Хранители памяти. Выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания». Часть 3

6 июня 2023 г.

Мы продолжаем рассказ с выставки «Жизнь и чудо», на которой представлены иконы XIV–XIX веков из частного собрания.

Рассказывает куратор выставки «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания», заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи кандидат искусствоведения Елена Михайловна Саенкова:

– Тема нашей выставки, которая называется «Жизнь и чудо», – это рассказ о житийных иконах, то есть о житиях святых подвижников, преподобных, мучеников, святых отцов, святых жен. И особым разделом нашей выставки стали иконы Пресвятой Богородицы с клеймами сказаний. Совершенно особым, чудесным для нас образом в ходе работы над выставкой в ее состав были включены значимые произведения – «Богоматерь Владимирская со сказанием», три иконы с историей Тихвинской иконы Божией Матери, уникальная, единственная в своем роде икона «Богоматерь Купятицкая со сказанием» и маленький образок Почаевской Божией Матери с чудесами. То есть у нас собрались списки с наиболее почитаемых и любимых на Руси Богородичных икон, и это тоже наша большая удача, которая дает возможность посмотреть, помолиться, вознести свои молитвы перед этими иконами нашим зрителям и, естественно, пополнить наши знания об истории чудотворных икон.

В экспозиции выделяется большая икона XVII века «Богоматерь Владимирская со сказанием». Пространное живописное повествование об истории Владимирской иконы Божией Матери представлено на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты. В центре – небольшой почитаемый список с прославленной святыни.

Елена Михайловна Саенкова:

Чудесная, замечательная повесть о Богоматери Владимирской. Здесь удивителен выбор сюжетов. Как правило, пытались показать ту самую историю, которой Владимирская икона обрастает в XV веке. Сведение о том, что она была написана евангелистом Лукой, по аналогии с Богоматерью «Одигитрией», появляется достаточно поздно, в XVXVI веках, потому что в русской культуре (и не только в русской, но и в христианской) есть традиция некоего благочестивого уподобления. Константинопольская «Одигитрия» была написана Лукой, и наша тоже должна быть написана Лукой. И очень часто изображалось первое клеймо с сюжетом, как евангелист пишет Владимирскую икону. Здесь этого нет, здесь представлены события русской истории. На одном клейме мы видим, как уже почитавшиеся святыни привозятся в Киев, далее – Андрей Боголюбский в Вышгороде слушает о чудесах, происходивших от иконы, и принимает правильное решение уйти из Киева, чтобы сохранить свою жизнь, чтобы развивать Северо-Восточную Русь. Мы видим события, чудеса, совершавшиеся во время перехода из Киева во Владимир. Далее тоже уподобление: император Мануил Комнин и Андрей Боголюбский. Они жили примерно в одно время, но даты не очень совпадают, а хотелось, чтобы были некие параллельные процессы: там победили сарацин, а здесь побеждают волжских булгар. И замечательная батальная сцена повествует о том, как при помощи доблести, по молитвам Богородицы, войско волжских булгар было остановлено.

С точки зрения художественной это сложная картина конца XVII века. Потом ее сюжеты станут началом развития батального жанра, также иконописцы были первыми портретистами и пейзажистами. То есть житийная икона замечательна еще и тем, что она дала начало в XVIII веке всем нашим последующим жанрам светского искусства.

А далее – уже нашествие Темира Аксака, собрание русского войска, принесение иконы, молитва; и после явления Богородицы и святых – чудесная, прекрасно изображенная сцена бегства испуганного Темира Аксака, благодарственные молитвы; и завершающее клеймо, на котором Темир Аксак погибает вместе со своим войском. Это мы еще будем изучать и исследовать.

Также на выставке экспонируется единственная известная на сегодняшний день икона «Богоматерь Купятицкая со сказанием», в центре которой – живописная копия ростового изображения Богоматери с Младенцем, находившегося на обороте чудотворного нагрудного креста-энколпиона. По преданию, этот крест был обретен в глубокой древности в лесу, неподалеку от нынешнего города Пинска (это территория Белоруссии), и впоследствии хранился в Купятицком Введенском монастыре.

Елена Михайловна Саенкова:

– Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы с сюжетами чудес, происходивших от них, интересны, во-первых, тем, что это замечательные памятники. А во-вторых, это та же самая концепция изображения текста – повествования о чудесах от иконы. И у нас появляются Владимирская и Купятицкая. До сих пор судьба Купятицкой иконы неизвестна, потому что это крест-энколпион, который в XVII веке взяли в Святую Софию, в Киев, и потом, когда после революции началась национализация имущества,  он где-то затерялся. С него было сделано несколько иконописных списков, это была белорусская православная святыня, с которой пытались противостоять унии. Мы знаем белорусского мученика XVII века Афанасия Брестского, которого убили поляки (казалось бы, представители просвещенной Европы) за то, что он исповедовал православие и отказался от принятия унии.

Однако большая часть представленных на выставке произведений – это все-таки житийные иконы.

Елена Михайловна Саенкова:

В качестве одного из примеров наших экспонатов можно привести образ пророка Илии, написанный во второй четверти XVI века, возможно, вологодскими мастерами. И эта икона показывает творческий подход мастера к изображению жития.

Иногда древнерусские иконописцы очень строго следовали хронологии повествования, а иногда в них побеждал художник, как и в данной иконе. Мы здесь видим, что на правом поле были собраны сюжеты, где пророк Илия низводит огонь сначала для того, чтобы покарать воинов, затем – чтобы попалить жертву, и затем огненный вихрь его возносит на небо. То есть это было явное осмысление, попытка создать очень красивое художественное произведение, которое своей выразительностью также побуждало бы людей к размышлению. Мастер, перекомпоновав эти житийные клейма, представляет свой вариант почитания пророка Илии, выделяя некие его свойства, как это иногда бывало в текстах. И опять мы видим очень красивые сюжеты, которые дополняются двухцветными горками, изображениями деревьев и воды. То есть глубокий смысл жития пророка Илии облечен в очень красивую форму, созерцание которой помогает нашему духовному совершенствованию.

У нас пять житийных икон пророка Илии, и на их примере можно показать историю эволюции житийного образа в русском искусстве – от классического расположения сюжета в клеймах до введения сюжета в контекст повествования, когда сцена жития компонуется в горках или между архитектурными кулисами, создавая такую затейливую игру, когда можно найти, рассмотреть и самому выстроить последовательность повествования.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать