встреча с заслуженным деятелем искусств РФ, доцентом Московской консерватории, художественным руководителем детского хора "Синяя птица" Александром Антипиным. Разговор пойдет о тонкостях работы с детским коллективом, о том, как достичь творческого признания - коллектив под руководством Александра Владимировича является лауреатом четырех грантов Мэра Москвы!

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X