Евангелие от Луки, глава 11, стихи 1–10
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читаются два евангельских зачала от Луки: за понедельник (Лк. 10, 22–24) и рядовое чтение (Лк. 11, 1–10).
11.1. Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
11.2. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11.3. хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
11.4. и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
11.5. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
11.6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
11.7. а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
11.8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
11.9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
11.10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Лк. 11, 1–10)
В Господней молитве, которую мы слышим в сегодняшнем чтении, содержится сама суть Евангелия. Разберем каждую строчку этой молитвы подробно.
Произнося слова Отче наш, то есть называя Бога нашим Отцом, мы осознаем себя Его детьми, а также братьями и сестрами по отношению друг к другу и, следовательно, молимся не только от себя и за себя, но и от всего человечества.
Говоря Сущий на Небесах, мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем в мир горний.
Слова да святится имя Твое означают: да будет имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами, и делами своими имя Божие.
Словами да приидет Царствие Твое мы молим о том, чтобы Господь воцарился в душах всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни вечной и блаженной, в общении с Ним.
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, то есть пусть все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией, а мы, люди, так же охотно исполняем волю Божию на земле, как исполняют ее ангелы на небе.
Словами хлеб наш насущный подавай нам на каждый день мы говорим о том, что нуждаемся только в насущном, то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования, а значит, живем постоянным упованием на Бога.
Слова и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему с особой силой внушают нам необходимость прощать нашим ближним все обиды, поскольку, не прощая другим, мы сами не смеем просить Бога о прощении наших долгов перед Ним.
Произнося слова и не введи нас в искушение, мы просим Бога оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо; говоря же но избавь нас от лукавого, просим оградить от всякого зла и от виновника его, диавола.
Молитва оканчивается словом аминь, обозначающим «так, действительно, истинно, да будет» и являющимся выражением уверенности в исполнении просимого, так как все в этом мире принадлежит Богу: вечное царство, бесконечное могущество и слава.
Побуждая иметь твердую веру, Спаситель рассказывает притчу о настойчивом друге.
Святитель Василий Великий замечает, что Господь «…берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде: просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: "я грешник, потому и не услышан"… Наконец, хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою и непрестанно делая добро».
Если настойчивость понуждает упрямого и не желающего что-либо делать человека дать просящему все необходимое, то тем более Господь наш Иисус Христос, будучи бесконечно милостив к нам, по любви Своей и беспредельному милосердию Своему услышит нашу молитву. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 9–10).
Блаженный Иероним Стридонский указывает: «Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будем толкать в дверь Христову, чтобы, когда мы войдем, нам открылись… сокровища во Христе Иисусе, в Котором всякое познание».
Таков образ всякой истинной молитвы: предстояние со страхом, трепетом, любовью и мужеством перед нашим Спасителем. Испросим же, дорогие братья и сестры, милости у Господа нашего Иисуса Христа, поверяя Ему сокровенные прошения нашего сердца и припадая к величествию Его со смирением и глубокой верой в Его благость.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
Всенощное бдение 14 декабря 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!