Хлеб жизни. 13 февраля 2023. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы зрителей

13 февраля 2023 г.

Первый вопрос сегодня такой: «Сергий Радонежский и многие другие святые ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства. Сколько ступеней добродетелей для духовного совершенства по лествице должен пройти христианин, чтобы достигнуть Господа и стать поистине праведным и непреклонным к падению с этой духовной высоты?»

– Действительно, в «Лествице» наиболее системно изложен путь монашеского делания. Когда человек только приходит в монастырь, отрекается от всего мирского, он должен отречься и от всяких пристрастий мира, не только переселиться в монастырь, но еще и мир из своего сердца должен убрать. Там говорится и о послушании, и о борьбе с чревообъядением, гордостью, тщеславием, о стяжании плача. И на последней ступени уже говорится о беспристрастии и союзе трех добродетелей: веры, надежды и любви.

Не только преподобный Сергий Радонежский, но и многие святые до него считали эту книгу одной из важнейших в монашеской жизни. Кроме того, Сергий Радонежский советовал еще изучать и много раз прочитывать душеполезные поучения преподобного аввы Дорофея. Также в монашеской среде очень важной считается книга «Вопросоответы» Варсонофия и Иоанна Пророка. Это, можно сказать, три самые главные книги. Это монашеская азбука.

В «Лествице» изложено учение с примерами из жизни, потому что сам Иоанн Лествичник долгое время подвизался сначала в послушании у старцев, потом подвизался в безмолвии, потом был избран игуменом горы Синайской, то есть прошел все стадии, все виды жития, и по великой просьбе игумена Иоанна он изложил в этом своем творении свой опыт, опыт предыдущих святых отцов как стяжать бесстрастие. Эту книгу необходимо читать не только тем, кто живет в монастыре, но и всем христианам изучать, можно под руководством и в толковании Оптинских старцев, потому что Оптинские старцы очень часто ссылаются на эту книгу. И в миру ведь есть все те пороки, грехи, и по мере сил с ними тоже нужно бороться.

Есть одна интересная глава «О радостотворном плаче». Мы с вами привыкли, что плач – это плохо, это скорбь, горе. Оказывается, плакать нужно о своих грехах, о том, что грехи нас отдаляют от Бога. И когда человек так сокрушается о своих грехах, с плачем, Господь дает ему радость. То есть наступает состояние бесстрастия, человек приобретает смирение, получает благодать, а это, можно сказать, исполнение всего того, для чего человек и создан. Человек начинает с Богом общаться, и такого человека уже называют земным ангелом и небесным человеком. Человек еще живет среди нас – но живет уже небом. Как апостол Павел говорит, и уже не я живу, но живет во мне Христос. И не только такому человеку очень хорошо и на душе радость большая, но и тем, кто рядом с ним находится; они тоже это чувствуют и прибегают к такому человеку за молитвенной помощью, за советом в духовных вопросах. Поэтому эту книгу изучать нужно. И слава Богу, что интерес есть, раз люди спрашивают. Это похвально.

– Наша телезрительница уточняет, сколько ступеней добродетелей для духовного совершенства нужно пройти.

– Всего 30 ступеней описано в книге, причем есть ступени отрицательного характера, то, с чем нужно бороться, и есть положительного – что нужно стяжать, каким нужно стать. Есть, допустим, гордость и тщеславие, а есть целомудрие. Понятно, что с одним нужно бороться, другое нужно стяжать. Еще есть 31-я глава, 31-е слово, там говорится о том, каким должен быть игумен. И вот эту главу хорошо бы почитать всем начальникам, тем людям, которые кем-то руководят. Почитать о том, как относиться к своим подчиненным. Там это тоже указано. В нашем монастыре некоторым братьям, которые совершили проступки, мы даем почитать «Лествицу», чтобы они обновили у себя в уме то, ради чего они и пришли в монастырь. И как-то я одному монаху сказал: «Читай, изучай «Лествицу» для исправления». А он прочитал содержание, увидел последнюю главу «Каким должен быть игумен» – и его это больше всего заинтересовало, он начал читать с целью, чтобы потом обличать игуменов в чем-то. А нам надо смотреть на то, что нас касается, и к себе это применять.

– Может ли обычный мирской человек самостоятельно справиться с изучением «Лествицы» или все-таки лучше это делать под руководством духовного наставника?

– Да, под руководством духовного наставника; и читать толкования Оптинских старцев, они разъясняют дух этой «Лествицы». Так же можно задать вопрос: можно ли самому изучать высшую математику? Наверное, можно, но не без ошибок, не без большого труда и с затратами большого количества времени. Так и в духовной жизни: нужно обучаться с духовным наставником, читать книги, которые что-то объясняют. Начинающий художник все-таки постарается показать свою работу более сведущим людям, чтобы получить критику. Так и Гоголь, и Достоевский свои сочинения приносили критикам, вместе читали в каком-то литературном кругу, делали поправки. А в духовной жизни это еще более важно. Потому что не всегда мы хорошо себя видим со стороны. Нам что-то кажется хорошим – а вдруг это ошибка? Поэтому важно, чтобы у нас был духовный авторитет, которому мы доверяем больше, чем самим себе.

– Следующий вопрос говорит о том, что люди, которые нас смотрят, пытаются разобраться в своей жизни, в том, как себя вести, как следовать тем заповедям, по которым необходимо сверять свою жизнь. «Как, прощая обидчиков, не впасть в тщеславие?» Есть такой вопрос, и я думаю, будет полезно для многих услышать на него ответ.

– При исполнении любых заповедей Господь дал универсальное правило. Он говорит, что вот есть у вас заповедь и если вы всё выполните в совершенстве, то надо вам говорить так: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. То есть когда человек на любой работе (машинист, или водитель, или слесарь) делает то, что ему было поручено, то за это премия обычно не дается. А когда что-то изрядное  – за это могут уже и фотографию на доску почета повесить. Так и мы. Если мы исполним все заповеди (а их, поверьте, не так легко исполнить, это очень тяжелый труд, но даже если удастся что-то исполнить), то мы должны понимать: если нищему подали – чем тут гордиться? Мы это сделали потому, что Господь так заповедовал. А вот если не подали, тут уже нас могут и наказать.

Если мы прощаем обидчиков – Господь прощал, и мы должны прощать. А если бы мы не простили, тогда это уже адское состояние, злобное. Мы простили – и это для нашей же пользы. Тут нечем гордиться.

Но еще ведь нужно не только простить, но и не относиться к человеку как к пустому месту, надо еще за него помолиться, и помолиться как за самого родного человека. Как за человека, который стоит, быть может, на опасном пути. Раз он какую-то несправедливость допустил по отношению к нам – значит, дьявол на него повлиял, и если он такой дорогой пойдет, то не спасется, а в ад пойдет. А он же создан по образу и подобию Бога, за него же Господь Кровь Свою пролил, его душа любезна для Христа – и для нас должна быть любезна. Поэтому простили человека – и помолитесь за него искренне. Для гордости тут и повода-то нет.

– Видимо, имеется в виду такой момент, когда человек превознес себя и сказал «Прощаю я вас» как-то свысока. И некоторые действительно этим грешат.

– Был раньше такой обычай, когда, скажем, дочери фараона могли раздеваться и мыться при своих рабах, потому что за людей их не считали. И есть такие, что считают для себя несовершенством на кого-то разгневаться, считают, что люди недостойны того, чтобы на них еще и гневаться. Это состояние тоже нехорошее. Как авве Дорофею один брат сказал: что гневаться на этих псов? И тот помолился за этого человека, чтобы Господь избавил его от такого состояния. Это демоническое состояние.

Есть еще универсальное средство (в частности, об этом говорит старец Амвросий Оптинский) – нужно на все смотреть с точки зрения вечности. Вот человек нас обидел, его душа может погибнуть – и тут искренне надо за него помолиться, чтобы душа его спаслась. Ведь для христиан должно быть так: спасение другой души равноценно нашему спасению. И исходить из этого. Если мы будем к человеку пренебрежительно относиться, то сами не спасемся. Для тех, которые гордятся, превозносятся над другими или даже не замечают и игнорируют людей, нет места в раю. Это не христианское настроение.

– Довольно часто от молодежи можно слышать нецензурные слова. Насколько опасно сквернословие?

– В современном обществе на самом деле заметно пренебрежительное отношение к чистоте языка, склонность к употреблению скверных слов, и некоторые даже объясняют это тем, как будто это и есть русская культура. Как будто люди издревле выражались скверными словами. На самом деле в русском обществе это всегда считалось большим грехом, в котором обязательно надо было каяться, исповедоваться, потому что такие слова есть хула на Бога, это призывание дьявола, бесов. Человек своим голосом, своим словом не прославляет Творца, а, наоборот, проклинает Его, призывает врага Божиего. Конечно, душе это очень сильно вредит. А сейчас и среди молодежи это распространено, и среди военнослужащих – практически во всех сферах. Даже и среди интеллигенции или так называемой элиты – они тоже употребляют такие слова, это совершенно недопустимо, и надо с этим, конечно, бороться, осознавая от этого весь вред. Это не просто плохая культура, это духовная опасность.

– Как связаны душа и тело? Можно ли заботиться о телесном здоровье и почему без заботы о душе бессмысленна забота о теле? Чем опасен культ здоровья?

 – Человек состоит из души и тела, а в самой душе еще выделяют высшую ее часть – дух. Поэтому иногда говорят: дух – душа – тело. Собственно, душа, лишенная духа, такая же, как и у животных. У животных есть душа, но она очень сильно связана с телом, и при разрушении тела разрушается и душа. У животных нет самосознания, они не являются личностями. Конечно, иногда смотришь на собачек, кошек – и они понимают настроение, чувствуют выражение наших эмоций. Но на самом деле они сами себя не осознают и у них нет высоких целей: познать Бога, познать свое бытие.

Так вот, в человеке есть дух. И изначально была правильная иерархия: на первом месте дух, потом душа и тело. Тело, собственно, как ослик, на котором надо куда-то доехать. Если об ослике не заботиться, не кормить – он упадет, и не доедешь туда, куда надо. Поэтому заботиться о теле нужно. А если перекормить ослика – он может взбеситься и побежать уже туда, куда ему надо, а не тебе, и тут уже ничего не поможет. Поэтому о теле нужно правильно заботиться. Здоровье телесное, конечно, нужно беречь, но не в ущерб здоровью душевному и духовному. Допустим, человек любит ходить в зал, заниматься спортом, строить свое тело, но если там он получает душевный вред, то не надо уже ходить в зал, минимальную гимнастику можно делать и дома. Когда человек как-то особо строит тело, то он этим гордится, тщеславится, других уничижает либо потом сваливается в такой культ тела, что вреда очень много может получить от этих занятий физкультурой. В меру все должно быть.

Наши русские люди раньше очень крепкие были, работали много. А те, кто не работал, та же элита русская, – они всегда тренировались, учились военному делу и тем самым тоже поддерживали свое здоровье. Гармония должна быть между этими составляющими: дух, душа и тело.

Ведущая Елена Глушкова

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать