Хранители памяти. Временная выставка «Страсти Христовы» в Музее Андрея Рублева. Часть 3

14 марта 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки "Страсти Христовы", работающей в Музее имени Андрея Рублева. О представленных на экспозиции иконах, в том числе - о копиях двух чудотворных образов, рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова.

Мы продолжаем рассказ об изображении Страстей Христовых в памятниках русского церковного искусства XIV – начала XX века.

Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки «Страсти Христовы» Светлана Александровна Кирьянова:

События страстного цикла на нашей выставке открываются «Тайной Вечерей», затем следует «Омовение ног апостолам» – это показатель смирения Христа, с каким Он относился к апостолам. Этот сюжет описан только у апостола Иоанна Богослова, однако как самостоятельная композиция он встречается среди страстных сюжетов праздничного ряда иконостаса с самого раннего времени.

Затем следуют дальнейшие события – моление Христа в Гефсиманском саду, Его допрос. И прежде чем Христа отправляют на допрос, конечно, Его арестовывают по предательству Иуды, который своим поцелуем показывает, Кого, собственно, надо арестовать. Удивительно, что среди страстных сюжетов есть две иконы, которые почитаются как чудотворные. Обычно чудотворные иконы – это иконы Богоматери с Младенцем, реже – каких-то святых или Самого Христа, а вот страстные сюжеты в качестве чудотворных прославленных образов – редкость. На экспозиции представлены две такие истории, и одна из них стала настоящим открытием при подготовке к выставке.

Подготовка к выставке – это всегда возможность не только экспонировать замечательные памятники, но и научные открытия, которые совершаются попутно. И вот в собрании музея среди ранних поступлений находилась небольшая икона «Лобзание Иуды». Икона под потемневшим покрытием, которое позволяло только делать какие-то предположения о ее датировке, и специально для этой выставки мы передали этот памятник для полного цикла реставрационных работ. Когда мы его передавали (и в нашей музейной документации это шло именно так), мы предполагали, что это работа рубежа XVIIXVIII веков. При раскрытии, может быть, даже рассчитывали на Оружейную палату, хотя оказалась история другая, но не менее интересная.

Дело в том, что в Берлюковской пустыни почитался образ «Лобзание Иуды», икона считалась чудотворной, около нее совершались исцеления, первое из которых – исцеление давно болевшей, практически уже потерявшей зрение женщины. Эта икона была обнаружена после того, как явилась этой женщине во сне. Сначала несколько раз ей во сне было указано, что она должна совершить молебен перед иконой, находящейся в Никольском храме, но подобную икону там не нашли. Она отслужила при помощи церковнослужителей молебен просто у иконы Христа. Исцеления не случилось, и в повторном сне ей было явлено, что икону надо искать не в храме, а в хлебопекарне. С большим трудом в хлебопекарне нашли заставленную какими-то предметами, потемневшую, с едва различимыми очертаниями икону, изображавшую как раз именно момент взятия Христа под стражу. Было это в 1829 году. Именно после молебна перед этой иконой женщина получила исцеление, и икону стали очень почитать, наладили производство списков с нее.

Что с этой иконой связано? Необычная иконография. Отчасти это объяснялось тем, что, видимо, эта явленная икона была довольно крупного формата и когда-то входила в страстной ряд иконостаса разобранной церкви. Даже примерно предполагается, какой именно, тоже одной из церквей Московского региона. И композиция этой иконы отличалась тем, что состояла всего из четырех фигур, тогда как «Лобзание Иуды» – это часто  многофигурная композиция, и у нас есть такие произведения на выставке, где-то это целая процессия. А здесь всего четыре фигуры: Христос с Иудой и находящиеся по одну сторону от них два воина, один из которых замахивается веревкой.

Нас давно удивляло, что небольшого формата икона, которая находится в нашем собрании, вписана в круг. Иконная доска квадратного формата, но изображение на ней вписано в круг. И при исследовании выяснилось, что это список с того явленного чудотворного образа. Но тут тогда сложности с датировкой, потому что если икона была явлена и прославлена только в 1829 году, то, конечно, наш список не мог датироваться тем временем, о котором мы думали изначально.

При подробном исследовании пигментов, при исследовании при помощи микроскопа и бинокулярных аппаратов, при помощи консультаций коллег-реставраторов мы выяснили, что это имитация стиля подлинника, то есть имитация той явленной иконы, которая относилась, видимо, сама к рубежу XVIIXVIII веков, и это очень необычно, потому что, как мы знаем, при изготовлении списков с почитаемых образов копировали очень точно композицию, иконографию, а вот на копирование стиля не всегда обращали внимание. А тут именно такой вариант. Более того, потом обнаружилось, что это не единичный случай, что есть еще иконы, тоже имитирующие тот самый стиль, но выполненные уже после явления этой иконы.

После «Лобзания Иуды» в страстной цикл входят следующие сюжеты: «Приведение к Каиафе», «Приведение к Пилату», «Поругание Христа», «Бичевание», «Коронование тернием», «Совлечение риз» и, конечно, «Несение креста».

Тут надо сказать, что «Несение креста» – это символический образ, не совсем соответствующий полностью исторической действительности. Дело в том, что вертикальная ветвь креста, как мы ее воспринимаем, исторически находилась стационарно на месте казни, тогда как приговоренный нес именно горизонтальную балку, к которой потом его прибивали, при помощи которой  поднимали  на этот крест. Скорее всего, так было и в этом случае. Но здесь важны духовные аспекты – показать, что Христос несет Свое бремя, несет Свой крест Сам на казнь. И тому есть многочисленные аналогичные места в Ветхом Завете. Например, один из прототипов – сын Авраама Исаак, который сам несет хворост для того, чтобы потом быть принесенным в жертву. Мы знаем, что закончилась эта история по-другому, но это важный прообраз, и их несколько еще в Ветхом Завете.

Безусловно, заслуживает внимания этот необычный образ, и сразу у посетителей возникают вопросы, почему он так нестандартно выполнен. Даже спрашивают, точно ли это живопись или какая-то другая техника? Да, это живопись, и здесь есть своя предыстория. И предыстория очень необычная, потому что это копия тоже с чудотворного образа на страстную тематику, коих на выставке только два – «Лобзание Иуды» и вот этот. Почему он так странно выглядит? Почему он выполнен в такой цветовой гамме? Дело в том, что это список не с живописной иконы, а с гипсового рельефа, вот такая редкая вещь. Этот гипсовый рельеф находился в Спасо-Влахернском монастыре, созданном в имении Головиных в Дмитровском районе Московской области. Это не чужое место для нашего музея, у нас крупный комплекс икон поступил оттуда, и одна из наших вещей до сих пор там находится на временном хранении, выставлена в монастыре. Головины были известными знатоками, собирателями, в том числе иконографических редкостей. И там, в монастыре, прославился чудотворениями гипсовый рельеф, изображающий Христа в терновом венце. После того как сведения об исцелениях, от него происходящих, распространились на округу – там наладили производство таких небольших паломнических предметов. Известен целый ряд этих образов, они очень похожи друг на друга и отличаются тем, что выполнены именно в такой гризайльной манере, то есть только в тонах серого и белого цветов. Иногда еще дописывают дополнительно крест, то есть добавляют тему несения креста, хотя в изначальном рельефе ее не было, это просто был Христос в терновом венце. Но здесь крест есть, поэтому мы назвали эту работу «Несение креста», а в народе такие иконы нежно называли «Спас Беленький».

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать