Мы продолжаем серию выпусков передачи из Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену. О драматичном жизненном пути Святейшего Пимена рассказывает куратор музея Никита Сергеевич Ткачев.
В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ из музея, который посвящен истории храма преподобного Пимена Великого и жизни Святейшего патриарха Пимена.
Никита Сергеевич Ткачев, куратор Музея истории храма преподобного Пимена Великого:
− Очень важно, что Святейший патриарх Пимен был с юности человеком монашеского склада и устремления, это была его мечта. При этом он был человеком лирического и философского склада. Уже после его смерти выяснилось, что он писал стихи, и мы можем представить, что это был человек, склонный к тихой, созерцательной жизни.
Он, понятно, не мыслил, что будет иерархом, что будет военным, старшим лейтенантом. И иногда эта яркость его биографии и драматизм как будто даже заслоняют тот факт, что он был монахом. А он считал это самым важным в своей жизни. Даже будучи патриархом, он строжайше соблюдал все монашеские обеты. У него были с собой карманные часы с боем, и каждый час он читал одно молитвенное правило.
Судьба у него действительно была яркая. Он пережил череду арестов, судимостей. Будущий патриарх, находясь в Дмитровском исправительно-трудовом лагере, строил канал Москва – Волга. То есть практически весь свой лагерный и военный опыт он приобрел, уже находясь в сане, потому что в свои 32 года уже был иеромонахом Пименом.
Собственно говоря, почему при нашем храме создается этот музей? Потому, что храм Пимена Великого – это храм молодости патриарха Пимена. Здесь он получил свое монашеское имя, здесь обрел друзей. И, что важно, здесь проходил свое становление среди тех людей, что ныне прославлены в лике новомучеников. При этом Святейший Пимен был, по сути, самоучкой, потому что все семинарии и духовные академии быстро закрылись, и, в общем-то, имея за плечами только восемь лет учебы в общеобразовательной школе имени Короленко, владыка уже только потом, во взрослом возрасте, поступил на первый курс пединститута, находясь в ссылке в Узбекистане. Но он был очень одаренным и дисциплинированным человеком.
Важно отметить то, что будущий патриарх рос среди новомучеников, то есть он встретил в своей жизни очень много людей, ныне прославленных. Интересно, как он жил в 1930-е годы, а жизнь его была довольно тяжелой, потому что, как вы понимаете, монастыри в основном были закрыты, многие монахи и священники оказались на улице (количество храмов сокращалось), и им приходилось работать в том числе и на светских работах. Святейший Пимен одно время даже сам делал домотканые одеяла, которые потом продавались в Москве на Даниловском рынке за небольшие деньги. Многие монашествующие жили в складчину, чтобы просто как-то выживать в этих условиях.
До 1941 года, когда началась мобилизация, у патриарха Пимена был непростой период, потому что на эти годы пришлась его вторая судимость и ссылка в Узбекистан. Ему сбрили длинные волосы и бороду, и там, в Узбекистане, он сначала работал директором Дома санитарного просвещения, а потом ему вообще доверили должность завуча и преподавателя в местной школе. Довольно интересный факт для монаха с двумя судимостями. Но здесь сказался кадровый голод во многих сферах и то, что даже гражданские, светские начальники понимали, что он был очень одаренным, дисциплинированным человеком, которому можно доверить многое.
У нас есть документы, копии выписок времен его пребывания в Узбекистане. И, в общем, это были необычные годы, когда будущий патриарх жил в Азии. Он выучил узбекский язык, полюбил там есть арбузы. И там же он попытался получить светское образование, отучившись год в пединституте.
Существует еще версия, что он ранее хотел получить образование архитектора. Ее подтвердить нельзя, но если посмотреть на его рисунки, которые у нас хранятся, и то, что он потом привозил из Европы, из своих рабочих поездок, то интуитивно начинаешь понимать, что, видимо, это не совсем миф, потому что он действительно очень много этому уделял внимания.
Великую Отечественную войну патриарх Пимен прошел в офицерском звании. К 1943 году он − старший лейтенант, переживший уже несколько контузий. Он очень не любил о войне говорить, но, с его слов, известен такой эпизод, когда во время боя обрушилась кирпичная стена и он, будучи офицером, успел заслонить собой своих подчиненных. Весь удар пришелся на его спину, всех засыпало кирпичом. Когда их освободили из-под завала, оказалось, что все выжили. Но у патриарха Пимена до конца жизни остались раны на спине, он носил жесткий кожаный корсет, поддерживающий спину. После войны у него был туберкулез позвоночника. Вот такая у него осталась память о войне. И юбилейные медали в память о Великой Отечественной войне очень много для него значили.
И так трагично сложилось, что о победе в войне он, будучи офицером, узнал, уже отбывая свой последний срок в лагере под Воркутой. Он туда попал в силу разных бюрократических ошибок. Его уже при жизни амнистировали, оправдали, а потом наградили медалью за участие в Великой Отечественной войне. И, собственно говоря, к 1950-м годам Пимен был уже человеком с колоссальным и довольно драматичным опытом. Тогда же его заметил Святейший патриарх Алексий I, сам дворянин, переживший блокаду Ленинграда и не оставивший город. В вещах Святейшего патриарха Пимена есть и портреты, и фотографии Святейшего Алексия I. Конечно, нельзя сказать, что они были друзьями, разница в возрасте сказывалась, да и эпоха другая была. Но они друг друга по-человечески уважали и цену друг другу знали. Обращает на себя внимание то, с каким вкусом и какой любовью эти портреты и фотографии были подобраны.
Многие люди, знавшие Святейшего патриарха Пимена, отмечали, что он никогда не старался занять более высокое положение. И, собственно говоря, история его епископства и вообще его иерархического служения довольно драматична, потому что это служение приходилось на годы хрущевских гонений. Но, как я и сказал, он был одаренный и яркий человек, самородок. В конце концов его призвали на епископское служение. И он это служение, как потом и службу митрополита, и патриаршее служение, воспринимал как свой крест.
Когда в 1970 году не стало Святейшего Алексия I, которому было на тот момент уже под 100 лет, многие понимали: исходя из ряда церковных правил наиболее вероятной кандидатурой на Патриарший престол будет митрополит Пимен.
Удивительный Божий Промысл! Человек, который мог не пережить войну и лагеря или скончаться от полученных ран после войны, тем не менее все пережил. При всех его скорбях здоровье позволило ему служить. И к 1970 году он был, по сути, ключевым кандидатом из тех, кто мог бы стать патриархом. А выбор тогда был не очень большой.
Патриаршество его, конечно, было во многом парадоксальным, потому что это годы правления Брежнева, и эти годы многие еще помнят. Я выделю только один эпизод. Умирает Леонид Ильич Брежнев, и в Московской Патриархии раздается звонок из Совета по делам религий, что надо бы панихиду отслужить, потому что Леонид Ильич был крещен, у него были верующая мама и супруга, да и незадолго до своей смерти он имел разговор со Святейшим патриархом Пименом о том, можно ли будет провести заочное отпевание после его смерти.
То есть вот такие парадоксальные времена, когда, с одной стороны, это были годы атеизма и все довольно жесткие антицерковные хрущевские постановления еще действовали; а с другой стороны, происходили вот такие удивительные вещи. И многие историки и священники, заставшие те годы, говорят, что их сложно оценивать однозначно, потому что было очень много таких парадоксальных событий.
Конечно, ярким событием в служении патриарха Пимена было 1000-летие Крещения Руси. Многие воспринимают 1988 год как апофеоз и его служения, и изменений в отношении Советского государства к Русской Православной Церкви, потому что 1000-летие отмечалось не просто как локальное церковное событие, а как государственный праздник. И рассказывают, что когда патриарх Пимен узнал, что в храмах снова на службах помогают дети-чтецы, что они пономарят, он плакал: родившийся при царе, заставший столько непростых периодов истории, будучи уже пожилым, глубоко больным, он тем не менее дожил до того момента, когда случился этот перелом по отношению к Церкви.
Это, конечно, были знаковые годы, потому что храмы возвращали Церкви, были канонизированы многие святые: и отец Иоанн Кронштадтский, и преподобный Амвросий Оптинский, и блаженная Ксения Петербургская... Самого патриарха Пимена в конце жизни, а также владыку Питирима (Нечаева) избрали депутатами. Пимен, даже будучи глубоко больным человеком (а у него была онкология), конечно, понимал, что время его жизни уже подходит к концу, но тем не менее он продолжал следить за тем, что происходило в обществе, и все это вызывало у него беспокойство.
Чем еще для многих так важен и ценен духовный путь патриарха Пимена? Это был человек, который, с одной стороны, в годы гонений от веры и от Церкви не отрекся. И потом, когда случилась война, он и государство, и Родину не предал. И в конце своей жизни он видел, что, несмотря на перестройку, несмотря на то что праздновалось 1000-летие Крещения Руси и храмы открывали для верующих, а в храмах пономарили дети, государство трещало по швам, было много проблем и на почве национализма, и в других сферах. У Святейшего Пимена есть тексты, проповеди, посвященные этим проблемам, но все они остались неуслышанными. В 1990 году его не стало, а через год распадается СССР. Его самого стали называть последним советским патриархом. С разной интонацией, наверное, это произносилось, но, в общем-то, по хронологии так и есть.
В нашем храме сейчас создается музей. С 2021 года ведется эта работа, и мы сейчас находимся в кабинете патриарха Пимена. Сам его рабочий кабинет находился не здесь, но наш храм в Москве является, наверное, ключевым местом, связанным с молодыми годами патриарха, поэтому многие вещи, которые сохранились с периода его служения, передаются сюда.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ из музея, существующего при Московском храме преподобного Пимена Великого.
Автор передачи кандидат исторических наук Елена Чач
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков», работающей в Музее имени Андрея Рублева. Познакомимся с образами, связанными с Рождеством и детством Спасителя, а также узнаем, почему в экспозицию включены иконы преподобных. Рассказывает куратор выставки, заведующая научно-исследовательским отделом музея, кандидат искусствоведения Мария Александровна Маханько.
Божественная литургия 11 февраля 2025 года
Этот день в истории. 11 февраля
День ангела. 11 февраля
Церковный календарь 11 февраля. Святитель Лаврентий, затворник Печерский
Евангелие 11 февраля. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!