Евангелие 24 мая. Я хлеб живый, сшедший с небес

24 мая 2024 г.

Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 48–54

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, Святая Церковь прославляет память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, вознося сугубые молитвы о нашем предстоятеле – ныне тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле, предлагая для нашего назидания отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 5, 14–19), а также рядовое евангельское чтение от Иоанна (Ин. 6, 48–54).

6.48. Я есмь хлеб жизни.

6.49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;

6.50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

6.51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

6.52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

6.53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

6.54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

(Ин. 6, 48–54)

Доказав иудеям, что они не имеют никакого права роптать на то, что Он требует от них веры в Его Божественное предназначение, Спаситель снова говорит о том, что только вера в Него дает вечную жизнь и спасение: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6, 48–50).

Следовательно, здесь Христос хочет сказать только, что вкушение истинного небесного Хлеба дает человеку возможность после смерти воскреснуть к вечной жизни.

Александр Павлович Лопухин замечает: «Отсюда можно заключить, что и слово Христа о странствовавших в Синайской пустыне евреях, что они "умерли", по преимуществу означает то, что они умерли духовно, что вкушение манны само по себе не дало им возможности вступить с Богом в такое тесное общение, которое бы продолжилось и после их смерти. Умерши телесно, они за гробом не вошли в вечную блаженную жизнь и со временем не получат блаженства».

Еще более ясно и определенно говорит Господь далее: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51). Kто будет есть этот хлеб, тот будет жить вовек, то есть такой человек и теперь живет настоящей жизнью, и будет продолжать жить, несмотря на то что душа его по смерти разлучится с телом. И тут же Господь, подразумевая Свою предстоящую Крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества, добавляет: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51).

В своем труде «Очерк православного догматического богословия» протоиерей Николай Малиновский поясняет: «В этих словах Христос представляет Плоть Свою, человечество Свое, с одной стороны, как искупительную жертву за мир, с другой – как пищу, дающую верующим живот вечный… Здесь, таким образом, дается самое ясное обетование касательно Евхаристии. В ней верующие будут вкушать… Плоть Христа, или самое Тело Его».

Иудеи же, понимая слова Господа буквально, пришли в недоумение и стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6, 52). Они поняли слова Христа в том смысле, что Он обещает им отдать на съедение Свою живую плоть, Свое тело в настоящем его виде и состоянии, а потому между ними произошел спор.

Но Господь, желая пресечь их спор, подкрепляет уже высказанную мысль словами: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54). Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости причащения Его Тела и Крови для спасения.

Ветхозаветная пасха была не только радостной трапезой, но и жертвой, ибо пасхальный агнец приносился в жертву Богу: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 27).

Такое объяснение при вкушении агнца должны были давать отцы своим детям относительно крови на перекладине и косяках домов в ночь выхода евреев из Египта. На пасхальной вечере эту кровь символически заменяли вином.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Так как пасхальный агнец являлся прообразом Христа, как и избавление евреев от египетского ига послужило прообразом искупления мира, то в словах Христа о том, что для вечной жизни необходимо "есть Плоть Его и пить Кровь Его" надо видеть замену ветхозаветного агнца Плотью Христовой и символического вина – Кровью Его. Это и есть Новая Пасха, которую Господь пророчески изображает в беседе».

Смысл слов Христа, дорогие братья и сестры, заключается в следующем: кто хочет уразуметь искупление, совершаемое Христом в Его Крестной смерти, тот должен вкушать Его Плоть и пить Его Кровь. Тело и Кровь Христовы дают самое тесное внутреннее общение с Господом, соединение с Ним, полагая начало внутреннему преображению и освящению души.

Нам же следует помнить, что для спасения недостаточно только верить во Христа, но нужно соединиться с Ним, пребывая в Нем, дабы и Он пребывал в нас, что и достигается посредством таинства Причащения Тела и Крови Христовых.

Помогай нам в этом воскресший Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X