Евангелие от Марка, глава 4, стихи 1–9
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, в день предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 4, 1–9).
4.1. И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
4.2. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
4.3. слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4.4. и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
4.5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
4.6. когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
4.7. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
4.8. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
4.9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мк. 4, 1–9)
Евангельские притчи, рассказанные Спасителем, представляли собой иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни иудейского народа и окружающей природы и выражающие высшие духовные истины. Христос не раз прибегал к подобным рассказам в Своей проповеди, раскрывая Своим ученикам и многочисленному народу тайны Царствия Божьего.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Толпа не имеет одинаковой способности судить, и каждый отдельный человек имеет отличную от других волю. Поэтому-то и говорит Он им в притчах, чтобы, сообразно различию воли, народ мог получать различное наставление… Вполне ясное Он соединяет с непонятным, чтобы через понятное призывать их к тому, чего они не понимают».
В этой притче Господь использовал хорошо знакомую Его слушателям картину, в которой говорится о четырех видах почвы.
Первый вид – общественная земля, которая в Палестине была разделена на длинные узкие полосы; между ними лежали дорожки, которыми все имели право пользоваться. Падая на эти утрамбованные дороги, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы вырасти.
Второй вид – каменистая почва, представляющая собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель.
Третий вид – почва с тернием, которая в момент посева кажется достаточно чистой. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени.
Четвертый вид – хорошая, обработанная, глубокая и чистая почва.
И как разнородна бывает почва, в которую бросает семена сеятель, так разнохарактерна бывает и народная толпа, к которой выходит проповедник, сеятель слова Божия.
Говоря о семени, которое упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то (Мк. 4, 4), Христос подразумевает таких слушателей, которые не в силах понять слово Божие, как не в силах утоптанная дорога принять упавшее на нее зерно.
Людей, которые, услышав слово Божие, умом принимают его, но сердце их не откликается, Спаситель сравнивает с семенем, которое упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло (Мк. 4, 5–6).
Говоря о семени, которое упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода (Мк. 4, 7), Господь ведет речь о людях, мысли и сердца которых настолько заняты своими делами, что в них не остается места для дел Божиих. Люди эти принимают слово Божие, но житейские наслаждения, погоня за богатством и суета не дают им времени укрепиться в вере, заглушают слово, и оно остается бесплодным.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Все люди приходят в мир добрыми, и зло внедряется в них потом вследствие их же вины: или сознательного стремления к нему или же легкомысленного попущения; следовательно, черствым, невосприимчивым сердце делается по вине самого человека. Можно и твердую придорожную полосу земли вспахать и обратить в плодородную; следовательно, все зависит от воли самого человека, который и должен нести заслуженную им ответственность за невнимание к слову Божию и нежелание уразуметь его».
Семя, которое упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто (Мк. 4, 8), означает людей, слушающих, понимающих и заботливо хранящих слово Божие. Это люди, которые в терпении несут иго Христово и через то достигают известных степеней совершенства сообразно усилиям, предпринимаемым ими для достижения Царства Небесного, принося добрый плод.
Блаженный Феофилакт замечает: «О доброй земле говорит после, чтобы открыть нам надежду на покаяние, ибо хотя бы кто был каменистой землей, хотя лежал бы при дороге, хотя был бы тернистой землей, ему можно сделаться доброй землей».
Как мы видим, дорогие братья и сестры, человеческое сердце является той самой почвой, на которую падает семя слова Божия. Поэтому весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя, то есть наше сердце и слово Христово, соединились в благодатном единстве.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Божественная литургия 14 октября 2024 года
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
Этот день в истории. 13 октября
День ангела. 13 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!