Евангелие 6 октября. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного

6 октября 2024 г.

Евангелие от Луки, глава 1, стихи 5–25

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресный день, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 5, 1–11) и другой отрывок из этого же Евангелия (Лк. 1, 5–25), посвященный дню зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

1.5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

1.6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

1.7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

1.8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

1.9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

1.10. а все множество народа молилось вне во время каждения, –

1.11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

1.12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

1.13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

1.14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

1.15. ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

1.16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

1.17. и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

1.18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

1.19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

1.20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

1.21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

1.22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

1.23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

1.25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

(Лк. 1, 5–25)

Евангелист Лука начинает свой рассказ с упоминания иудейского царя Ирода Великого, что дает нам представление о времени описываемых событий: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета (Лк. 1, 5).

В Иерусалимском храме жрецами, или священниками, могли быть только потомки Аарона из племени Левия. Любой мужчина из этого рода, не имевший физических недостатков, имел право служить в храме. Главной обязанностью священников было совершение жертвоприношений, а также других церемониальных действий храмового богослужения.

Поскольку священников было очень много (некоторые источники указывают на цифру 20 000), то все они были разделены на череды, или как бы мы сейчас сказали – смены. Череда Авия была восьмой из двадцати четырех в списке смен храма.

Жена Захарии – Елисавета тоже принадлежала к священническому роду Аарона и была родственницей Девы Марии.

И Захария, и Елисавета, по замечанию Луки, были праведны пред Богом (Лк. 1, 6), но оставались бездетны.

Блаженный Феофилакт пишет: «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что закон требует многочадия не плотского, а духовного».

Поскольку священников было очень много, то такое великое событие, как воскурение благовоний на жертвеннике храма, могло произойти только раз в жизни. Выбор священника совершался по жребию. Жертвенник, о котором идет речь, располагался в помещении, закрытом для простых людей и называемом «Святая», куда мог входить только священник. Еще один жертвенник находился в месте под названием «Святая святых», но туда мог входить только первосвященник (и только в день искупления).

Именно там, в святом месте, когда по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9), и произошло чудесное явление ангела священнику. Для Захарии это был самый великий момент его жизни: он вошел во Святая, чтобы совершить каждение и вознести свою молитву о самом важном для него и его жены – даровании сына. И свидетельствовал ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя (Лк. 1, 13).

Захария слышит исполненное для него радости пророчество, что его супруга, уже в преклонных годах, естественным и все же чудесным образом понесет сына. И Бог Сам нарекает имя Своему будущему пророку – Иоанн, что в переводе с еврейского означает «Бог милостив».

Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).

Александр Павлович Лопухин пишет: «...в духе и силе Илии. Иоанн будет действовать в еврейском народе с такой же ревностью о Боге и силой одушевления, с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия. Это, впрочем, не относится к творению чудес, так как известно, что Иоанн чудес не творил».

Евангелист не делает из Захарии героя веры, чтобы приукрасить свой рассказ. Напротив, он описывает состояние смущения и недоверия. Захария требует от ангела чего-то наподобие знака, чтобы он мог поверить: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1, 18).

Как мы видим, знак Захарии дается, но в нем присутствует и элемент наказания: и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк. 1, 20).

Греческое слово «кофос» обычно значит «глухой», но так раньше говорили и о немоте. Следовательно, Захария стал глухонемым. Но далее евангелист Лука описывает поистине трагикомедию: старый священник выходит к народу и с помощью знаков и жестов пытается объяснить случившееся. Почему трагикомедию? А как бы вы с помощью жестов описали увиденного вами ангела?

Священническое служение череды длилось неделю, а потому, когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой (Лк. 1, 23). Лука не сообщает, где находился дом Захарии, понятно только, что он жил не в Иерусалиме, а в горной Иудее. Обещание ангела исполнилось: Елисавета забеременела и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лк. 1, 24–25).

Но почему она скрывалась в течение пяти месяцев? Причина может быть самой обычной. Например, Елисавета хотела удостовериться в своей беременности, которая через пять месяцев становится заметной.

Сегодняшняя чудесная евангельская история, дорогие братья и сестры, не просто повествует нам о зачатии Иоанна Предтечи, она открывает нам удивительный Промысл Божий о каждом человеке. Господь никогда не посрамляет веры в Него, но подает просимое в тот момент, когда это действительно важно. Будем помнить об этом и не переставать молиться.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X