Мы продолжаем рассказ из московского храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве. Основная часть выпуска будет посвящена новомученикам Церкви Русской, чья жизнь оказалась связана с этим храмом. Рассказывает давняя прихожанка церкви преподобного Пимена, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей Ирина Станиславовна Семененко.
Ирина Станиславовна:
– Храм наш знаменит еще и тем, что здесь служили и молились удивительные люди, среди которых – четыре новомученика. До 1936 года храм был оплотом православия. Потом его отобрали у прихода и отдали обновленцам. Тогда развернувшиеся гонения на священников затронули служивших в нашем храме отцов. Несколько раз арестовывали отца Иоанна Плеханова, который служил на Троицком подворье, находящемся здесь неподалеку. Когда подворье отошло к обновленцам, батюшка перешел служить в наш храм. После закрытия храма он был переведен в церковь Димитрия Солунского около нынешнего Переславля-Залесского. Храм тот был поруган, но сейчас восстановлен. В 1937 году отец Иоанн приехал в Москву, а он часто ездил по храмовым нуждам, за утварью, и здесь его арестовали. Он был расстрелян на Бутовском полигоне. Наш батюшка, отец Владимир Соколов, все служение которого, от псаломщика до протоиерея, проходило в нашем храме, тоже был арестован в 1937 году за то, что поддержал прихожан, когда они подали прошение о возвращении храма в Патриархию. Приход был многочисленным, две делегации ходили тогда в Моссовет и просили о возвращении храма, но потерпели неудачу. Отца Владимира обвинили в том, что он поддерживает такие волнения и выступления прихожан. Кроме того, он на дому преподавал детям «Закон Божий», и это ему тоже вменялось в вину. Тогда Церковь уже 20 лет как была отделена от государства декретом 1918 года, и это считалось преступлением. Единственным местом служения отца Владимира, нашего дорогого батюшки, был наш храм. Рукоположен он был в начале 1920-х годов, а до этого нес послушание псаломщика и был, кстати говоря, избран приходом на эту должность. Во время гонений он тоже был арестован и отправлен в лагерь, где скончался, что очень знаменательно, 9 сентября 1940 года, в день памяти Пимена Великого, в престольный праздник любимого им храма.
Третий наш новомученик, прославленный, можно так сказать, в соборе новомучеников, потому что у нас их четыре, – отец Алексий Протопопов. Он был диаконом и служил в соседней церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм находился здесь же, на Сущевской улице, примерно в 500 метрах от нас. Он был полностью разрушен, сейчас на его месте находится школа. Когда тот храм закрыли, часть прихожан перешла в соседний храм Тихвинской иконы Божией Матери, а часть, вместе с диаконом Алексием, – в наш. Он принес храмовый образ, Казанскую икону Божией Матери, написанную на оборотной стороне стекла. Она тогда уже была немножко треснутая, а при обновленцах – очень сильно разбита. Долгое время после возвращения храма, которое произошло в октябре 1946 года, икона находилась в таком порушенном состоянии. Ее пытались восстановить, и в конце 40-х годов, при настоятеле отце Валериане Николаеве, это удалось. Неизвестный мастер, мы знаем только его фамилию – Алексеев, сумел восстановить этот почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Он лежал в алтаре в виде нескольких частей, и мастер его воссоздал. Мы ничего не знаем о его технике, о том, как это было сделано. У нас есть и второй образ Богородицы «Казанская», один из древнейших в этом храме, конца XVII века. Многие иконы, которые вы видите перед собой, были написаны до возведения иконостаса. Шехтель специально сделал иконостас таким образом, чтобы эти старинные образа туда поместились.
Четвертый новомученик, служивший в храме, – епископ Аркадий Остальский. Он не был частью клира, но, когда приезжал в Москву, очень часто служил в нашем храме. У него было много духовных детей среди прихожан, так что имеются даже письменные свидетельства о нем. Сохранилась рукопись первого акафиста преподобному Пимену Великому, который был написан будущим священномучеником, епископом Аркадием. Этот акафист хранится у нас до сих пор. Он был частично переписан, и в этом виде читается на праздники и в другие дни, когда мы молимся нашему святому покровителю преподобному Пимену Великому. Так что священномученик Аркадий еще и автор такого прекрасного произведения церковной литературы.
Хочу сказать также о замечательном человеке, который долгое время молился в нашем храме. Это матушка Игнатия, монахиня, потом схимонахиня. Ее мирская фамилия – Пузик, но она всегда писала под псевдонимом Петровская. Матушка Игнатия была тайной монахиней. Она приняла постриг в 1920-е годы в общине Высоко-Петровского монастыря, где тайное монашество тогда являлось частью церковной жизни. Она была духовной дочерью преподобномученика Игнатия Лебедева. Потом, уже на склоне лет, когда преподобномученик Игнатий был прославлен, матушка была пострижена в монашество с его именем. Стала схимонахиней Игнатией в честь преподобномученика Игнатия Лебедева. Матушка была очень известным ученым с мировым именем, автором многочисленных трудов, возглавляла лабораторию, которая занималась изучением туберкулеза, и много сделала на этом светском поприще. Она рассматривала его как служение людям, по благословению своего духовного отца. Матушка дала обет безбрачия, никто не знал, что она тайная монахиня. Будучи знаменитым ученым-фтизиатром, она в то же время была гимнографом и написала целую серию церковных произведений, многие из которых до сих пор находятся в богослужебном употреблении. Кроме богатого гимнографического наследия, которое оставила матушка Игнатия, она является также автором мемуаров. Это бесценный источник информации о тайном монашестве советского времени. Матушка оставила несколько книг, среди которых самая известная – «Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья». На основании этого труда мы имеем сведения не только об отце Игнатии, но и о том, как тайное монашество жило в советскую эпоху. Матушка Игнатия часто молилась у левого клироса и в последние годы жизни преподавала в воскресной школе. Она была человеком необыкновенной силы духа и последний свой урок провела, когда ей было уже 100 лет.
Автор и ведущая программы Елена Чач, кандидат исторических наук
Записал Федор Поплавский
Мы продолжаем серию выпусков из Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену. О драматичном жизненном пути Святейшего Пимена рассказывает куратор музея Никита Сергеевич Ткачев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Храм Иоанна Предтечи в селе Осиновка Самарской области
Мое кредо. Диакон Дионисий Сидоренко
Родное слово. Беседа с протоиереем Димитрием Долгушиным
Этот день в истории. 15 января
День ангела. 15 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!