Хранители памяти. Музей истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3

21 января 2025 г.

Мы завершаем серию выпусков передачи из Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Напоследок детальнее познакомимся с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену, а также увидим предметы и фотографии, связанные с храмом преподобного Пимена Великого и сложной судьбой Русской Церкви в советские годы. Обо всех этих экспонатах расскажет куратор музея Никита Сергеевич Ткачев.

В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ из музея, экспозиция которого связана с историей храма преподобного Пимена Великого и с жизнью и деятельностью Святейшего патриарха Пимена.

Никита Сергеевич Ткачев, куратор Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (г. Москва):

− Обращу ваше внимание на цвет стен. Это не наша какая-то концептуальная придумка,  традиционно в России это патриарший цвет. И, как вы знаете, патриаршая мантия такого цвета. Не очень много сохранилось фотографий патриаршего кабинета. Когда мы стали создавать кабинет, мы думали, интуитивно представляли, как бы он мог выглядеть, чтобы правильно передать его атмосферу. И с Божией помощью все удивительно сложилось. Мы попытались восстановить кабинет патриарха Пимена, конечно, не один в один (это было бы невозможно), но близко к оригиналу. И сама атмосфера здесь располагает к тому, чтобы просто сидеть, думать и обстоятельно обсуждать все вопросы.

Конечно, в храме преподобного Пимена Великого к Святейшему патриарху Пимену особо трепетное отношение. Не только потому, что он патриарх, но и потому, что многие люди застали те времена, когда он жил, были с ним знакомы.

Есть, конечно, известные эпизоды из его жизни. Скажем, 9 сентября, в день памяти преподобного Пимена, в престольный праздник нашего храма, патриарх Пимен каждый раз приезжал служить, будучи и епископом, и митрополитом, и уже патриархом.

Есть воспоминания, когда он не только в праздники приезжал, но просто мог зайти вечером и в другие дни, потому что это место было ему дорого. Много знакомых ему с молодости людей тогда служило в нашем храме. И у патриарха Пимена было очень трепетное, почти домашнее отношение к храму преподобного Пимена Великого.

В 1920-е годы Пимен возглавлял здесь хор из 70 человек. Интересно, что, пройдя войну и лагеря, заняв такое высокое положение, он тем не менее не забыл об этих людях, помнил, когда у каждого из них именины и день рождения. Он сам приезжал к ним, если график позволял, а если нет, то хотя бы посылал подарки. И есть очень трогательные воспоминания, когда он женщинам дарил флакон духов «Красная Москва», а они ставили его на полку как маленький памятник (не распечатывая), потому что для них было очень важно, что он о них не забыл.

Он не был привязан ни к каким вещам, раздавал фактически все, что у него было. В 40-е годы XX века, не имея возможности служить в Москве, он ездил по всему СССР, вынужден был покидать город за городом. И он не забывал всех тех людей, которых встретил в эти непростые годы: и монашествующих, и живущих в миру. Он знал, где они живут, знал, что бедствуют, и, став патриархом, посылал им деньги (по 2−3 тысячи советских рублей мог раздать нуждающимся).

Люди не знали его военной, лагерной судьбы, не знали, почему он владел узбекским языком, не видели его рисунков. Но они видели проявление его человеческой доброты и внимания, поэтому очень многие дорожили его памятью, как дорожат памятью отца или кого-то из наставников, наших духовных помощников в жизни.

В этом углу находится личный стол патриарха Пимена с его вещами. Там хранятся его записные книжки, настольный календарь. Обращу ваше внимание, что из записных книжек патриарха Пимена страницы вынуты. Либо он сам их вынул в конце своей жизни, когда у него уже нашли онкологию, либо его помощники. Если не брать его стихи, которые частично изданы, не брать проповеди, которые обращены к пастве, то, в общем-то, как такового письменного наследия у Святейшего патриарха Пимена нет, как, например, у святителя Луки Крымского, который сам написал автобиографию.

Интересно, что и настольный календарь у патриарха «самодельный». Это обычный советский календарь, где на каждой странице от руки вписаны все церковные даты, праздники, потому что в 1980-е годы изданных церковных календарей не было, даже у патриарха.

Хранятся у нас также рисунки патриарха Пимена, эскизы наградных наперсных крестов. И обращает на себя внимание то, насколько тщательно они сделаны. Он действительно был самородком. Такая тончайшая графика эскизов! А ведь он профессионально не учился этому никогда.

У нас, конечно, хранятся облачения патриарха Пимена. И то, которое мы здесь можем видеть, – это облачение производства «Софрино». Это было колоссальное событие именно его патриаршего периода, когда в 1980 году, еще до перестройки, добились того, чтобы у Церкви появилось свое большое предприятие, которое способно было покрыть столько нужд. Есть у нас и патриаршие облачения более раннего периода, еще до открытия «Софрино», они узнаваемого зеленого цвета. У нас хранится коллекция пластинок патриарха Пимена, хранятся его монашеские параманы, сапоги, то, что он привозил из своих зарубежных поездок, из Иерусалима, Европы.

У патриарха Пимена был довольно традиционный вкус. Он очень любил классическую музыку и был строгим в отношении того, что касалось богослужебной музыки. Он любил Большой театр и был в довольно теплых отношениях с Муслимом Магомаевым, который нами, конечно, сегодня воспринимается как пример высокой советской эстрады, но людьми, воспитанными еще при царе, наверное, его творчество воспринималось иначе. Патриарх Пимен многим интересовался, был разносторонним человеком.

Патриарх очень почитал святого Пимена, для него это был особый святой. Здесь мы видим икону преподобного Пимена, который был очень близок патриарху даже по схожести их судеб.

Есть книги, изданные в годы его предстоятельства. Например, у нас есть издание за 1988 год, когда впервые в печати официально был поставлен вопрос о канонизации преподобного Амвросия Оптинского, блаженной Ксении Петербургской; есть Четьи- Минеи, при нем изданные.

В «сером» зале, как мы его между собой называем, расположены стенды, которые дают людям возможность воочию убедиться в том, что мы рассказываем. Там как раз есть редкие документы времен ссылок патриарха Пимена, разные интересные фотографии, в том числе богослужений в нашем храме, из его заграничных поездок.

У нас есть большой документальный проект, за который я как режиссер отвечаю, и мы в рамках этого проекта сняли цикл передач, бесед с людьми, знавшими патриарха Пимена, с историками, заставшими его годы. У нас в работе большой документальный фильм, и мы в этом зале проводим кинопоказы, здесь все специально для этого оборудовано.

Этот зал, в котором мы сейчас находимся, посвящен истории храма преподобного Пимена Великого. Он, конечно, перекликается по смыслу со всем тем, что представлено в других залах. Например, у нас тут уголок, посвященный тому, как были переплетены советский быт и церковный. Тут есть самодельные иконы, рукописные акафисты. А есть и официальная печатная продукция, которую могла позволить себе Русская Православная Церковь, и это как раз из вещей Святейшего патриарха Пимена, это то, что он сам собрал.

Есть здесь календарь за 1953 год. Это любопытное обстоятельство, но едва ли оно связано со смертью Иосифа Виссарионовича Сталина. Есть распечатанные проповеди патриарха, набранные на машинке, с его правками от руки, потому что в те годы в проповедях нужно было учесть такое количество обстоятельств и фактов, что произносить их без листа, наизусть, было практически невозможно. Поэтому заранее все они набирались, потом еще раз патриарх Пимен их просматривал и вносил свои правки. Кстати, можно увидеть, насколько сложный по синтаксису, построению предложений был у него язык, и даже для того, чтобы просто прочитать проповедь с листа и без запинок, нужно было обладать великолепным ораторским и проповедническим талантом.

Глядя на замечательный макет, можно представить, как выглядела эта местность, как постепенно расширялась, как менялся ее облик, как строились храмы в этой части города. Есть фотографии настоятелей храма; в частности, редкая фотография, на которой патриарх Пимен сидит с хором (это 1932 год, последний год, когда он здесь служил). Потом его в первый раз арестовали, он месяц был в Бутырской тюрьме, его выпустили, но призвали на срочную службу. А потом храм захватили раскольники. И по фотографиям это все можно отследить.

Есть такая церковная традиция, когда в год важных юбилейных событий выпускают памятные знаки. И тут как раз представлены в основном памятные знаки, связанные с событиями XX века. Это и 200 лет православия в Америке, святой Герман Аляскинский; это и разные значимые церковные события, и 100-летие Пюхтицкого монастыря. Есть и памятные значки, связанные с патриархом Пименом, годами его патриаршества. Это десятилетие «Софрино», а также 1000-летие Крещения Руси, которое праздновалось в 1988 году.

Работа по созданию музея у нас ведется с осени 2021 года. Проделано очень много, но и предстоит еще много работы. Попасть в этот музей может любой желающий, можно прийти в воскресенье в 12.30, остаться после поздней литургии. Либо можно лично договориться, если это будние дни, потому что мы работаем со всеми: и с верующими, воцерковленными людьми, и со светскими, со специалистами, с теми, кто просто интересуется этой темой. У нас ограничений и препятствий ни для кого нет, мы для всех открыты.

Автор программы кандидат исторических наук Елена Чач

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 11 февраля: 13:15
  • Четверг, 13 февраля: 17:40
  • Пятница, 14 февраля: 17:40

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков», работающей в Музее имени Андрея Рублева. Познакомимся с образами, связанными с Рождеством и детством Спасителя, а также узнаем, почему в экспозицию включены иконы преподобных. Рассказывает куратор выставки, заведующая научно-исследовательским отделом музея, кандидат искусствоведения Мария Александровна Маханько.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X