Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 2

3 декабря 2024 г.

Мы продолжаем рассказ из храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущеве. О том, как эта церковь в XIX веке приобрела вид, сохранившийся до наших дней, и о ее уникальном внутреннем убранстве рассказывают настоятель храма протоиерей Алексий Круглик и его давняя прихожанка Ирина Станиславовна Семененко.

Ирина Станиславовна Семененко, прихожанка храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей, член-корреспондент Российской академии наук:

Во времена воротников (это стражи ворот, а также обслуга артиллерийских орудий) храм имел два престола: сзади меня находится придел преподобного Пимена Великого, а главный алтарь освящен в честь Святой Троицы. В начале XIX века был пристроен придел во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Протоиерей Алексий Круглик, настоятель храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущеве (г. Москва):

Появление в нашем храме придела в честь Владимирской иконы Божией Матери связано с началом XIX века. Храм перестраивался, расширялся, шла стройка, и дети из окружающих домов любили играть на ней. Пришли мальчики, привели с собой отрока, который был слепой от роду, и посадили его играть. Он играл и внезапно нашел на ощупь теплый камешек. Как это часто бывает у больных детей, когда они находят что-то теплое, он приложил его к больному месту. Мальчик поднес этот камешек к своим незрячим глазам, стал их тереть и вдруг прозрел. Удивительное чудо. Когда подошедшие люди увидели этот камешек, на нем было маленькое изображение Владимирской иконы Божией Матери. Чудо стало известно, и митрополит благословил построить еще один придел, северный, в честь явления иконы Божией Матери. Причем на нашей иконе написано, что это не просто образ Пресвятой Богородицы Владимирской, а явление образа Владимирской Божией Матери. Этот камешек хранился до самой революции. К сожалению, большевики каким-то образом его изъяли, и дальнейшая его судьба неизвестна. Но с тех пор наш храм трехпрестольный, большой и красивый, вмещает почти четыре тысячи человек.

Надо сказать, что судьба Владимирской иконы неисповедимыми путями Господними связана и с именем Пимена. Мы с вами знаем, что Сретение Владимирской иконы было в знаменитом 1395 году, в связи с нашествием Тамерлана. Полчища врагов приближались к Москве, и из Владимира принесли Владимирский образ. В том месте, где сейчас находится Сретенский монастырь, эту икону встречали («сретали») православные москвичи. Это было 8 сентября, а 9-го день памяти преподобного Пимена Великого. Инок Платон, будущий Святейший патриарх Пимен, избравший себе это имя для пострига в тяжелые 30-е годы XX века, вступает на патриарший престол 3 июня, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери.

Ирина Станиславовна Семененко, прихожанка храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, один из авторов книги об истории храма и его окрестностей, член-корреспондент Российской академии наук:

Большие перестройки велись в храме во второй половине XIX века, потому что приход стал очень быстро расти. Эта московская окраина, бедная, была богата незастроенными землями, пустошами, как тогда их называли. Пожар 1812 года почти дошел до храма, но, как показывает карта пожаров Москвы, его не затронул. Французы хотя и пограбили здесь, но церковь не разорили, и уже в 1813 году она снова была освящена. После пожара эти места стали достаточно быстро заселяться, появилась сетка проезжих дорог, которую мы наблюдаем сегодня. Окраина называлась Сущево, а храм носил тогда имя преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.

Во второй половине XIX века стало очевидно, что храм тесен. Тогда было подано прошение в консисторию о распространении храма. Расширялся он в два этапа. Сначала были выдвинуты алтари в одну линию, и три алтарные апсиды сформировали собой единое пространство. Это произошло в 1880-е годы. Также храм был несколько выдвинут и в другую, противоположную часть. Он был расписан в академическом стиле, как и Храм Христа Спасителя. К сожалению, фотографий того времени у нас нет. Мы имеем только письменные свидетельства об этом.

Уже через 15 лет стало ясно, что внутреннее пространство храма не отвечает необходимостям прихода, и тогда было принято решение о распространении храма на запад. Возникла трудность, потому что прямо перед дверьми храма находилось небольшое озеро, вокруг которого располагались дома некоторых прихожан, бывших потомков воротников и церковнослужителей. Эта земля называлась по-церковному – Поповка. Так вот, Поповка была обустроена вокруг небольшого озерца, которое пришлось засыпать. Когда мы выходим из храма, то вспоминаем, что идем по бывшему озеру. Был выдвинут притвор, сделаны две палатки в неорусском стиле, а колокольню, которая стояла отдельно, объединили с общим пространством храма. Тот вид, что мы имеем сегодня, храм приобрел в 1880-е и 1890-е годы.

С окончанием распространения было принято решение пригласить сюда художников, которые заново расписали бы храм, потому что прежний ансамбль был порушен. Это поручение было дано Федору Осиповичу Шехтелю. Почему он оказался в нашем храме? Потому что неподалеку жил один из представителей семьи Смирновых, людей, которые занимались винно-водочным производством. Шехтель много работал для Смирнова, который был прихожанином храма и пригласил его для работы в церкви. Тогда Шехтель создал эскиз удивительного интерьера, который мы видим сегодня. Однако главный его вклад, полностью сохранившийся по сей день, – это великолепный беломраморный иконостас, который мы с вами здесь видим. Этот иконостас был возведен в самом начале XX века, освящен в 1907 году. Тогда полностью были освящены и все приделы храма.

Шехтель работал по программе Свято-Владимирского собора в Киеве. Стенные росписи, которые мы видим, в большой степени повторяют росписи Свято-Владимирского собора. Он был освящен в 1896 году, и тогда по всей России прокатилась волна восторга от того, какой великолепный ансамбль создали Васнецов и Нестеров под руководством Адриана Прахова. Там работали и Виктор Михайлович Васнецов, и Михаил Васильевич Нестеров, и Котарбинский, и Сведомский, и целая плеяда художников. Даже Врубель принимал небольшое участие. Основные работы выполнял Виктор Михайлович Васнецов. Образ Пресвятой Богородицы, который мы видим, это повторение васнецовского образа, созданного им для Свято-Владимирского собора. Богородица идет навстречу людям, и наш алтарь служит Ей подножием, Она несет Своего Сына, а Он раскинул руки для объятий и осеняет нас крестом.

Протоиерей Алексий Круглик:

– С этой иконой связана благочестивая легенда. Виктор Михайлович никак не мог написать для Киевского собора образ, когда Царица Небесная идет к нам, грешникам, с Богомладенцем на руках. Говорят, что он молился Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла ему написать этот образ. Царица Небесная ответила на его просьбу. Когда он мучился, не находя подобный образ, внезапно в его мастерскую вошла его супруга, которая совсем незадолго до этого родила маленького сына. Васнецов увидел идущую супругу и младенца, который простер руки навстречу своему папе. Тогда он сказал, что будет писать именно этот образ.

Ирина Станиславовна Семененко:

Этот удивительный образ часть ансамбля, но весь ансамбль единая работа, художественное произведение, которое сохранилось в полном, нетронутом виде и по сей день. Наш храм первый среди других российских храмов, который повторил этот ансамбль. Мы знаем, что до 1917 года было много таких повторений, но, во-первых, мы были первые, а во-вторых, мы храним эту память и этот ансамбль в том виде, в каком он был создан. Работала здесь артель мастеров Строгановского училища, так как Шехтель там преподавал. По его эскизам сделаны некоторые росписи; например, орнаменты. У нас есть документы из музея архитектуры, которые свидетельствуют о том, что Шехтель полностью нарисовал орнаменты, которые не повторяют те, что в Свято-Владимирском соборе. В то же время ростовые фигуры святых, а у нас их 80 в первом ярусе храма, являются повторением росписей Свято-Владимирского собора.

Дорогие телезрители, мы еще вернемся в храм преподобного Пимена Великого, а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго! До новых встреч!

Автор и ведущая программы Елена Чач, кандидат исторических наук

Записал Федор Поплавский

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 января: 06:15
  • Суббота, 25 января: 10:50
  • Суббота, 25 января: 11:05

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем серию выпусков из Музея истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Напоследок детальнее познакомимся с экспозицией, посвященной Святейшему патриарху Пимену, а также увидим предметы и фотографии, связанные с храмом преподобного Пимена Великого и сложной судьбой Русской Церкви в советские годы. Обо всех этих экспонатах расскажет куратор музея Никита Сергеевич Ткачев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X