Хранители памяти. Временная выставка «Святые жены» в Музее имени Андрея Рублева. Часть 2

3 октября 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной экспозиции «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Куратор выставки Надежда Викторовна Герасименко рассказывает о различных, в том числе чрезвычайно редких иконописных образах святых жен. Среди уникальных произведений можно увидеть и икону великомученика Евстафия Плакиды, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта, чью память Церковь чтит на этой неделе.

В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ с временной выставки «Святые жены», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Надежда Викторовна Герасименко, заведующая отделом хранения (научно-фондовым) Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Святые жены»:

– Святые великомученицы принадлежат к числу наиболее почитаемых святых жен. Их изображения встречаются как во фресковой живописи, так и в иконописи.

Одной из наиболее прославленных великомучениц была Варвара. Образ, который вы видите, происходит из Третьяковской галереи. На его обороте есть надпись, что этот образ был создан в 1774 году, в день рождения Варвары Дмитриевны Тюленьевой. К сожалению, нам неизвестно, кто это. Ее биография или какие-то сведения о ней не сохранились. Предполагается, что эта икона мерная, т.е. написанная в размер новорожденного младенца. Если в ранний период, в XVI–XVII веках, мерные иконы создавались только для великокняжеских детей и имели удлиненную, вытянутую форму, напоминающую размеры ребенка, то для XVIII века, к которому принадлежит этот образ, уже характерно написание икон обычной прямоугольной формы. Однако длина доски по-прежнему соответствует росту младенца.

Мы можем судить о живописи, которая была в то время популярна в дворянских семьях. Великомученица Варвара изображена на этой иконе в иконографии, характерной уже для XVIII века. В ее руках евхаристическая Чаша. По преданию, она почиталась как заступница от внезапной смерти. В текстах ее жития упомянуто, что она обратилась к Господу с молитвой, чтобы те, кто вспомнит ее имя перед смертью, удостоились отпущения грехов. Бояться самой смерти было не принято. Христиане боялись кончины без Причастия и отпущения грехов. Поэтому создалось предание, что те, кто не имеет возможности причаститься перед смертью, могут молиться святой Варваре.

Как великомученица с раннего времени была особо почитаема Евфимия Всехвальная. Ее образы очень редки в русской иконописи. На нашей выставке присутствуют два изображения. Одно принадлежит XVI веку, а другое в начале XIX века было создано в Выговском старообрядческом центре. Евфимия Всехвальная прославилась особо при событиях Четвертого Вселенского Собора, который проходил в Халкидоне, в церкви, где находилась ее гробница. Когда возникли острые споры о догматическом утверждении канона, спор между епископами решили таким образом: положили два варианта текста в гробницу. На следующий день гробницу вскрыли, и канонический текст оказался у святой Евфимии в руке. Поэтому ее образ часто помещают при изображениях Четвертого Вселенского Собора, которые есть, например, в Ферапонтовом монастыре.

Лик мучениц наиболее многочислен. Мученицы и их жития всегда были примером для верующих, образцом благочестивой жизни. А некоторые из житий читались как авантюрные романы. К таким произведениям принадлежит житие Евстафия Плакиды, его супруги Феопистии и их чад, Агапия и Феописта. На нашей выставке присутствует очень редкая икона конца XVIII – начала XIX века, созданная, вероятно, в одной из дворянских усадеб. Может быть, в одной из московских, потому что ее живопись очень высокого уровня. Вероятно, эта икона создана как молитва о семейном благополучии. Имя Феопистии к тому времени было редко употребляемо для наречения (особенно среди дворянского сословия). Эта икона объединяет не только святое семейство – Евстафия Плакиду, его супругу Феопистию и их чад, но и изображение Святой Троицы. Иконография Святой Троицы представлена в подробном варианте, где изображены не только три Ангела, но и Авраам с Саррой. Думаю, что в честь Троицы был освящен усадебный храм, или это было такое особое моление о семейном благополучии, здоровье детей. Житие Евстафия Плакиды и его семейства было очень известно в Византии, а также входило в круг чтения на Руси. Оно отличается необыкновенными приключениями, если так можно сказать о житии.

Лик преподобных жен тоже очень многочислен. На нашей выставке представлены как редкие имена, так и прославленные (как, например, Мария Египетская). Но я хотела бы обратить внимание на две иконы, происходящие из иконостаса Софийского придела собора Новодевичьего монастыря. Этот иконостас включал изображения многих святых жен. Он был заказан царевной Софьей в то время, когда она была регентом при своих малолетних братьях Петре и Иоанне. Она в то время еще не подозревала, что будет инокиней Новодевичьего монастыря, но этот монастырь был ею очень любим. Она вложила в него многие драгоценные предметы, сосуды и в 1685 году заказала целый иконостас. В него были включены изображения очень редких святых: как русских, так и византийских. На нашей выставке представлены преподобные Евпраксия и Сосипатра. Эти имена трудно найти на других иконах и даже в гравюрах. Сосипатра была дочерью императора, но по велению души решила принять монашество и попросила своего отца дать деньги на строительство монастыря в Константинополе. Там она подвизалась и потом стала игуменией.

В ранневизантийский период в Церкви существовал чин диаконис. Это были наиболее уважаемые вдовы и благочестивые девы, которые помогали священникам в храме. Этот чин впоследствии совершенно исчез, хотя в конце XIX – начале XX века существовали попытки его возрождения. Некоторые святые жены, почитаемые в чине преподобных, почитались и как диаконисы. Одна из них была Олимпиада. Это очень редкое иконописное изображение было создано знаменитым иконописцем конца XIX – начала XX века Михаилом Дикаревым. Оно изображает Олимпиаду вместе с Иоанном Предтечей. Вероятно, это была заказная икона, изображающая тезоименитых святых какой-то супружеской пары.

Одними из первых диаконис были святая Емилия и святая Макрина, мать и дочь. Это было целое семейство, которое дало христианству несколько святых. Сыновьями Емилии были святители Василий Великий и Петр. Ее дочь Макрина, как отмечается в житии Василия Великого, много сделала для воспитания своих младших братьев в благочестии. На одной из икон XIX века изображено, как преподобная Макрина благословляет иконой Богоматери своего брата Василия Великого. А рядом присутствует очень редкое изображение святой Емилии. Емилия представлена с книгой в руках. Этот иконографический вариант, вероятно, сложился в конце XIX века.

Среди русских святых жен, канонизированных до 1917 года, большинство принадлежали княжескому роду. Это и равноапостольная Ольга, и преподобные Евфросиния Московская и Евфросиния Полоцкая. Официальной канонизации русских святых жен обычно предшествовало местное почитание. Особая судьба связана с канонизацией Анны Кашинской. Анна была супругой князя Михаила Тверского (также канонизированного) и была похоронена в городе Кашин, где она жила у своего младшего сына, ставшего князем Кашинским после того, как он утратил тверской престол. После ее смерти о ее могиле забыли. Но в XVII веке у ее гробницы происходили исцеления и чудеса. Местные жители обращались с молениями к ней и к праведной Анне, которая была тезоименитой святой Анны Кашинской, и просили церковные власти о канонизации. Была собрана комиссия, и она признала Анну святой. На ее прославлении в городе Кашин присутствовали и члены царской фамилии. Но позже, в связи с событиями раскола, Анна Кашинская стала особо почитаться старообрядцами, и это вызвало некоторое недовольство официальной Церкви. Дело в том, что при канонизации, которая произошла в 1649 году, комиссией было отмечено, что когда вскрыли раку княгини, ее руки были сложены в крестном перстосложении. Старообрядцы настаивали на этой особенности как на том, что молиться надо именно двумя перстами, а не тремя. Поэтому официальная Церковь отменила общерусскую канонизацию Анны Кашинской, позволив только петь панихиды около ее могилы. Но ее слава и почитание не уменьшались, поэтому в конце XIX века вновь обратились в Синод с просьбой возобновить почитание и канонизацию. Это произошло в 1910 году в царствование императора Николая II. В городе Кашин были большие торжества в честь этого события, и именно к этому времени относится большое число иконописных образов святой Анны Кашинской, один из которых представлен на нашей выставке.

Ведущая Елена Чач

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 06:15
  • Суббота, 11 мая: 16:05
  • Понедельник, 13 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Завершаем серию выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». Рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать