Евангелие 11 апреля. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев

11 апреля 2024 г.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В прошлой программе мы говорили о встрече апостолов Андрея и Петра с Иисусом Христом, описанной у евангелиста Иоанна, который, продолжая повествование, говорит о призвании Филиппа и Нафанаила.

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43–51

1.43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

1.44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

1.45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

1.46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

1.47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

1.48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

1.49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

1.50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

1.51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин. 1, 43–51)

На другой день после того, как Господа посетил Андрей, а возможно, и сам автор Евангелия, Иоанн Богослов, Господь пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром (Ин. 1, 44). В синоптических Евангелиях мы находим лишь одно упоминание о Филиппе: в списке апостолов его имя стоит после Петра, Андрея, Иакова и Иоанна.

Вифсаида располагалась на территории тетрархии Ирода Филиппа, на границе с Галилеей. Другие евангелисты местом жительства Филиппа, Андрея и Петра называют Капернаум, расположенный примерно в десяти километрах от Вифсаиды.

О Нафанаиле (евр. «Натанаэль» – «Бог дал») упоминает только Иоанн Богослов. Как следует из текста, Нафанаил был другом Филиппа, который, отыскав его, сказал: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45). Так как в древности у иудеев не было фамилий, то человека определяли по личному имени, имени отца и месту рождения или проживания. Назарет был небольшим городком в Галилее, настолько незначительным, что упоминаний о нем не встречалось в Ветхом Завете.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). К словам Филиппа Нафанаил отнесся скептически: вероятно, презрение Нафанаила к жителям Назарета могло объясняться тем, что их считали наполовину язычниками, в то время как Нафанаил скорее всего мог похвастаться безупречным еврейским происхождением и чистотой крови. Сам Нафанаил происходил из Каны, другого галилейского города, а в сельской местности всегда существовало соперничество между городами и деревнями. Кроме того, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь, придет в земном величии и явится во славе среди высшего иерусалимского общества. А значит, Назарет не может быть местом рождения и проживания Мессии, тем более что в Ветхом Завете не встречалось подобных указаний.

Филипп же, со своей стороны, был мудрее. Не став спорить с Нафанаилом, он просто сказал: пойди и посмотри (Ин. 1, 46).

Господь, никогда не видевший Нафанаила, сказал о нем как о знакомом: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Этими словами Спаситель желал подчеркнуть простоту души Нафанаила, видя в нем истинного представителя Божьего народа, идущего к Свету.

Удивленный Его проницательностью, Нафанаил произнес: почему Ты знаешь меня? (Ин. 1, 48)

Не отвечая прямо на этот вопрос, но не оставляя ни малейшего сомнения в Своем всеведении, Господь говорит: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48).

Перед этой встречей Нафанаил сидел под смоковницей и, вероятно, совершал дневную молитву, чтение которой под смоковницей было освящено обычаем и впоследствии даже одобрено Талмудом.

Нафанаила удивило не столько то, что Христос видел его под смоковницей, сколько то, что Он читал мысли в глубине его сердца. Он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением. Тотчас же уверовав в Иисуса как в Божественного Посланника, Мессию, Нафанаил выразил это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49).

Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего (Ин. 1, 50). Спаситель понимает, что Его сверхъестественное знание вызвало веру Нафанаила, и обещает ему, увидевшему уже нечто великое, еще больше. Вероятно, речь идет обо всем, что сделает и скажет Христос, но главным образом о Его Воскресении.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51). И здесь можно вспомнить знаменитое видение Иакова во сне: по лестнице, стоящей на земле, а другим концом касающейся неба, поднимаются и спускаются ангелы. Иаков назвал это место «Вефиль» (евр. «Бет-Эль»), то есть «Дом Бога». Теперь же Христос соединяет Собой небо и землю, являясь единственным посредником между Богом и человеком. 

И, называя Себя Сыном Человеческим, Христос подчеркивает Свое предназначение. Но для того, чтобы его исполнить, Посредник должен принадлежать в равной мере как Богу, так и человечеству. Он должен быть Богочеловеком. А так как именно таким Посредником и был Господь наш Иисус Христос, то Он называл Себя Сыном Божиим и Сыном Человеческим.

Говоря Своим ученикам, что они будут видеть ангелов, восходящих и нисходящих к Нему, Сыну Человеческому, Христос тем самым дает им понять, что Он больше, чем Царь Израилев, что Он Царь ангелов, Царь Вселенной.

Завтра мы обратим наш взор на первое чудо, которое совершил наш Спаситель перед Своими учениками в Кане Галилейской.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать