Мы продолжаем серию выпусков из Музея Императора Николая II, который расположен в центре Москвы, в Токмаковом переулке. Создатель и директор музея Александр Васильевич Ренжин расскажет о представленных в экспозиции парадных портретах и коронационных подарках.
В эфире передача «Хранители памяти», и мы продолжаем рассказ об экспонатах Музея императора Николая II.
Рассказывает Александр Васильевич Ренжин, создатель и директор Музея:
– Мы старались выстроить нашу экспозицию хронологически, и помогла нам в этом довольно большая коллекция фотографий. В собрании музея более тысячи подлинных фотоснимков, поскольку царская семья снималась много. Члены царской семьи и сами фотографировали, и были у них выдающиеся фотографы; например, Сергей Левицкий. У нас здесь целый ряд его фотоснимков, посвященных семьям императоров Александра II, Александра III и расположенных в хронологической последовательности. Мы эти снимки увеличиваем, их можно прекрасно рассмотреть, увидеть характеры этих людей, как они одевались, какой интерьер их окружал. Все это дает представление о быте наших императоров.
И за всеми этими фотографиями еще стоят те или иные исторические события, связанные с временами их правления. В витринах каждого императора, Александра II, Александра III и Николая II, есть экспонаты, связанные с их коронацией. Коронация Александра III у нас представлена целым рядом подарков, которые раздавались на Ходынском поле. Это и кружки, и тарелки, и, конечно же, портреты Александра III времени его коронации (1883 год) работы выдающихся художников того времени.
У нас также можно увидеть большие парадные портреты Александра II и Александра III и замечательный подписной портрет Николая II работы художника Николая Шабунина. Этот замечательный мастер работал в эпоху, когда творил Илья Ефимович Репин, он был одним из его любимых учеников. У Репина характер был, скажем так, сложный, и долго у него ученики не задерживались. Шабунин же проработал у Ильи Репина 20 лет, и даже есть мнение, что лик императора Николая II на портрете написан самим маэстро.
Мы видим один из лучших портретов императора, и если сравним его с фотографиями Николая II, то увидим, что портрет очень близок к оригиналу, и мы можем говорить, что это высочайший уровень живописи.
Изображен государь на фоне Академии Генерального штаба. К сожалению, это здание в Санкт-Петербурге не сохранилось. Возможно, раз император изображен на фоне этого здания, то и сам портрет мог быть написан именно для этого учреждения.
Николаю Шабунину, талантливому художнику, присущи все атрибуты высокого академического мастерства. Но он еще был и замечательным фотографом. Он ездил на Север, в отдаленные сибирские края, где фотографировал русские типажи. И сохранились десятка два его фотоснимков, которые как раз показывают, иллюстрируют то, как жила русская глубинка.
Портретов было довольно много, поскольку во всех крупнейших городах в присутственных местах, то есть в государственных учреждениях, где человек обязан был присутствовать по долгу службы (например, в судах), или в публичных местах, таких как залы ожидания больших городских вокзалов, как правило, был портрет государя-императора. Эти портреты обязательно были выполнены хорошими художниками. И нам повезло: я в 1990-е годы смог приобрести распродававшийся фонд; видимо, как-то связанный с «Ленфильмом». Все экспонаты были в ужасающем состоянии, хранились они в сыром подвале. Мы эти вещи достали, отреставрировали. На реставрацию полотен уходило по пять-шесть лет, лучшие реставраторы принимали в этом участие, поэтому мы имеем счастливую возможность показывать людям эти экспонаты, приведенные в хорошее состояние.
Что-то мы приобретали в наших антикварных салонах, появившихся в большом количестве в начале 1990-х годов. И это дало возможность собрать хоть что-то из подлинных вещей.
Тут же вы можете увидеть то, чего нет ни в одном другом музее мира: огромное количество подарков, которые дарились во время коронации. Коронация Николая II, как мы знаем, была омрачена страшными событиями, народной давкой. К сожалению, либеральная пресса извратила все эти исторические события, освещая их мерзко и гадко, и совершенно незаслуженно пришло из-за рубежа императору такое прозвище – Николай Кровавый. Эта давка никакого отношения к государю-императору не имела.
Некоторым косвенным доказательством того, что русский народ все-таки помнил царя, является наша коллекция этих коронационных подарков. Это и бокалы, и тарелки, и всевозможные предметы, носившие коронационную символику: портреты царя, вензеля и так далее. Одних только кружек и тарелок разного цвета, разного изготовления у нас насчитывается более 160. Можно все это увидеть в экспозиции.
Ну и, конечно, каждый экспонат музея сопровождают комментарии на стендах. Сам музей ориентирован в первую очередь на экскурсии, чтобы каждый исторический предмет вербально находил свое место в повествовании. Ведь хронологически связать эти вещи (порой случайно обретенные) непросто, но нашим замечательным экскурсоводам это удается.
Так что милости просим, приходите! Вы получите удовольствие еще и от общения с нашими просвещенными, замечательными экскурсоводами.
Автор программы Елена Чач, кандидат исторических наук
На неделе, когда Русская Церковь особо вспоминает святых Царственных Страстотерпцев, мы завершаем серию выпусков из Музея Императора Николая II, который расположен в центре Москвы, в Токмаковом переулке. Создатель и директор музея Александр Васильевич Ренжин расскажет о последнем периоде жизни Царской семьи.
Беседы с батюшкой. О чем мы просим Бога? Священник Олег Герасимов. 18 июля 2025
Евангелие 18 июля. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную
Церковный календарь 18 июля. Преподобноисповедник Агапит
Прогноз погоды на 18 июля 2025
Этот день в истории. 18 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!