Хлеб жизни. 27 февраля 2023. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы зрителей

27 февраля 2023 г.

–  XXI век – это войны, катастрофы, и каждый из нас, находясь на своем месте, может помочь спасти нашу планету – наш большой дом. Может ли обычный человек из своего сердца нести такую же энергию, моля Бога о помощи в трудные времена, как это делали святые? Какие молитвы могут донести до Бога намерения души каждого из нас жить в мире, без войны, в любви, в согласии и единстве?

– Молитва – это беседа с Богом. Молитву Господь принимает от чистых сердец. Конечно, мы с вами люди грешные, мы совершаем богослужения, совершаем келейные, домашние молитвы и просим, чтобы Господь и их тоже принял, принял молитвы нас, несовершенных людей. Но при этом нам нужно постоянно стараться приближаться к Богу, изгоняя из своего сердца все то, что нам вредит и что нас разъединяет с Богом. То есть необходима борьба со страстями, покаяние в грехах и стяжание добродетели. И это не должно быть в отрыве от молитвы, потому что некоторые считают, что можно жить как хочешь и при этом часто Бога о чем-то просить. Но все-таки должна быть определенная гармония между образом нашей жизни, нашим стремлением – и нашими просьбами. Мы говорим, что святые имеют дерзновение пред Богом молиться, потому что они как друзья Божии, как чада Божии уже, и Господь слышит их молитвы. А если мы не исполняем то, что нам положено, а просим о сохранении всего мира, дерзаем молиться, то тут есть какое-то несоответствие.

На богослужении, конечно, есть молитвы о мире, о нашей стране, о здравии, даже о хорошей погоде – и мы совместно в этом участвуем, совместно молимся. Но когда один человек, вовсе несовершенный, который не исполняет заповеди, будет молить Бога о том, чтобы по его личной молитве Господь послал дождь на землю, воскресил человека или поднял его с одра болезни, то это уже нескромно, это уже не дерзновение, а дерзость. Поэтому мы должны сознавать свое положение и наши индивидуальные прошения должны соответствовать нашей жизни.

– И в соцсетях, и в жизни мы всё чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, сознательным вышучиванием христианского мировоззрения и образа жизни. В одних случаях эта агрессия спровоцирована очередным разоблачением церковников в СМИ, но нередко бывает, когда злоба и недоброжелательство в отношении христиан спонтанны и необоснованны. Как мы, миряне, должны поступать в таких случаях?

– Конечно, как говорил апостол, самое лучшее – не давать повода ищущим повода. То есть на самом деле у нас тоже бывают такие прегрешения, которые дают повод высмеивать нас, потому что мы же проповедуем высокие истины, а соответствовать полноценно этому не всегда получается. И из-за этого могут быть и нападки, обоснованные нападки. Но чаще всего они необоснованные, придуманные, когда человек додумывает за другого человека, додумывает его мысли – и потом сам их же и обличает, с ними же борется. То есть создадут ветряную мельницу, а потом с ней борются. Здесь, если есть возможность, если это конкретный человек, который к нам обратился и нас в чем-то обличает, то вполне можно и объяснить ему ситуацию. Но в некоторых вопросах неразумно что-то пытаться доказывать, как говорится, если тебя просят принести справку, что ты не верблюд. Но таких справок никто не выдает. И когда на нас возводят какие-то несерьезные обвинения (и это не в суде, где есть презумпция невиновности, а в СМИ, в Интернете) и пытаешься оправдаться, то еще только хуже сделаешь, люди в еще  больший грех впадут. В этом случае надо просто помолиться за этих людей, которые неправильно мыслят и неправильно выражаются.

Но иногда такие люди мотивированы материальным вознаграждением со стороны каких-то организаций или частных лиц, которые ненавидят Церковь. А иногда они по своим страстям судят о человеке. Самое главное – надо подумать, в чем здесь воля Божия, что от нас в этот момент зависит. В любом случае апостол говорит: будьте медленны на гнев. Когда нас что-то раздражает и хочется разгневаться, надо немного притормозить и с холодной головой, но при этом с чутким сердцем сначала за этого человека помолиться. А у нас бывает даже так: например, мы служим с иподьяконами, и они допускают какую-то серьезную ошибку во время службы, либо хор сильно ошибся – и казалось бы, тут самый повод раздражиться, разгневаться, но мы стараемся всегда думать так, что это мы сами отвлеклись от молитвы. Потому что через архиерея идет благодать на людей, и если мы сами отвлеклись от молитвы, от чтения, то могут ошибиться и наши подчиненные, и это нас всегда очень сильно смиряет. Думаешь: крикнуть на них или все-таки промолчать и вернуться к молитве более углубленной? Но иногда для пользы наших подчиненных требуется и где-то строго им что-то высказать. Но и то, и другое должно быть с любовью и для духовной пользы.

– То есть в любом случае необходимо собой являть некий образец, чтобы, глядя на тебя, другой человек изменил свое мнение?

– По возможности. Но даже при всем старании у нас все идеально может не получиться.

– Бывает часто так, что детям задают нелицеприятные вопросы, как-то их уличают в том, что они православные, ходят в церковь. Как можно порекомендовать еще несформированной, может, где-то слабой душе отстаивать свои позиции? И стоит ли вообще вступать в какие-то дебаты, если мы сами не являем собой пример и не чувствуем в себе силы ответить?

– Если такие дети к нам обращаются за советом или на исповеди говорят, что их обижают за то, что они ходят в храм, то тут предлагаем в первую очередь подкорректировать свое поведение. Если были грехи, вдруг ребенок действительно кого-то обидел или не подготовился к урокам, то, конечно, тут надо подтянуться. Апостол говорит: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

Поэтому если школьника, скажем, обидели только за то, что он в храм ходит, а он на самом деле старается жить по-христиански, то нужно благодушно это перенести, и мы в таком случае говорим ему, практически как взрослому человеку, что его соученик, одноклассник просто не знает христианства, не знает, какой у нас Бог Милостивый, насколько радостно ходить в храм, и нужно стараться ему это хорошо объяснить и молиться за этого человека. И так мы христианина должны научить любить всех: и ближних, и дальних, и друзей, и врагов. И это будет для него очень поучительно и спасительно.

– Есть такое мнение, что судьба страны зависит от характера живущих в ней людей. Цель любого воспитания – это характер. Даже для приобретения знаний необходим хороший характер. Бесхарактерный человек подобен дырявому сосуду, который бесполезен для хранения воды. По Вашему мнению, насколько характер и его выработка важны?

 – Скажем так, судьба страны действительно зависит от жизни людей, но слово «характер» практически не встречается в святоотеческой литературе. Судьба страны зависит от ее людей, их грехов или добродетелей. Об этом хорошо сказано в замечательной книге святителя Николая Сербского, она называется «Царев завет», там говорится о сражении на Косовом поле, когда ангел явился князю Лазарю и говорил о судьбе его страны, которая зависела от добродетелей или пороков сербов. Хорошо бы всем познакомиться с этой книгой.

Сам характер – это некая смесь. Во-первых, это темперамент, за который не только нельзя осуждать, но даже его исправить невозможно, это врожденное качество, это не грех и не добродетель. Допустим, есть человек медлительный, а есть человек шустрый. У шустрого, бывает, что-то упадет, разобьется, потому что он не очень аккуратный. Бывает человек внимательный, бывает невнимательный – это то, что еще от родителей досталось. И поэтому с нашей стороны должно быть снисхождение к людям в тех вещах, которые от них не зависят в силу их характера.

Но есть темперамент, а есть греховная испорченность. Вот капризный характер – это уже грех, это не темперамент. По темпераменту человек может быть холерик, сангвиник, а капризный человек – это уже не темперамент, это испорченность, с которой нужно бороться. А когда мы видим проступки людей любого характера и они идут против Евангелия, то тут человеку нужно постараться помочь, уврачевать эти пороки. Вот вы сказали, что в достижении духовных целей тоже характер важен, упорство, настойчивость. Это действительно так. Но все же лучше применять это к себе, а других людей осуждать нежелательно. Если эти люди зависят от нас, если мы за них ответственны – надо приложить усилия, чтобы им помочь. А если это люди, которые равны нам или выше нас, то, наверное, лучше помолиться за таких людей, чтобы Господь дал им разум, чтобы они исправились. Наше спасение зависит от правильной веры, от принадлежности к Православной Церкви, от жизни по заповедям и от покаяния. От этого зависит наша жизнь и жизнь нашей Отчизны, страны. А в характере есть вещи простительные, а есть те, которые надо исправлять.

– Часто говорят: русский характер. Чем мы, русские православные, отличаемся от других?

– Словосочетание «русский характер» большей частью употребляется в положительном смысле: это тогда, когда есть терпение, когда человек не может смириться с несправедливостью в отношении других людей. Если мы видим, что где-то в Африке люди умирают – нам не по себе и хочется защитить их, даже в ущерб себе. Некая твердость в убеждениях, стойкость, отвага. Но в то же время к русскому характеру можно отнести иногда леность, иногда медлительность, как говорится про русских – «долго запрягают, но быстро едут». Есть и отрицательные у нас черты. А христианство, в частности православие,  распространено и на Ближнем Востоке, и среди арабов, среди евреев не так распространено, но тоже есть. Тут и греки, и православные грузины, и русские, белорусы, украинцы, финны, а в Финляндии тоже есть Православная Церковь… Но ведь темпераменты у всех разные, разные характеры, при этом святости достигают люди несмотря на то, к какому народу они принадлежат. И даже взять плеяду Оптинских старцев – они по характеру, по темпераменту были все разные, но в то же время они все святые люди. То есть тут надо разделять неизменяемую часть человека, его врожденный темперамент, и то, что можно изменить для того, чтобы стяжать добродетели, чтобы стать святым человеком.

Ведущая Елена Глушкова

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать