Хлеб жизни. 26 июня 2023. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы зрителей

26 июня 2023 г.

– Аудитория у нашей программы обширная. Есть люди, верующие давно, есть те, кто пришел к православию совсем недавно, и, соответственно, вопросы у всех абсолютно разные. Например: «Мы живем и радуемся жизни, а вокруг умирают люди. Страшно видеть, так как сразу встает вопрос о неизбежной смерти и трагической потере близких. Как верующий человек должен к этому относиться?»

– Хорошо, что в вопросе указано, как к этому должен относиться верующий, потому что про неверующих мы можем сказать, что у них мысль о смерти парализует волю, приводит к унынию, отчаянию. Ежели человек верующий, он знает, что душа не умирает, смерть есть разлучение души с телом, за порогом смерти открывается жизнь вечная, но она начинается с испытания – это частный суд над душой. Тот, кто побывал в автокатастрофе и живым остался (или через кому прошел), говорит, что в смертельный момент вся жизнь, как будто на кинопленке, прошла перед глазами. У нас еще есть душевная память, она помнит все совершенно. Всё, что когда-либо мы говорили, с каким настроением, всё откладывается. И эта память всплывает в тот момент, когда душа проходит так называемые мытарства, отвечает за все свои дела, слова и мысли. Ответ человека на суде зависит, конечно, от его жизни: веровал ли он в Бога, соблюдал ли Божии заповеди, был ли добрым, милосердным, жил ли в покаянии. Если он провел жизнь по-христиански, то для него переход в вечность – это переход из земной скорбной, многоплачевной жизни к жизни радостной. И, напротив, неверующий умирает (все равно он идет в вечность), но там видит то, что не полюбил, живя здесь, на земле, и не находит того, к чему привязан. Это трагедия для неверующего человека. Там даже веровать не надо, там понимаешь, что есть Бог, есть вечная жизнь, и человек понимает, что всю свою жизнь к этому не готовился.

Есть одно хорошее стихотворение отца молодой девушки, которая находится при смерти и обращается к своей маме: «Мама, ты меня научила играть на фортепиано, петь и танцевать, но не научила меня умирать. И вот теперь я умираю. И для чего мне все эти познания?»

Умирать надо научиться за свою жизнь – надо приготовиться к смерти. К примеру, когда человек обучается в каком-то учебном заведении, постоянно занимается, не прогуливает, у него все шансы сдать экзамены хорошо. Так и в жизни нашей – если человек живет с верой в Бога, то и смерть будет для него радостным переходом в жизнь вечную.

Память смертная верующего мобилизует, устраняет от него мысли о суетном, устраняет от него страстные привязанности к земным вещам ничтожным, она уберегает его от грехов. В Священном Писании есть такое выражение: Помни последняя твоя, и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39). То есть помни, что ты временный, помни, что тебе принадлежит смерть. И давайте с вами подумаем: если мы понимаем, что завтра будем умирать, будем ли мы сегодня с кем-то ругаться (особенно с близкими), с кем-то ссориться, будем ли заниматься лихоимством, у кого-то что-то отбирать? Нет, конечно. Мы постараемся последний день жизни провести свято.

Христиане, в особенности подвижники, так и стараются каждый день жить как последний. В итоге память смертная и разделяет людей: верующие к ней относятся как к полезному инструменту, а неверующих она расслабляет. Выход для каждого: чтобы не бояться смерти, нужно веровать в Вечного Бога, Который умер за нас и воскрес, и победил смерть, и нас теперь там ожидает.

– Владыка, очень большое горе, когда кто-то из родных уходит в мир иной. Как настроить себя, чтобы относиться к этому более спокойно, с пониманием (с православной точки зрения)?

– Скорби не избежать, мы же теряем близкого человека, общение прекращается. Скорбные чувства будут, они возникают и у верующих людей. Даже в Священном Писании говорится, что когда хоронили первомученика Стефана, то сотворили плач о нем. И сами погребальные молитвы исполнены скорбью расставания, а в них растворены надежды на жизнь вечную, растворены молитвы к Богу Творцу, чтобы Господь простил человеку согрешения, чтобы принял его в вечные кровы.

К нам, священникам, приходят люди, сообщают, что скончалась мама или (не дай Бог) кто-то из детей погибает, и просят помолиться. И когда мы спрашиваем, был ли усопший крещеным, исповедовался, ходил ли в храм, зачастую слышим отрицательные ответы. Это, я думаю, преступление, когда человек не заботится о своих ближних. Некоторые даже говорят: «Я не знаю, была ли мама крещена»; «В детстве где-то в деревне крестилась». То есть позаботьтесь спросить (это же несложно) у мамы, крещеная она или некрещеная. Если нет, то надо покрестить, попросить, чтобы она исповедовалась. Очень важно проявить такую духовную заботу. Представьте себе, за это наше усердие Господь прощает грехи, и душа переходит уже в вечные райские кровы. А если мы не позаботимся, то душа может погибнуть, ведь от небольших, казалось бы, действий (человек исповедовался, причастился) зависит вечная участь. Поэтому совет всем: заботиться о воцерковлении своих родных, особенно людей немощных. Более того, когда человек заболеет, это не значит, что мы заботимся о его воцерковлении ввиду смерти. Напротив, если он исповедуется, соборуется, причастится, то это, прежде всего, для здоровья, для выздоровления. В любом случае никто не в проигрыше. Если и скончался – то в рай, если выздоровел – домой к родным.

Я был свидетелем, что верующие, теряя близких людей, более стойко переносят горе, так как знают, что Господь может подать вечную жизнь, гораздо лучше и больше благ, чем мы могли бы здесь им предоставить. Верующие утешаются молитвой к Богу.

Напротив, если человек понимает, что его близкие некрещеные или самоубийством жизнь заканчивают, это скорбь на всю жизнь. Поэтому, конечно, важно, как человек умирает. Родственник должен молиться Богу о покаянии этой души – это очень сильно утешает.

– Очень серьезная тема, и, к сожалению, не всегда человек уходит из земной жизни в связи с возрастом или болезнью, иногда бывает смерть трагическая, когда он пострадал от чьих-то действий. Очень часто случается так, что родственники, родные, близкие очень гневно относятся к тем, кто стал причиной этой беды. Здесь как быть?  

– Я сам слышал о таких случаях, когда гибнут в результате автокатастрофы либо когда нетрезвый водитель наехал на пешехода... Конечно, возникает со стороны родных погибшего желание, чтобы виновник понес наказание, но бывает так, что люди  стараются избежать наказания. Бог не запрещает требовать справедливости, но без злобы, с тем чтобы виновник сам понес наказание и с этим справился. Если мы действительно видим, что он действительно раскаивается, то здесь более благородно по-христиански простить этого человека. Мы знаем, как Елизавета Федоровна простила убийц своего мужа, принесла этому террористу в камеру Евангелие и сожалела о том, что он вот так стал орудием дьявола и душа его погибает. То есть это совершенно христианское отношение к убийцам самого близкого.

– Есть такой вопрос: «Как правильно развесить в комнате иконы: обязательно на восток, в изголовье кровати или в ногах? Можно ли ставить иконы на книжную полку?»

– Предпочтительнее на восток располагать иконы. Раньше было проще, потому что избы, большие дома, палаты царские строились с условием, чтобы прежде всего был красный угол, и от него вся планировка исходила, то есть обычно вход делался с запада (как и в храм), и когда человек приходил (в фильмах это можно видеть), открывал избу, он крестился на святой угол и потом уже обращался к людям. Причем это встречается и в сюжетах про царские палаты, и про деревенскую избу.

Сейчас в квартирах совершенно разные планировки, неподходящие, поэтому если нет такой возможности, то это приблизительно юго-восток, северо-восток – как получится. Я думаю, что надо избегать установки на запад. Христиане стараются, поскольку у них приоритет духовный, обустроить прежде всего красный угол, святой уголок… Но всякое же бывает: человек снимает квартиру. Или я в студенческом общежитии жил – там уж как получается. Можно и на книжную полку поставить, но постараться максимально, насколько позволяют условия, очень почтительно отнестись к этому святому делу, поскольку это стержень нашей жизни.

Как правило, когда больной лежит на одре болезни или просто засыпает или просыпается, очень хорошо, когда перед глазами иконы. Сказать, что это в ногах иконы, будет неправильно, надо сказать: лицом всегда к иконам. У изголовья, наверное, больше в католических семьях распятие, хотя можно и так. Предпочтительнее, когда человек засыпает, просыпается и при этом смотрит на иконы.

– Молиться об избавлении от пьянства и наркомании можно только перед иконой «Неупиваемая Чаша» или еще перед какими-то иконами?

– Много святых в Православной Церкви, которым принято молиться в особых случаях. Допустим, от зубной боли молятся одному святому, от болезней глазных – другому святому. В случаях, если предстоит операция, – святителю Луке, в житейских трудных ситуациях – Матроне Московской, в путешествии принято молиться святителю Николаю Чудотворцу… И тут порой некоторые даже критикуют за это…

На самом деле помощь Божия зависит не от того, что когда-то Бог желает помогать, а когда-то не желает. Господь всегда желает нам добра. Но очень многое зависит от расположения самого человека. Ежели он прочитал житие святителя Луки Крымского, посмотрел, как тот удивительным образом помогал при своей жизни, как много помогал и по своей кончине, когда призывали его имя, и сколько чудес совершается и поныне, то уже располагается к этому святому, уже возлагает на него надежды, и душа раскрывается. Сам человек, допустим, может претерпевать и серьезный путь к мощам святителя Луки Крымского в город Симферополь; это уже труд. Делает шаги навстречу Богу, душа открывается. Сам человек понимает, что для этого еще нужно принести покаяние. И он приезжает к святым как к близким, и опять же это душу располагает к тому, что она может принять благодать от Бога. Бывает, человек не имеет возможности поехать. Бывает, даже иконы нет. Допустим, мама ждет, когда ее сына закончат оперировать, где-то в приемном покое ожидает, и из сердца вырывается ее материнская молитва к этому святому, чтобы он помогал, и тоже получает просимое.

Если человек почитал о житии Матроны Московской, посмотрел, сколько она удивительным образом помогает людям, то тоже едет к мощам (там часа четыре нужно постоять, в это время читают акафист и молятся Богу). Конечно, опять располагается  душа.  Что касается пьянства, как стало известно с XIX века, в городе Серпухове есть икона «Неупиваемая Чаша». Очень много было чудес и избавлений от этого страшного недуга. Просящий претерпевает большой путь, приезжает к этой иконе. Там уже священник читает проповеди на эту тему, человек приходит к покаянию, и его душа открывается для принятия благодати, и она врачует все эти недуги. Нет возможности поехать, нет у тебя иконы такой или даже акафиста, можно перед любой иконой любому святому об этом помолиться. Сам человек более расположен к этой иконе. Или он молится тому святому, который уже прославился подобными чудесами. С этим связана некая «специализация» святых. Она существует, по факту мы это видим, но это не значит, что святые не могут в других случаях помогать, в чем-то бессильны...

– Владыка, вот есть человек, который страдает; родственники, родные, близкие молятся с другими вместе, например, перед иконой «Неупиваемая Чаша»…  Помогает ли совместная молитва в храме?

– Да, мы это видим из Евангелия. Несколько человек принесли же расслабленного, на одре лежащего, ко Христу – не смогли пробраться через толпу, так даже крышу разобрали и на носилках спустили в том месте, где учил Христос. И тогда Христос по их вере даровал расслабленному исцеление. И это очень значимо, когда собираются родные, близкие; бывает, что договариваются молиться об этом человеке, если им благословит духовник, могут еще особый подвиг поста на себя взять и вымаливают больного. Так что  совместная молитва помогает.

В нашем городе есть чтимый список иконы «Неупиваемая Чаша». Перед ней совершается молебное пение в половине восьмого утра каждое воскресенье – люди приходят и молятся. Кто-то молится о себе самом, кто-то – о своих близких, зараженных недугом пьянства или наркомании, и, безусловно, это помогает – Господь устраивает спасение этих людей. Опять же не механически, а каким-то образом человек сам приходит к покаянию, тогда его душа становится готовой принять исцеление. Как говорят в православной среде, молитва матери со дна моря достает... Материнская молитва особенно сильная. Если кто имеет таких родных, пребывающих в этом недуге, то нужно усилить молитву, самим жить благочестиво, стараться исполнять заповеди, жить в покаянии.

Ведущая программы Елена Глушкова

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать