Мы завершаем рассказ о графических работах художника Александра Иванова, которые представлены на временной выставке в Государственной Третьяковской галерее.
Александр Андреевич Иванов – один из крупнейших художников XIX века, он известен прежде всего как автор монументальной картины «Явление Христа народу», которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
В соседнем зале располагается временная экспозиция «Александр Иванов. На пути к храму», где представлены графические работы художника. Здесь можно увидеть эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» для Храма Христа Спасителя в Москве, в которых влияние западноевропейской изобразительной традиции сочетается с элементами древнерусской иконографии. Это и сюжет «Сошествие во ад» с моментом выведения Христом из ада Адама и Евы, и крылатый образ Иоанна Предтечи, ангела пустыни, и другое. Также на выставке экспонируются карандашные и перовые рисунки, иллюстрирующие сюжеты из Ветхого Завета и получившие название «Протобиблейские эскизы».
Рассказывает куратор выставки, хранитель графики XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Анна Зиновьевна Антонова:
– Две группы рисунков, которые он создает, предполагая их как эскизы будущего храма, скорее всего были сделаны одновременно, где-то в 1846–1847 годах. А в 1848 году он уже начинает работать над библейским циклом. Тема сотворения мира, скорее всего, была подсказана ему его путешествием на Сицилию, он видел в Палатинской капелле мозаики, а также в Монреале. Но то, как он к этому подходит и делает, – в общем-то, не имеет аналогов. Мы рассматривали, что есть на эту тему в мировом искусстве. Этот подход совершенно удивительный. Вы не назовете это иллюстрациями, здесь почти что нет изображения того, что происходит, за исключением каких-то маленьких деталей. Где-то мы видим светила на тверди небесной, как Господь держит в одной руке месяц, а другой рукой солнце уже прикрепляет. Совершенно замечательный лист, где Он как бы душу вкладывает в Адама, где на фоне совершенно безлюдного места появляется первый человек. Но это все детали очень незначительные.
Что здесь является главным? Смотрите – это, в общем-то, одна и та же композиция. Спиной к нам Бог в окружении ангелов, мы как бы свидетели некоего акта творения, причем совершенно исключительного: сотворяется земля, сотворяется жизнь, свет, тьма и так далее. Этот подход чрезвычайно важен был для Иванова, и он очень многое проясняет в понимании художника. Ведь он не сопоставлял себя с Богом, но он считал, что пришел в этот мир с определенной миссией – создать нечто, что потрясет людей, что, так сказать, сделает мир лучше, нравственнее; и даже беглое знакомство с его биографией показывает, что он никогда не брался за какие-то заказы за деньги, чтобы заработать. Он готов был где-то выпрашивать деньги, чтобы только было позволено ему заниматься его любимым детищем. И эта убежденность, эта фанатичность проходят через все его работы, через всю его жизнь. Может быть, благодаря тому, что он не продавал свои работы и все их хранил, все они в конце концов почти что полностью попали в наш музей, а это, конечно, исключительная вещь.
Совершенно замечательно мы выставили его работы как некий фриз, и посмотрите, какая музыкальность есть в этом, это как сюита, где каждая картинка дает свою ноту. Это же есть и в совершенно замечательных его эскизах для Храма Христа Спасителя.
Мы столкнулись с очень интересным моментом: в переписке Иванова с архитектором Тоном они обсуждают возможность помещения самой картины «Явление Христа народу» в Храме Христа Спасителя, причем Иванов предполагает напротив картины поместить тот алтарный образ, который он делал для Храма Христа Спасителя. Собственно говоря, мы здесь в экспозиции как бы и осуществили это. Но для нас важно другое понимание. В картине «Явление Христа народу» – это как бы начало пути Христа, Он только идет, чтобы вступить на Свой Крестный путь. В алтарном образе – это уже завершение, жертва принесена. И от этого уже идет и дальше линия – создать храм, где бы вся история жизни Христа была представлена. То, что будет в библейских эскизах. И очень точно, как мне кажется, говорят все, кто писал об Иванове: что через все его творчество проходит тема того, что Христос есть духовный ориентир для человечества в его поисках нравственной истины. Это через все вещи, здесь представленные, сделанные им, и проходит красной нитью.
Это сепия, как бы подсветка, перовые рисунки маленького размера – те эксперименты, благодаря которым он потом все-таки находит и свою технику, и свой размер, и свой подход. Но без этого пролога этого бы не совершилось.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Полина Митрофанова
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!