Хранители памяти. Временная выставка «Страсти Христовы» в Музее Андрея Рублева. Часть 2

7 марта 2023 г.

Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки "Страсти Христовы", работающей в Музее имени Андрея Рублева. Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки Светлана Александровна Кирьянова.

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Страсти Христовы», которая работает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов музея, куратор выставки «Страсти Христовы» Светлана Александровна Кирьянова:

– Выставка «Страсти Христовы» продолжает серию экспозиций музея, посвященных иконографии определенных сюжетов. Первоначально планировалось, что она будет полностью посвящена Распятию Христову и эволюции именно этого образа, но в дальнейшем замысел был расширен и были добавлены сюжеты Страстной седмицы.  Каждая подобная выставка – замечательный повод показать произведения из фондов музея, которые в постоянной экспозиции не экспонируются, но тем не менее составляют важную часть собрания. И мы, кураторы, очень любим показывать на выставках произведения, созданные в разных техниках, поскольку русское церковное искусство, безусловно, не ограничивается темперной живописью. Редко можно в музейных собраниях встретить произведения, выполненные в технике мозаики, относящиеся именно к церковному искусству, и у нас замечательный повод показать одно из них. Замечательное мозаичное произведение, которое имеет достаточно загадочную судьбу, и это первый случай, когда мы показываем его публике. Безусловно, ждем от научного сообщества тоже какого-то отклика.

Дело в том, что мы не знаем, откуда это произведение, потому что поступило оно в собрание музея из правоохранительных органов. Конечно, мы знаем, что была мозаичная мастерская в Санкт-Петербурге, и были приглашены специалисты для исследования этой мозаики. Мы предполагаем, что она сделана именно там. Но было высказано и дополнительное предположение (которое мы пока не можем никак подтвердить): возможно, создание этой работы было связано с проектом перевода части росписи Храма Христа Спасителя из стенной живописи в мозаику.

Эта мозаичная работа выполнена на гипсовом основании, она очень тяжелая, требует дополнительных креплений для того, чтобы ее качественно экспонировать. И замечательное дизайнерское решение на этой выставке позволяет представить произведение очень достойно. Эта работа является переведенной в мозаику копией с работы Гвидо Рени, у него эта работа называется «Се человек», мы назвали пока: «Христос в терновом венце». А кто выступил ее автором и при каких обстоятельствах она была создана – это вопрос, который нуждается в дальнейшем исследовании, и специалисты по монументальной живописи XIX века, которых не так уж и много, эти предположения высказывают; возможно, вскоре мы придем к какому-то более точному выводу.

На выставке сто произведений, которые иллюстрируют события, умещающиеся, по сути, всего лишь в два дня Библейского повествования – четверг и пятницу (начиная с Тайной Вечери и заканчивая обширным разделом, который посвящен Распятию Христову), и немного событий, последовавших за этим. Первый сюжет, которым открывается выставка, – Тайная Вечеря. Это, наверное, первый страстной сюжет, который встречается в христианском изобразительном искусстве. В частности, ведутся дискуссии о том, представлена ли Тайная Вечеря, например, в катакомбной живописи. Есть такие варианты, что это просто изображение христиан за трапезой любви, которую они совершали, безусловно, по образцу Тайной Вечери; некоторые исследователи считают, что это изображение Тайной Вечери самой по себе. Но можно считать, что с этого сюжета начинается и наше здесь повествование, и, в принципе, страстная тема в христианском искусстве, потому что на первых порах, например, Распятие не изображается. Возможно, тому есть причины, о которых у нас еще будет повод поговорить.

Если говорить о русском искусстве, то здесь традиция изображения страстных сюжетов отличается от византийской. И если первоначально они появились в монументальной живописи, то впоследствии стали включаться и в состав высокого русского иконостаса. Если мы будем говорить о месте страстных сюжетов в структуре иконостаса, то оно также со временем менялось. Первоначально страстные сюжеты попадают в праздничный ряд. Мы знаем о том, что праздничный ряд включал в себя не всегда только двенадцать основных сюжетов двунадесятых праздников, но и какие-то дополнительные сцены. И вот уже в XV веке эти страстные сцены встречаются в составе именно праздничного ряда. В частности, самый обширный цикл – это праздничный ряд Кирилло-Белозерского монастыря, и часть этих икон находится в собрании нашего музея, но в его постоянной экспозиции, не на выставке.

Во второй половине XVII века страстная тематика становится очень важной, актуальной, интерес к ней возрастает во много раз. Тому есть также несколько причин, одна из них, конечно, деятельность патриарха Никона, который возводит Новоиерусалимский комплекс – небольшую, миниатюрную копию священных мест на земле Подмосковья. Весь этот комплекс, конечно, способствовал тому, что страстная тематика становится очень важной. И второй момент – западноевропейское влияние. На Западе страстная тематика была важна всегда, во все времена, там ей уделялось особое внимание, и какие-то западные образцы очень обогатили иконографический репертуар русских авторов.

И вот в это время в иконостасе появляется дополнительный ряд к тем пяти, которые существовали ранее. Он занимал самое верхнее положение, это был самый высокий ряд, находившийся на очень большой высоте и состоявший целиком только из страстных сюжетов. Наличие страстного ряда в иконостасе было характерно прежде всего для московских храмов, тогда как в провинции еще долгое время сохранялась старая традиция и страстные сюжеты могли попадать в состав праздничного ряда.  И такие примеры у нас тоже на выставке присутствуют, страстные сюжеты, выполненные в конце XVII – начале XVIII века, но входившие в состав именно праздничного ряда иконостаса.

Страстной ряд отличался тем, что находился на очень большой высоте, и было трудно рассмотреть какие-то детали на этих иконах, поэтому, как правило, они имеют лаконичную композицию. То есть если даже автор опирался на какие-то западноевропейские образцы, то он мог сокращать до минимума количество фигур на этих иконах, чтобы это даже при большом расстоянии хорошо читалось. Кроме того, страстной ряд был самым верхним, ничего над ним уже не было, поэтому иконы страстного ряда часто принимают интересную форму. Они могут быть круглые, овальные, восьмигранные, могут быть заключены в какие-то причудливые картуши, и это тоже интересно наблюдать.

Любая выставка – это, конечно, совместная работа нескольких музеев и нескольких собраний. Когда это совместная работа, то экспозиция становится более интересной и насыщенной. У нас сложилось замечательное сотрудничество с Музеем «Останкино и Кусково», который обладает помимо известного дворцового собрания  еще и коллекцией иконописи, происходящей не только из церкви Троицы в Останкино (хотя и из нее работы на выставке тоже представлены), но и из других столичных храмов. Благодаря этому замечательному сотрудничеству мы впервые показываем публике комплекс из страстного ряда одного из столичных храмов, который выполнен в конце XVII века, около 1694 года, знаменитыми иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля. На самих этих иконах подписи авторов нет, однако по документальным источникам известно, кто над этим рядом работал. И это замечательные произведения, отреставрированные и показывающие самые новые тенденции в развитии иконографии в это время.

Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать