В новом выпуске программы – встреча с автором-исполнителем Анатолием Мошковичем. Разговор пойдет о творческом формировании Анатолия, а также гость расскажет о переломном моменте в своей жизни и чудесном выздоровлении. Зрители увидят фрагменты концертных выступлений Анатолия и его коллектива.
Сегодня у меня в гостях певец, композитор, поэт, музыкант Анатолий Мошкович.
Анатолий Мошкович – музыкант, композитор и поэт. Родился в Москве в 1971 году. С детства занимался музыкой. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. После школы получил образование в Московском автомеханическом институте. Позже занимался различной деятельностью, далекой от музыки, но параллельно продолжал развивать свое творчество. В настоящее время Анатолий активно занимается концертными выступлениями и написанием песен. Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».
– «Я родился в Москве, и поэтому я провинциал» – Ваши слова. Давайте поговорим о Вашем «провинциальном» столичном детстве. Каким оно было?
– Я учился в обыкновенной общеобразовательной школе и застал Советский Союз еще во всей его красе. Недалеко от Измайловского парка была музыкальная школа, куда меня привели родители. Меня туда взяли. (Удалось пройти отбор и в музыкальную школу при Институте имени Гнесиных, но меня надо было возить на юго-запад Москвы – а это другой конец города, и родители не смогли.)
Моим педагогом была Регина Павловна Толстых – удивительный человек, который сумел очень сильно повлиять на мое мировоззрение и вообще на меня. Именно она во время наших уроков дала мне многие фундаментальные вещи. Она водила меня в музеи, учила правильно воспринимать живопись. Она всегда объясняла: «Не надо бегать по музею и пытаться смотреть все подряд. Спокойно почувствуй свое сердце – посмотри, куда оно потянет. Подойди к картине, побудь с ней, провзаимодействуй. Это тебе даст в тысячу раз больше, чем просмотр множества картин». Этот урок мне пригодился, когда в Испании я оказался на выставке картин Эль Греко. Картина «Инквизитор» меня очень глубоко тронула, потому что я вдруг понял весь ужас той самой инквизиции… Удалось почувствовать то потрясение, которое испытал художник.
Я очень благодарен ей за то, что мне удалось познакомиться со Святославом Рихтером. Был мастер-класс, и мы с ее ученицей получили право сыграть в первом отделении. Вышел Рихтер, высказался по каждому из детей… А надо сказать, что в советское время были очень хорошо развиты так называемые методкабинеты, когда осуществлялась связь между школами, профессиональными артистами, всевозможными площадками, концертными залами. Школы старались показывать детей; талантливых брали на карандаш и дальше уже каким-то образом участвовали в их судьбе. Я запомнил рассказ Рихтера на всю жизнь. «Я часто езжу по музыкальным школам, – говорил он, – и чуть ли не из каждого второго кабинета слышу «К Элизе» Бетховена. Это простое произведение, которое дают детям в четвертом классе музыкальной школы. Вы-то все хорошо понимаете, о чем оно, а способен ли ребенок это понять? Давайте я вам сейчас его сыграю, а вы послушайте». Он садится за инструмент и начинает играть. Я слушаю… И в какой-то момент у меня начинается что-то наподобие видения: я стою уже взрослый, а не ребенок, и испытываю какое-то щемящее чувство от того, что я только что навсегда потерял человека. Идет дождь; я смотрю вслед уходящей элегантной женской фигуре с зонтиком…
Это произведение было пропущено Рихтером через свое сердце; это некая сублимация пережитого им. Ему удалось каким-то чудесным образом отправить это в зал. Я утер слезы и тайком начал смотреть, заметил ли это кто-нибудь (мальчишке же всегда не очень удобно плакать). И я увидел, что весь зал абсолютно в таком же состоянии – со слезами на глазах. Это было для меня, наверное, одним из мощнейших уроков, невольно преподанных мастером.
– «К Элизе» достаточно легко играть технически, но сложно прожить это в детстве. На чем тогда воспитывать детей?
– Я играл в школе Моцарта и слышал много комплиментарных вещей в свой адрес. Говорили, что я каким-то особенным образом его читаю. На самом деле в этом не было никакого чуда. Когда читаешь партитуру, видишь, сколько воздуха, сколько пространства Моцарт оставляет тому, кто будет его впоследствии исполнять. Он предлагает мелким шрифтом: можешь играть forte (я тебе рекомендую), а можешь – piano; можешь играть форшлаг, а можешь и не играть. И когда я разбирал очередное произведение, мне было безумно интересно. Ты понимаешь, что начинают происходить чудеса: вдруг появляется совершенно иной эмоциональный окрас, если поставить акцент в другом месте… Ты невольно становишься его соавтором. И основной гений Моцарта, скорее всего, именно в этом.
– А откуда в Вас музыкальность? Родители были связаны с музыкой?
– Я таким был с рождения. В четыре года я устраивал спектакли: успевал в лифте что-нибудь спеть для соседей. Я радовал их, чувствовал их отклик, и мне это ужасно нравилось. Спасибо Регине Павловне, которая правильно расставила акценты: сначала труд. Сначала ты должен понять, что это такое, должен в это погрузиться, а сцена, аплодисменты и прочее – это все потом. Сначала ты должен сформироваться как человек. Это один из тех важных уроков, которые мне дала этот педагог.
– Давайте прямо сейчас порадуем наших телезрителей какой-нибудь песней и посмотрим фрагмент Вашего выступления.
(Звучит композиция «Розы». Сл. и муз. А. Мошковича.)
– Русский поэт Аполлон Майков когда-то написал слова, которые знают многие верующие люди: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Я знаю, что в Вашей жизни произошло переломное событие, когда Вам был 21 год. Расскажите об этом.
– Когда мне был 21 год, я заболел. У меня в достаточно раннем возрасте были проблемы с желудочно-кишечным трактом, и когда я первый раз попал в больницу, у меня уже было несколько рубцов от язвы двенадцатиперстной кишки. Я был очень эмоциональным ребенком; те же концерты, музыкальные экзамены давались мне через стрессы (а ребенком это не всегда осознаешь). И в 21 год после юношеских страстей и несчастной любви я вышел из всего этого с болезнью: была язва желудка, которая потом начала перерождаться в онкологию.
– И через это испытание в итоге Вам открылся Господь?
– Да. Я около месяца пролежал в больнице, но все лечение не дало никаких результатов. В итоге мне сказали, что болезнь активно развивается и необходимо делать операцию. А операция достаточно сложная. Я сначала испугался, но доктор сказал: «Если хочешь дожить хотя бы до тридцати, готовься: на следующей неделе будем оперировать».
Перед операцией я поехал повидать родителей. Они тогда жили на даче (на Ярославском шоссе). Недалеко от нее был храм, где в свое время служил отец Александр Мень. Как-то я вышел погулять с собакой и встретил соседку Людмилу Николаевну, которая, увидев меня, ужаснулась – я тогда весил 48 килограммов. «Что с тобой?» Я вкратце объяснил ситуацию. «Ты в храме-то был?» – «Честно говоря, я просто не знаю, что там делать. Я не знаю молитв». – «Ну и что? Ты сходи, хуже не будет. У нас же такой роскошный храм в Новой деревне! Километра два-три пройдешь через поле и будешь там».
Я взял собаку, пошел… Еле-еле дошел: слабость была неимоверная. Калитка была открыта, а сам храм уже закрыт. Поворачиваю обратно, смотрю – у сторожки стоит батюшка. «Ты чего хотел?» А я не знаю, что ответить. «Ну пойдем, открою тебе храм. Ты только свечи не зажигай – я уже все почистил. Скажи, как тебя зовут, и я за тебя завтра поставлю». Вошел я в эту деревянную часовню со стеклянными витражами. Закатное солнце... Батюшка за мной дверь прикрыл, и я стою, пытаюсь как-то почувствовать эту атмосферу и не знаю, что дальше делать…
Я ни о чем не просил. Я стал задавать вопросы. Подходил к разным образам и просто задавал вопрос: почему я? Меня это очень сильно волновало. И пошли ответы на уровне какого-то глубинного осознания и озарения. Я испытал там мощнейший внутренний переворот. Я вышел оттуда с пониманием, что сколько бы мне ни осталось, жить я так и не начинал. Потому что – с чем я уйду? Каждый день я поглядывал на солнце, но его не видел; по траве ходил, но ее не замечал; с людьми разговаривал – и тех не видел. А именно умение видеть – это отчасти и есть те самые важные накопления, с которыми мы можем пойти дальше. Это наш опыт. Это, в конце концов, наше живое сердце.
Когда я уходил, батюшка мне говорит: «Ты завтра приходи». Очевидно, он либо что-то почувствовал, либо увидел какое-то изменение в моем взгляде. Я сказал, что обязательно приду. Вышел и стал смотреть на это закатное солнце, на небо; всем своим нутром я пытался это запомнить, впустить в себя. Обратно я шел через то же поле, но уже абсолютно по-другому. Дорога была та же, но я, оказывается, этой дороги не видел. Сколько там было красивейших цветов! Я ложился на траву и смотрел на муравьев; все это стало вдруг безумно интересно…
Так я дошел до дома и первый раз за долгое время выспался. С утра встал – энергии тьма! Побежал опять в храм. А там было венчание. Зашел, а на меня все смотрят – не знают, со стороны жениха я или со стороны невесты. Батюшка паузу улучил и говорит: проходи. У меня продолжились какие-то внутренние диалоги, но теперь уже благодарственные. В воскресенье я также прибежал туда; батюшка крестил детей. Потом я уже понял, что это были знаки жизни.
А в понедельник к 8 утра мне надо было вернуться в больницу, чтобы делать гастроскопию. Хирург, который должен был проводить операцию, завотделением, эндоскопист – все собрались. И у меня ничего не нашли. Вообще ничего! Берут результат предыдущей гастроскопии… Не могло же все бесследно исчезнуть! Они все подошли к экрану, и кто-то из них говорит: «Надо же, слизистая как у младенца! Недельку тебя посмотрим и выпишем». Стали расходиться, а завотделением эндоскопии говорит: «Молодой человек, задержитесь. Мне надо задать Вам пару вопросов. Скажите, Вы к родителям ездили на выходные? Может быть, к какой-то знахарке ходили?» Я потупил глаза и говорю: «Я в храм ходил». А он просиял: «Я так и думал».
– Анатолий, спасибо Вам за откровенный рассказ. Я предлагаю нашу беседу продолжить в следующем выпуске, а эту программу завершить музыкальным подарком нашим телезрителям.
(Звучит композиция «Пока живой». Сл. и муз. А. Мошковича.)
Ведущий Александр Крузе
18 ноября 2025 г.
Трансляции богослуженийБожественная литургия 18 ноября 2025 года
18 ноября 2025 г.
«Стихи над миром» (Москва)Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
18 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 18 ноября
18 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 18 ноября
18 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 18 ноября. Святитель Иона, архиепископ Новгородский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!