Хранители памяти. Временная выставка «Страсти Христовы» в Музее Андрея Рублева. Часть 5

28 марта 2023 г.

Мы продолжаем знакомство с экспонатами временной выставки "Страсти Христовы", работающей в Музее имени Андрея Рублева. Заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова рассказывает не только о редких иконописных памятниках, которые можно увидеть на экспозиции, но и о том, что представляло собой распятие как вид казни, какие страшные мучения пришлось претерпеть Господу Иисусу Христу для спасения рода человеческого.

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Страсти Христовы», на которой можно увидеть иконописные, скульптурные и иные памятники церковного искусства XIV – начала XX века.

Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея им. Андрея Рублева, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова:

При обсуждении с какими-то знакомыми людьми или со студентами темы страстных сюжетов я столкнулась с тем, что словосочетание «Распятие Христово» (или «Христос распят») стало настолько на слуху и настолько обыденным, что мало кто задумывается о сути того, что произошло. Что такое распятие исторически как вид казни и почему именно оно считалось таким сложным, ужасным и мучительным?

Исторически эта казнь была известна еще задолго до событий, связанных со Христом, и в Римской империи тоже широко применялась. Так казнили убийц и государственных изменников, именно поэтому был так казнен Христос.

Распятие – это смерть от асфиксии, то есть от нехватки воздуха. По-разному могли прибивать или привязывать тело казнимого к горизонтальной перекладине. Вертикальная, как мы уже говорили, как правило, находилась стационарно на месте казни, а горизонтальная балка (она называлась патибул) уже воздвигалась непосредственно вместе с казнимым. И вот весь ужас казни состоял в том, что инстинкт самосохранения не давал человеку умереть мгновенно. Пока он мог, пока еще его мышцы могли выдержать тяжесть тела, человек приподнимался на руках и вдыхал и даже иногда не мог потом выдохнуть. И иногда это длилось сутками, а иногда, чтобы увеличить мучения казнимого, могли человека вместе с этой горизонтальной балкой снимать после суток висения на кресте, а потом воздвигать снова.

Палящее солнце, стервятники, какие-то дополнительные мучения в виде жутких напитков, которые им давали для того, чтобы они находились в состоянии агонии, чтобы как-то немного смягчить это состояние и тем самым продлить возможность терпеть эти муки дольше... Многие удивляются, как они во время казни еще вели между собой какие-то диалоги. А это действительно было возможно. Это жуткая, нечеловеческая боль, но тем не менее смерть не мгновенная. И если впоследствии хотели, чтобы смерть наступила скорее, казнимым ломали ноги, чтобы у них не было опоры. И они задыхались практически сразу. Это хотели сделать и со Христом, но обнаружили, что Он уже мертв.

Ведутся также дискуссии о том, какой формы был крест. Кстати, для некоторых конфессий этот вопрос – просто краеугольный камень; в частности, старообрядцы приемлют только восьмиконечный крест и никакой другой. Иногда казнили таким образом просто на вертикальной дыбе, иногда это Т-образная форма без верхней дополнительной перекладины. Но восьмиконечный или семиконечный крест – это основная форма, которая вошла в русское церковное искусство, и верхняя перекладина над основной горизонтальной – исторически это место, где был прибит приговор, и каждый мог узнать, за что казнили того или иного человека.

И тут такая красивая история о Понтии Пилате, который написал здесь просто: Иисус Назорей, Царь Иудейский. И когда ему люди говорили, что он написал неправильно, что нужно было написать: «Иисус, Который называл Себя Царем Иудейским», – Понтий Пилат переписать отказался и оставил ту формулировку, которая была изначально.

Этот приговор на самом деле в иконописи редко воспроизводится, однако вот на этой замечательной иконе (подписная работа иконописца Оружейной палаты Ивана Максимова)  он присутствует. Более того, приговор здесь воспроизведен именно на тех трех языках, на которых и был написан: древнееврейском, латыни и греческом. Как раз по этой причине долгое время считалось, что только на этих трех языках возможно Священное Писание и богослужение вообще, и требовалось время, чтобы это представление преодолеть. 

Вместе с изменением отношения к Страстям Христовым во второй половине XVII века возник особый интерес к орудиям Страстей. Это целый список предметов, которые так или иначе были связаны с этими самыми событиями, произошедшими в последние дни земной жизни Христа. В число этих предметов входила, например, губка на длинной трости, из которой давали испить Христу, а также копие, которым пробили Ему ребро. Входил мешочек с тридцатью сребрениками, за которые Иуда продал Христа, продал информацию о Его местонахождении, а также, естественно, терновый венец, бич, которым Христа били, чаша, в которую была собрана Его кровь, и многое другое.

На иконе Ивана Максимова есть такие детали, такие орудия Страстей, которые изображаются не всегда. Например, игральные кости. Казалось бы, как связаны игральные кости с темой Страстей Христовых? Оказывается, самым прямым образом, потому что эти кости кидали воины, чтобы по жребию разделить совлеченные со Христа одежды. А также всегда привлекает внимание отрубленное ухо, которое находится здесь среди орудий Страстей. Эта история связана непосредственно с моментом ареста Христа, когда Петр выхватывает меч и отрубает ухо человеку по имени Малх; правда, только один евангелист его имя упоминает. И Христос исцеляет этого человека, это Его последнее чудо, и Он настоятельно говорит Петру убрать свой меч, потому что все должно случиться так, как должно.

Среди орудий Страстей также нужно упомянуть петуха, которого Иван Максимов не изобразил по какой-то причине, но он у нас есть на других памятниках. Эта история связана с Тайной Вечерей, когда Христос сообщил Своим ученикам, что один из них станет предателем. Больше всех возмущался апостол Петр, который говорил, что если даже все соблазнятся о Христе, то он – никогда, на что Христос ему отвечал, что еще петух не пропоет, а он трижды от Него отречется, и так именно и произошло, как говорил Христос. И у нас на выставке есть редчайший образ – это отдельная икона на сюжет раскаяния апостола Петра, когда Петр убежал и горько плакал. Там есть и петух как символ отречения, и сам Петр.

Мы очень благодарны нашим коллегам, которые предоставили замечательные экспонаты на выставку. В частности, из собрания Исторического музея – складень первой половины XVIII века. Коллеги доверили нам впервые показать публике это замечательное произведение искусства. Это трехстворчатый складень с вкладным крестом, тоже недавно прошедший реставрацию, исполненный в интересной технике с применением слюды, которая есть в обрамлении центральной части. Это очень хрупкий материал, и когда он сохраняется и доходит до нашего времени – это большая редкость. Видимо, здесь были мощевики, и предмет будет в дальнейшем исследоваться, он только недавно покинул стены реставрационной мастерской. Могу только сказать, что крест двусторонний, он вынимается из складня, и на его обороте – орудия Страстей с предстоящими святыми.

Набор святых очень говорящий; в частности, это Радонежские святые: Сергий, Михей и Никон; это Антоний и Феодосий Печерские; Зосима и Савватий Соловецкие; Максим Грек. То есть какая-то связь с Троице-Сергиевым монастырем здесь, безусловно, есть.

И удивительно, что это яркий и, несмотря на тематику, праздничный памятник, с богатым колоритом, с редкими деталями. В частности, здесь изображено коронование при Кресте не только Богоматери, но и Иоанна Богослова, что довольно редко встречается. Этот памятник, конечно, в дальнейшем заслуживает отдельного исследования, может быть, какой-то статьи, и надеемся, что нашим зрителям он запомнится.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать