Евангелие. 25 сентября. Законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

25 сентября 2022 г.

Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 35–46

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресенье, в день отдания праздника Рождества Богородицы, за богослужением читаются три евангельских зачала. Отданию праздника посвящается известное нам Богородичное чтение из Евангелия от Луки, Неделе перед Воздвижением посвящается Евангелие от Иоанна (Ин. 3, 13–17), и читается рядовое Евангелие от Матфея (Мф. 22, 35–46).

22.35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

22.36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

22.37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

22.38. сия есть первая и наибольшая заповедь;

22.39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

22.40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

22.41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

22.42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

22.43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

22.44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

22.45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

22.46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 (Мф. 22, 35–46)

Две важные темы затронуты в сегодняшнем евангельском чтении: первая – о наибольшей заповеди в законе, вторая – о том, Кто же такой Христос. «Христос» – греческое слово, по-еврейски оно звучит как «Мешиах», или «Мессия».

Мы неоднократно слышали в Священном Писании, что Господь не дозволял ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в истинном понимании Своего служения, потому как необходимо было радикально изменить их представление о Христе.

Самым распространенным титулом Христа был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось чаяние народа о том, что однажды явится наследник царя Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет народ к завоеванию всего мира. Эти ожидания мы встречаем и на страницах Евангелия: слепые, просящие прозрения, кричали Ему: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). И когда Господь входил в Иерусалим, то, как мы читаем у евангелиста Матфея, народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). «Осанна» означает «спаси нас», то есть «спаси нас, Сын Давидов!»

Но Господь открывает ученикам и фарисеям иное значение Мессии. Он цитирует 1-й стих 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1).

Все понимали, что этот стих говорит о Христе. Спаситель указывает на то, что Давид называет Христа Господом, а значит, Он не просто Сын Давида по плоти, Он – Господь Давида, ибо Христос – Сын Божий. Этим Спаситель говорил иудеям о том, что пришел в мир объединить людей не силой оружия, а силой любви, которую Он ставит на высшее место во взаимоотношениях между Богом и человеком. Эти взаимоотношения и есть вера.

Господь цитирует слова Книги Второзаконие: … и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5).

Это значит, что мы должны отдать Богу всю любовь, – любовь, которая владеет всеми нашими чувствами и направляет наши мысли и поступки. Вера начинается с любви, представляющей собой посвящение жизни Богу.

Вторая заповедь, которая, по словам Христа, подобна первой, цитируется Господом из Книги Левит: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш (Лев. 19, 18).

Наша любовь к Богу должна проявляться в любви к людям, ибо человек есть образ Божий. Поэтому по-настоящему мы можем полюбить человека, лишь полюбив Бога.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Тем, кто не верит в Бога и ни во что духовное, одна только правда важна, к одной только правде стремятся они. К какой правде? К правде земной, к правде человеческой. Только о ней помышляют они».

И действительно, как часто любовь в нашем мире заменяется некой правдой, некой справедливостью. Но правда земная и правда Божия, как правило, отстоят очень далеко друг от друга. Ибо мир заботится о телесном, в то время как христианин должен заботиться о вечной душе человека.

Быть подлинно верующим – значит любить Бога и любить людей, которых Он сотворил по Своему образу; но любить Бога и человека не туманно и сентиментально, а полностью вручить себя Богу и посвятить свою жизнь практическому служению людям.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать