Первоклассники:
Принимает наша школа
Ребятишек в первый класс,
И сегодня день особый:
Мы пришли – встречайте нас!
Это храм великомученика и целителя Пантелеимона в Екатеринбурге, и самые первые ученики школы при этом храме – забавные, как и все первоклашки, и спать хотят. Встали рано – бантики, жакеты, пиджаки, белые колготки, рюкзаки, букеты.
Самый первый день самого первого учебного года в гимназии имени Святейшего патриарха Алексия II начался с молитвы, которая была вся про них, самых первых учеников, про надежды взрослых, про Божие благословение на все хорошее и про защиту от всего плохого.
Митрополит Евгений, Екатеринбургский и Верхотурский (в 2016 г. – епископ):
– Ребята, у вас особое задание: вы – первые ученики этой школы. В следующем году снова малыши придут, но они уже будут не первые. Вы первые, и вы должны хорошо учиться, чтобы школа, которую батюшка здесь с прихожанами построил, была хорошая, чтобы в ней были хорошие ученики. Господи, благослови!
Если волнуешься – помолись, если помолился – не волнуйся, а когда зададут вопрос, отвечай прямо и по существу.
Ведущая линейки:
– Кто здесь самый главный человек?
Дети (хором):
– Боженька!
Ведущая линейки:
– Молодцы какие!
А и правда молодцы. Нет, конечно, имелся в виду отец Димитрий (Байбаков) – строитель, созидатель, автор гимназии и детского сада, и огромной библиотеки, и храма. Но вот так непосредственно, от души, детям удалось сказать о Том, ради Кого все это и под Чьим покровом.
Митрополит Евгений:
– Внимание, внимание! Школа ваша открывается!
Архимандрит Димитрий (Байбаков), настоятель храма великомученика Пантелеимона (г. Екатеринбург):
– Сегодня в жизни общины храма во имя целителя Пантелеимона очень радостное событие – мы начали учебный год в нашей новопостроенной школе, пока мы запустили еще только 400 м², это будут 1-й, 2-й классы, группа развития, группа продленного дня. Вообще это здание имеет площадь около 7 000 м², в нем есть и школьная столовая, и бассейн, и актовый зал, и спортзал, здесь будет и детский сад (это одновременно и школа, и детский сад), причем с ясельной группы. В годик, еще младенчика, можно сказать, нам принесут, так он до 11-го класса здесь будет образовываться, воспитываться, становиться хорошим христианином и порядочным гражданином нашего Отечества. Воспитать, как я уже сказал, хорошего христианина и доброго гражданина нашего Отечества – это самая главная задача нашей школы. Мы не планируем воспитывать монахов, монахинь, может, далеко не все станут батюшками, мы хотим, чтобы наши воспитанники и выпускники становились хорошими православными врачами, учителями, инженерами, как сегодня владыка сказал, летчиками, но православными – той закваской, которая будет заквашивать все наше светское, немножко расцерковленное общество.
Это было 1 сентября 2016 года. Теперь можно сказать, что школа взрослела и развивалась вместе с детьми, преображалась, хорошела и вбирала все лучшее из педагогического наследия родной страны.
Юлия Викторовна Решеткова, директор гимназии:
– Когда пять лет назад решили, что будем работать по программе Русской классической школы, меня эта программа очень зацепила. Она очень интересна, природосообразна, и дети ее очень легко воспринимают. Да, она сложна тем, что глубока, что нужно очень много работать; здесь привести ребенка в 7.50 и забрать в 18.00 не получится – нужно все равно работать. Нужно выполнять домашние задания вместе с детками, что-то читать и помогать тем деткам, которые послабее. Мы не каждого берем в школу, проводим отбор, диагностику. У нас уже прошел первый выпуск, я отвела с 1-го по 4-й классы. Программа очень насыщенная, очень глубокая, и дети после нее выходят наполненные. Родители делились: младшие, допустим, обучались по Русской классической школе (РКШ), а старшие учились по обычной программе, и дети абсолютно разные – разные взгляды, мыслят по-разному и по-разному воспринимают окружающий мир. И могу сказать о себе, что много нового я узнала за эти четыре года, когда вела программу, все очень интересно и познавательно.
Урок математики:
– Выложите, пожалуйста, мне палочками следующее число: 9 сотен и 99 единиц. Назовите, сколько в этом числе сотен? Сколько десятков? Сколько единиц? А сколько отдельных единиц? Сколько нам не хватает до тысячи? Давайте мы добавим одну единицу и посмотрим на нашу тысячу. Молодцы! Скажите, пожалуйста, какое число стоит между числом 789 и 791?
Математика – наука точная. Кто не слышал этой, как правило, укоризненно звучащей фразы за время учебы в школе?! Но в системе Русской классической школы, оказывается, непогрешительно бывает определить размеры на глаз, и на уроке можно услышать: прикинь.
Учитель:
– Даша прикинула, что ширина парты 45 см, а Маша сейчас измерит ее рулеткой. Какова ширина твоей парты?
Ученик:
– 60 см.
Учитель:
– Кто же был сегодня самый точный? У кого самая маленькая погрешность?
Ученик:
– У Алисы.
Учитель:
– Алиса на глаз определила длину более точно. Давайте сейчас попробуем начертить отрезок (тоже на глаз) длиной 60 см. Иди, Ярик.
Учитель:
– 58 см. Какова погрешность у Ярика?
Ученик:
– 2 см.
Учитель:
– Совершенно верно. Почти точно. Сейчас давайте попробуем шагами отмерить метр. Пожалуйста, Алиса.
Да, дорогие взрослые гуманитарии – те, для кого уроки математики были когда-то сплошным страданием, не будем завидовать, будем радоваться, что может быть так понятно и увлекательно. Заглянем-ка мы к ученикам постарше. Неужели и там учение с увлечением?
Учитель:
– Что ты видишь? Что произошло?
Ученик:
– Равновесие.
Учитель:
– Молодец. Действительно. Какое тут расстояние от центра?
Ученик:
– 20 см.
Учитель:
– А с этой стороны? Тоже 20 см. Давай напишем значение наших величин. Масса груза, который подвешен с одной стороны, – 50 г. Расстояние от центра рычага до груза – 50 см. Спасибо большое, садись.
Сейчас мы посмотрим, как еще его можно уравновесить, если мы захотим расположить наш груз на расстоянии 10 см. Попробуем поменять значения. Посмотрим, что произойдет. Что происходит?
Ученик:
– Перевешивает.
Учитель:
– С какой стороны?
Ученик:
– Со стороны, где 20 см.
Учитель:
– Где у нашего рычага длиннее плечо. Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы это уравновесить?
Ученик:
– Повесить еще один груз.
Учитель:
– Мои классы 5-й, 6-й, 7-й. В нашей школе мы решили, что в среднем звене математика будет продолжать арифметику начальной школы. Я сама вижу (и думаю, что дети тоже видят) удивительные результаты, детям нравится математика, нравятся уроки, даже сложные. Сначала они говорят: «Мы боимся этой темы, друзья сказали, это очень сложно». Но когда мы проходим ее, они говорят: «Надо же, бояться было нечего, все легко и просто». Это благодаря тому, что РКШ использует очень много наглядности. Пятый, шестой классы – это работа с пособиями через руки, чувства, интересное осмысление. Не просто я, учитель, пришла и дала им правила и алгоритмы, как действовать. Тут все совсем по-другому. Дети часто делают выводы самостоятельно, и это им нравится.
Учитель:
– Ребята, кто-то что-то видит?
Ученик:
– Так не получится.
Учитель:
– Ждем еще предложения.
Ученик:
– 18 минус 6…
Учитель:
– Давайте посмотрим, выпишем этот знаменатель. Как можно его преобразовать? Надо подумать.
Ученик:
– Я запуталась.
Учитель:
– Я вижу.
Ученик:
– 18 умножить на 0.
Учитель:
– Конечно.
Ученик:
– 52 разделить на 23… Почему тогда получится минус?
Учитель:
– Давайте свои замечания. Где Маша потеряла знак?
Ученик:
– Тут плюс… Тут минус! Значит, будет плюс 4.
Учитель:
– Совершенно верно. Что ты нашла, Маша?
Ученик:
– Корень уравнения.
Учитель:
– Молодец.
– Давайте познакомимся, ребята. Как вас зовут?
– Меня зовут Маша.
– Артем.
– Вы учитесь в 7-м классе. Как давно вы попали в эту школу?
Маша:
– Я попала в начале прошлого года, здесь учусь уже два года.
– А до этого где училась?
Маша:
– До этого училась в районе Компрессорный, а потом перешла на домашнее образование, но мне не понравилось. Потом перешла сюда.
– И как здесь?
Маша:
– Мне здесь очень нравится.
– Почему?
Маша:
– У нас, во-первых, три человека в классе. Это очень хорошо, потому что учителя все объясняют, можно спросить, все понятно. Очень вкусно кормят. Всё супер.
Артем:
– Я в школе месяцев восемь. Как Маша подметила, нравится, что очень вкусно кормят по сравнению с государственными школами. И учителя очень нравятся: всё объясняют, все можно спросить. Здесь очень хорошо.
Маша:
– В той школе я знала свой класс и несколько человек с параллельного. А тут я всю школу знаю, можно со всеми пообщаться, поговорить.
– С малышами тоже интересно?
Маша:
– Я их хотя бы знаю.
Артем:
– У меня немного другая ситуация. В той школе я знал не только свой класс, но и классы с 9-го по 11-й, а здесь не хватает сверстников, с кем можно пообщаться.
– Есть прекрасная возможность пригласить сверстников учиться с вами дальше.
Артем:
– Здесь можно получить хорошее образование, и здесь хорошие преподаватели.
Учитель:
– Маленький класс, 4–5 человек, это практически индивидуальное обучение, подход к каждому. К нам присоединяются ребята из обычных школ. Огромная задача педагога – перенастроить ребенка. Первый шаг – мы пробуем, пытаемся (и у нас чаще всего получается) сделать так, чтобы ребенок забыл те стереотипы, которые за несколько лет принял в обычной школе. Не очень хорошие стереотипы.
Учитель:
– Но после того, как он от них избавляется, он включается в работу, уже живет учебной жизнью, и это здорово.
Маша:
– Здравствуйте!
– Артем – настоящий джентльмен. Я обратила внимание, что, когда мы попросили их сесть за одну парту, первым переместился Артем. Он не стал ждать, что это сделает Маша. А сейчас он уступил свое место. Маша, расскажи, пожалуйста, как давно ты здесь учишься.
Маша:
– Я учусь здесь с ноября прошлого года; получается, уже почти два года.
– А почему было принято решение о переходе в эту школу?
Маша:
– Когда начался карантин, маме не очень нравилось дистанционное обучение, потому что его, по сути, не было. Мы просто сидели на уроках по видеосвязи, и все. И мама сказала: «Давай будем переходить в другую школу».
– И ты не пожалела?
Маша:
– Нет.
– Почему?
Маша:
– Здесь намного лучше. В обычных школах общаются классами. А здесь мы общаемся и с младшей школой. И здесь хорошее питание. И как-то веселее, что ли. Ну и, конечно, образование лучше.
Учитель:
– В нашей школе особый дух. Это крепкая дружба, которая, несомненно, помогает в учебе, замечательные взаимоотношения между учителями (что очень важно), которые переходят и на детей. Я вижу, что какие-то небольшие конфликты всегда разрешаются в теплой атмосфере. Конечно, мне приятно здесь находиться и работать. Мне кажется, для учителя важно, что у детей горят глаза, когда им что-то нравится. Для меня это, конечно же, основное.
Ученица:
– Наша школа большая, уютная, красивая.
Ученица:
– Веселая, радостная, крутая.
Ученица:
– Здесь постоянно происходит что-то необычное.
Ученица:
– Наша школа светлая, просторная. Мы получаем много знаний, получаем пятерки. Наши учителя хотят, чтобы мы стали умнее.
– И получается?
Ученица:
– Да.
– А уроки интересные? Что ты любишь больше всего?
Ученица:
– Русский язык.
– А почему?
Ученица:
– Потому, что можно больше писать.
– Ты любишь писать?
Ученица:
– Да.
– Вы пишете перышком. Для тебя это трудно?
Ученица:
– Да, трудно.
– Но ты все равно любишь это?
Ученица:
– Да.
– А что больше любишь читать, какие книжки?
Ученица:
– «Котенок Роззи», «Алиса в Стране чудес».
– «Страна чудес и открытий», «кают-компания» – это синонимы школьной библиотеки. Здесь встречаются и общаются друг с другом читатели всех возрастов.
Елена Анатольевна Баканова, библиотекарь:
– Здесь бывает много детей. В учебное время они приходят на переменах, а когда сходят на прогулку, пообедают, выполнят домашнее задание, тогда уже здесь многие собираются. Все, кто сделал уроки, приходят сюда. У нас многие дети рисуют. Потом показывают рисунки; бывает, дарят. Иногда даже меня рисуют.
На одном стеллаже произведения Владислава Крапивина. Они здесь появились стараниями архимандрита Димитрия, потому что он сам очень любит Крапивина. У нас есть большие поклонники этого писателя, его читают семьями, включая взрослых. Никита читает книги Крапивина уже не по первому разу, то есть перечитывает их снова и снова, и так уже несколько лет.
Наш 5-й класс – костяк читателей. Вова у нас специалист по Великой Отечественной войне. Сегодня он принес книжку, которая ему очень понравилась. Есть военные приключения советских и более поздних авторов. Есть целая серия таких книг, правда, у нас их еще немного. Книги мы отбираем, следим за их содержанием, потому что есть книги 12+, есть книги для взрослых. Ребята берут с полочек книги, садятся на диванчик, читают их, обсуждают.
Есть энциклопедия «Грюнвальдская битва» с картами. Ребята садились, раскрывали ее и играли. Я не подходила к ним, чтобы не мешать, потому что играли они очень увлеченно. Большие уже парни придумывали какие-то игры. По-моему, два года они играли по этой книжке. Иногда девочки подходили к ребятам пообщаться, немножко слушали. У ребят свои, мужские, разговоры, мужская компания. У меня есть мечта – чтобы у нас появилась интерактивная энциклопедия «Великая Отечественная война», с играми, картами. Это то, что нам надо.
И младшие ребята приходят. Приходят первоклассники и знакомятся. В этом году чувствовалось, что они очень дружные. Бывает, большая компания собирается. И учителя говорят, что ребята из разных классов очень дружные. Девочки и мальчики находят общий язык, о чем-то разговаривают. Вот наш первый класс пришел, наши маленькие читатели. Ребята, что вы любите читать?
Маша:
– Я люблю читать «Желтый туман» Волкова.
Елена Анатольевна Баканова:
– Родион, а ты что у нас читаешь?
Родион:
– Я люблю сказки читать.
Елена Анатольевна Баканова:
– А кроме сказок что-то еще берете?
Маша:
– Я еще люблю читать про войну.
Елена Анатольевна Баканова:
– А о животных любите?
Родион:
– Да.
Елена Анатольевна Баканова:
– Я заметила, 1-й, 2-й классы любят читать о животных.
Маша:
– Я очень люблю собак, кошек, люблю запрягать лошадей. Я хочу вырасти и завести свою лошадку.
Елена Анатольевна Баканова:
– Ты не единственная – девочки из 5-го класса тоже ездят на конюшню. У нас есть энциклопедия о лошадях, кошках, о том, как воспитывать собаку. В основном это девичья тема, девочки обсуждают ее. Если они не против, я предлагаю им почитать что-нибудь художественное. То есть посмотрели энциклопедию, какие есть породы, как воспитывать, как ухаживать за животными, и можно об этом почитать еще и художественные книги. И кто-то берет и читает.
Я заметила, что Толя, кроме книг на военную тему, уже не одну неделю берет фразеологический словарь и на переменах изучает его. А вообще очень интересно наблюдать за такими любознательными ребятами. Им хочется то одного, то другого. Слава Богу! Как они еще находят на это время? У них ведь, кроме школы, есть еще всякие кружки…
Учитель русского языка:
– У нас дерево как растет? Снизу вверх… Значит, как нужно рисовать? У нас первая ветка про отца, вторая – про маму, третья – про сестру…
Ветвистое дерево сейчас вырастет на наших глазах в процессе разбора предложения. Хороший символ того, как все взаимосвязано в преподавании словесности по Ушинскому, как формируется у детей целостное восприятие языка, речи и литературы, как вырабатывается орфографическая интуиция, а в результате и любовь к родному языку. Но этим лингвистические направления в удивительной школе не ограничиваются.
Учитель церковнославянского языка:
– Прочитаем первые две строчки сразу вместе. Поработаем с тем, что прочитали: какое слово здесь произносится с ударением, которое отличается от русского языка? Найдите, пожалуйста, это слово здесь.
Ученица:
– Разруши́л.
Учитель:
– Да, нашли здесь слово «разруши́л». Это по-церковнославянски или по-русски?
Ученики:
– По церковнославянскому.
Учитель:
– А по-русски как скажем?
Ученики:
– Разру́шил.
Учитель английского языка:
– Попробуй сейчас сама задать вопрос – What´s the time? – Егору. Обрати внимание на произношение.
Ученица:
– What´s the time?
Ученик:
– It´s five o clock.
Учитель истории:
– Наш Тиберий хочет провести большие земельные реформы, и они вызвали очень противоречивые чувства… Тут у нас народное собрание – народ. Подскажите, пожалуйста, что вы думаете о реформах Тиберия?
Ученик:
– Я одобряю его решение.
Учитель:
– Чем тебе нравится его решение?
Ученик:
– Простые граждане будут получать больше продовольствия.
Учитель:
– Потому что у них появится земля. Хорошо. Тиберий, а кто стал твоим главным оппонентом?
Ученик:
– Марк Октавий.
Учитель:
– Да, к сожалению, он плавает по Сене у нас сегодня, поэтому мы не можем с ним поговорить лично. Тогда придется нам спросить тебя, Тиберий. Ты сказал: «Голосуйте! Кто-то из нас должен удалиться – или я, или Марк Октавий». Народное собрание, за кого вы бы проголосовали? Кто удалится в данной ситуации?
Ученики:
– Останется Тиберий.
Учитель:
– Народное собрание поддержало тебя, и ты начал проводить свои реформы. Здравствуйте, ты опоздал немножко…
Несколько слов, поясняющих это опоздание римского трибуна. Как раз перед уроком истории состоялось открытие школьного бассейна, и вместе с паралимпийским чемпионом Михаилом Асташовым тестировать водные дорожки доверили двум юным пловцам из числа школьников. Событие это, торжественное и веселое, стоит того, чтобы рассказать о нем подробно.
Юлия Викторовна:
– Ребятки, я понимаю, что вам не всем будет видно, как будет перерезаться ленточка, но мы тихонечко постоим, а потом все вместе пройдем в бассейн. Итак, наступает торжественный момент, торжественная минута. Давайте под аплодисменты перережем ленточку.
В сентябре 2000 года, посещая Екатеринбургскую епархию, Святейший патриарх Алексий II побывал на территории строящегося храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Все эти годы здесь помнят и самого предстоятеля, и общение с ним, и его благословение.
Слово Святейшего патриарха Алексия II:
– Сегодня нельзя понимать православное воспитание только в узком смысле и ограничивать это понятие только специальным образованием: традиционным духовным или современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны.
Очень многое, что хотелось бы показать, уместить в этот фильм просто невозможно. И когда из разнообразных частичек, крупинок, изюминок, пазлов мы собрали эту мозаику о жизни гимназии имени Святейшего патриарха Алексия II при храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Екатеринбурге, нам захотелось, подхватив детские голоса на самой первой школьной линейке, сказать со всей убежденностью: хорошо там, где Боженька главный.
Автор сценария Светлана Ладина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!