Мы находимся в музее, созданном при храме преподобного Пимена Великого. Отсюда наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».
Никита Сергеевич Ткачев, куратор Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, г. Москва:
− Сейчас мы в музее нашего храма. Мы его называем: Музей истории храма преподобного Пимена Великого. И всегда добавляем такую важную деталь: с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену. Эта экспозиция, посвященная Святейшему Пимену, − наша особенность, потому что в Москве отдельного места, где была бы постоянная большая экспозиция его памяти, до сих пор нет. С музеем довольно интересно получилось, и сама идея создания музея принадлежала настоятелю храма протоиерею Алексию Круглику.
Протоиерей Алексий Круглик, настоятель храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (г. Москва):
− Несколько лет назад в связи с подбором материала для книги о нашем храме родилась идея создания при нашем приходе музея, посвященного памяти Святейшего патриарха Пимена. Удивительным образом у нас в храме подобралась группа людей, которые очень любят наш храм, его историю и еще имеют талант к работе с архивами, документами; соответственно, и литературный дар. Поэтому, готовя книгу о храме, мы решили одновременно заняться созданием музея и, возможно, в дальнейшем, даст Бог, еще и создать хороший документальный фильм о Святейшем патриархе Пимене.
Кинули клич, чтобы люди поделились своими воспоминаниями о Святейшем патриархе, и вдруг удивительным образом вышли на одну благочестивую женщину по имени Ольга, которая является хранителем кабинета личных вещей патриарха Пимена. Эти вещи, в свою очередь, ей завещал архимандрит Дионисий (Шишигин), келейник, иподиакон Святейшего патриарха, который после его смерти очень бережно хранил память о патриархе и вещи, которые тому принадлежали.
Мы обратились к этой женщине, рассказали о идее создания музея, и она с удовольствием, с благословения священноначалия, передала для нашей экспозиции вещи, которые хранились в другом храме. Они были выставлены, был создан музей, и потом удивительным образом Господь посылал и другие вещи, воспоминания, фотографии, фильмы о Святейшем патриархе Пимене.
Люди, которые трудятся у нас в музее, являются энтузиастами, знатоками, мастерами своего дела, специалистами в этом, поэтому нам очень приятно, когда приходят посетители и им на хорошем профессиональном уровне проводят экскурсию по музею патриарха Пимена.
Никита Сергеевич Ткачев:
− Сейчас у нас в музее работают три зала. Два из них занимает экспозиция, посвященная Святейшему Пимену; третий зал посвящен истории храма.
Нужно рассказать и о самом Святейшем Пимене. С ним была парадоксальная ситуация. Понятно, что историю патриаршества мы в России (по объективным причинам) знаем из рук вон плохо. А для славянских народов история Церкви − это, собственно, становой хребет, потому что до Крещения Руси у нас и письменности практически не было. Тем не менее, несмотря на то что история патриаршества (в России особенно) была драматична (есть патриархи-мученики, патриархи, прошедшие плен, застенки), все же светскую историю собственной страны мы знаем лучше. Мы знаем полководцев и поэтов (хотя бы на уровне школьной программы). А патриарх Пимен совершенно удивительный человек. Его судьба по драматизму не теряется на фоне всей остальной нашей истории, потому что он − подлинный ровесник века.
У Анны Ахматовой есть строчка о том, что начинался не календарный, а настоящий XX век. Что она имела в виду? Она пишет уже после Великой Отечественной войны, когда оказалось, что XX век − это век мировых катастроф, двух мировых войн, это семнадцатый год, гонения на Церковь и все остальные события. И патриарх Пимен − подлинно народный патриарх, он ровесник этого века катастроф, он не избежал в XX веке практически ничего. Родившийся в 1910 году, при последнем царе, он прошел весь период гонений, у него был довольно большой тюремный лагерный опыт, он прошел Великую Отечественную войну, причем как офицер Советской армии, старший лейтенант (довольно интересный момент). И епископом он становится в годы хрущевских гонений, когда вновь закрываются храмы (была закрыта половина приходов).
Патриаршество его тоже, в общем-то, было парадоксальным. Это брежневские годы и годы перестройки. И, собственно говоря, единственное, чего он не застал в ХХ веке, − распада Советского Союза, который произошел через год после его смерти. Но он это предвидел как патриарх, есть его тексты на эту тему. И это его (как человека с государственным умом), конечно, беспокоило, потому что он понимал, сколько слез, горя и крови принесет народу распад государства. И если посмотреть, как потом сложилась наша история, можно увидеть, что мы живем в мире его во многом сбывшихся опасений. Это патриарх, который прошел все. И не как кабинетный ученый, а в лагерной фуфайке, в солдатской шинели. А что не прошел, то предвидел.
Сам он был человеком закрытым, немногословным. Тут, конечно, накладывался опыт его поколения, а также то, что он был монахом. И, будучи патриархом, он взвешивал каждое свое слово, каждый шаг, чтобы не дать повода ищущим повода, как говорил апостол.
Многое мы теперь можем о нем рассказать, что проливает свет на то, каким он был человеком. И можно основные яркие штрихи выделить, а их много, конечно. Но интересны обстоятельства его рождения. Он − единственный сын в семье, причем поздний, вымоленный. Когда он родился, маме было под 40 лет, папе за сорок. И все остальные дети, кроме старшей сестры, умерли в младенчестве. И вот почти библейский эпизод. Его мама, мама будущего патриарха, молилась Богу о даровании ребенка и по благословению духовника принесла обет посвятить ребенка Богу.
Родился мальчик, мальчика назвали Сергеем. И единственного сына, вымоленного, мама воспитывала строго. Он вырос неизбалованным. Сергей рос в крестьянской семье с патриархальным укладом, но при этом семья была образованной, папа работал инженером на фабрике Морозова в Богородске (сейчас это город Ногинск Московской области). И особо интересно влияние матери. Год 1918-й, начинаются события гражданской войны, а мать возит его по святым местам. Она впервые привезла его в Троице-Сергиеву лавру, он там впервые исповедовался. И дальше материнское влияние и благословение, а также Троице-Сергиева лавра красной нитью прошли через его жизнь, потому что в лавре он потом станет монахом в скиту с именем Пимен. После войны он как наместник будет монастырь восстанавливать. И в конце концов в лавре обретет и место своего последнего упокоения.
Можно сказать, что Троице-Сергиева лавра в судьбе Святейшего Пимена закольцевалась, он и похоронен там, в крипте под Успенским собором. Что интересно, когда он в 15 лет сказал родителям, что хочет быть монахом, мама его, единственного сына, благословила и отпустила. Она благословила его Владимирской иконой Божией Матери. Эту материнскую икону он пронес через всю свою жизнь, и она находится сейчас рядом с его могилой.
Интересно, что он, как и святой Пимен, в честь которого его назвали, еще в юности решил стать монахом. В 15 лет он становится иноком, покидает родительский дом − и с монашеского пути так и не сходит.
Протоиерей Алексий Круглик:
− Сама история появления у нас будущего патриарха очень интересна. Его приглашает настоятель нашего храма отец Николай Бажанов, протоиерей. В двадцатых годах в Москве было очень мало хорошо поющих хоров, поэтому регенты были буквально на вес золота. И вот отец Николай каким-то образом находит инока Платона, отрока, юношу, который принял иноческий постриг (он еще не монах, но уже инок), и просит его возглавить у нас церковный хор. Так этот, по сути, мальчик, в 1926 году (а это уже год начала страшных гонений, репрессий) создает здесь, в храме преподобного Пимена, молодежный хор численностью 70 человек. И до 1932 года, пока он руководит хором (есть фотография с будущим патриархом Пименом и отцом Николаем), хор здесь поет, славит Господа. И, насколько я знаю, репрессии в те годы этого хора не коснулись.
В настоящий момент наш храм имеет два ограждения: правого клироса и левого. Та решетка, которую мы сейчас можем видеть, тогда не ограждала клиросы, а хор располагался возле правой колонны, потому что 70 человек сложно было разместить даже в таком большом храме.
Настоятель храма протоиерей Николай Бажанов посоветовал тогда иноку Платону при выборе монашеского имени избрать себе имя Пимен, что и было сделано. Мы знаем, что дальнейшая судьба патриарха была очень сложной. Это гонения, тюрьмы, ссылки, война. Он − известный ветеран, прошедший через сражения, ранения, контузии. Но, пройдя с помощью Божией все эти испытания, патриарх всегда помнил о нашем храме преподобного Пимена. И возле того места, где будущий Святейший патриарх руководил своим молодежным хором, у нас находится памятная табличка о том, что Святейший здесь молился.
Начиная с 1971 года, с момента восшествия на патриарший престол, Святейший старался каждый праздник преподобного Пимена служить у нас в храме. И это было днем всецерковного, всероссийского торжества, потому что храм не вмещал всех верующих, хотя, в принципе, вмещает 4 000 человек. Алтарь был полон сослужащими Святейшему архиереями и священством. И, конечно же, было много людей, пришедших поздравить патриарха с именинами. Это все живо в церковной памяти, в церковном предании.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ из музея, который существует при храме преподобного Пимена Великого.
Автор программы кандидат исторических наук Елена Чач
Записала Полина Митрофанова
Мы продолжаем серию выпусков из Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену. О драматичном жизненном пути Святейшего Пимена рассказывает куратор музея Никита Сергеевич Ткачев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Храм Иоанна Предтечи в селе Осиновка Самарской области
Мое кредо. Диакон Дионисий Сидоренко
Родное слово. Беседа с протоиереем Димитрием Долгушиным
Этот день в истории. 15 января
День ангела. 15 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!