Мы продолжаем рассказ о выставке «Любовью и единением спасёмся», работающей в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Куратор выставки, заместитель директора музея по научной работе, кандидат исторических наук Светлана Викторовна Николаева, завершая обзор первой части экспозиции, расскажет о вкладах в монастырь и вкладных книгах.
«Любовью и единением спасемся». Этот завет преподобного Сергия Радонежского дал название масштабному выставочному проекту Сергиево-Посадского музея-заповедника. И в нашем выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ об этой экспозиции.
Светлана Викторовна Николаева, заместитель директора музея по научной работе, кандидат исторических наук, куратор выставки.
− Завершается первый раздел выставки темой начала почитания преподобного Сергия. И здесь, конечно, мы не можем не упомянуть имени его ученика и преемника преподобного Никона Радонежского. Именно при нем происходит замечательное событие − обретение святых мощей преподобного Сергия. При нем строится ныне существующий белокаменный Троицкий собор. И при преподобном же Никоне в монастыре появляются первые значительные пожертвования, что свидетельствует об особом почитании основателя монастыря и о том значении, которое придавалось созданной им обители. Эта обитель продолжает и хранит традиции, хранит главные святыни, связанные с преподобным Сергием.
Документальным подтверждением, иллюстрацией сказанного являются два замечательных исторических памятника из коллекции Сергиево-Посадского музея. Первый – это грамота, относящаяся к 1417–1427 годам, подтверждающая один из первых даров игумену Никону с братией от вотчинника Василия Яковлевича Воронина, который дает навечно сюда, в обитель, свое село Гулаковское, находившееся недалеко от Троицкого монастыря, в Переславском уезде. Это свидетельство почитания обители и ее основателя. Главное, чем монастырь отвечал на такие вклады, – это моление либо о здравии, либо об упокоении душ вкладчиков. А сколько этих вкладчиков было, как часто делались эти пожертвования, мы можем увидеть на примере другого замечательного памятника − Вкладной книги.
Это одна из двух сохранившихся Вкладных книг, относящаяся к 1773 году, но вошли сюда вклады с конца XIV века и до 30-х годов XVIII века. Ветшали старые книги, их содержание переписывалось на новые листы и дальше велось в хронологической последовательности. И в этой книге мы видим несколько исторических слоев. В рукописи больше 1250 листов. Перечислены более 500 боярских и княжеских родов, дворянские семьи, которые делали значительные вклады как земельные, денежные, так и драгоценными предметами. И, кстати, здесь записаны практически все художественные произведения, которые сейчас хранятся в экспозициях в ризнице Сергиево-Посадского музея, и их можно увидеть. Основой рукописи 1773 года стала Вкладная книга 1638 года, в которую, в свою очередь, вошли сведения из более ранних источников. После появления новой Книги старая, 1638 года, стала использоваться как черновая, то есть сначала записывали в нее, а потом набело, начисто переписывали сюда.
Посмотрите, какое отношение было к этой рукописи! Это не просто «документ учета». Здесь мы видим и тисненый абрис, и серебряные накладки с гравированным орнаментом, немного сохранилось и золочение. Это был очень важный документ не только для монастыря, но и для истории, и он отражал значимость тех людей, кто давал вклады в обитель. Они понимали, что их вклад не забыт, что их поминание будет вечным.
И рукопись оказалась особенно ценной при основании музея в 1920 году: члены Комиссии по охране памятников старины и искусству, в которую входили отец Павел Флоренский, Юрий Олсуфьев и многие другие специалисты, использовали ее и монастырские описи в качестве исторических материалов, необходимых для фиксирования всех художественных ценностей, составлявших музейный фонд.
Но, возвращаясь еще раз к содержанию Вкладной книги, хотелось бы подчеркнуть, что здесь представлены не только царские, княжеские, боярские вклады. Сюда записывались и самые маленькие денежные пожертвования, пожертвования продуктами сельского хозяйства, лошадьми, одеждой, даже вооружением, которые поступали и от городских жителей, и от торговых людей, и от крестьян. Ну и, конечно же, от духовенства.
Так что в какой-то степени эта книга выражает то самое всенародное почитание преподобного Сергия и созданной им обители на протяжении нескольких веков.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ о выставке «Любовью и единением спасемся», организованной Сергиево-Посадским музеем-заповедником.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Мудрые рассказы для доброго сердца. Отечник для всех
День ангела. 13 мая
Божественная литургия 13 мая 2025 года
Этот день в истории. 13 мая
Тропарь апостола Иакова Зеведеева
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!