Читаем Добротолюбие. «Радуйся успехам других». Священник Константин Корепанов

13 февраля 2023 г.

Мы продолжаем читать 5-й раздел из наставлений преподобного Ефрема Сирина из второго тома «Добротолюбия». Читаем мы о гневе. Почти три беседы мы разбирали памятозлобие. И сегодня прочитаем 158-й абзац:

Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, а успокоения других о Господе, и найдет успокоение себе. А сварливый и злонравный никогда не успокоится.

На самом деле жить вместе – это определенное искусство, которое требует и мудрости, и смирения. Конечно, вслед за преподобным Ефремом Сириным можно говорить о монашеском общежитии. Но ведь люди, которые смотрят эту передачу, не монахи, они не живут в монашеском общежитии. Мы в основном касаемся людей, которые живут в христианской общине, а чаще всего – в семье.

Что такое жизнь в семье? Это величайшая мудрость, потерянная человеком: мудрость мужа, мудрость жены. Мы очень много, несколько столетий, говорили о том, как ужасны были древние браки: как муж бил жену, к примеру, как жена была забита работой, изможденная, рано умиравшая, чахоточная… Но, наверно, лучше всего на эту тему в нашем русском варианте сказал Василий Васильевич Розанов в «Семейном вопросе в России», эта огромная книжища только этому посвящена.

Мы как-то забыли, что 2000 лет на земле после начала христианства и 3000 лет до христианства было великое количество нормальных семей. Люди женились, выходили замуж, создавали семьи, рождали детей, проживали войны, нестроения, революции, крушение империи, ссылки, заточение, голод, нищету – и оставались вместе.

Так уж устроен человек, особенно в эпоху Нового времени, когда все это и стало скапливаться, чтобы показать, как ужасно жили люди в средневековом семейном мире. А между тем жили они по-разному, и гораздо больше было браков хороших, добрых, мудрых, чем браков действительно несчастных, в неком самом мрачном готическом стиле.

Понятно, что преподобный Ефрем Сирин обращается к монашеской общине, но можно обратиться и к семье. Хочешь жить мирно, женщина? Хочешь жить мирно, мужчина? Ты хочешь сохранить брак? Ты хочешь прожить счастливую жизнь со своей женой? Жена, ты хочешь прожить счастливую жизнь со своим мужем? Вы все вместе хотите прожить жизнь в счастливой семье?

Конечно, может прийти война, может прийти революция, может прийти гражданская война, голод, нищета (всего этого было в ХХ веке изрядно), и семьи, сохраняющие среди этого кошмара мир, были тоже. И вот напрашивается риторический вопрос: «Хочешь жить мирно на всяком месте?» Просто ищи не собственного успокоения, но успокоения других о Господе, и тогда тебе будет хорошо. То есть попросту: начни заботиться обо всех и будешь мирен везде.

Мне хотелось говорить об этих словах в контексте семьи. Просто обычно слова «Добротолюбие» и «семья» мы не соотносим, для нас же «Добротолюбие» – это то, что против семьи. Мы, «Добротолюбием» размахивая, можем не одну семью разрушить. Но вот преподобный Ефрем Сирин, к счастью, говорит что-то и для людей семейных: надо просто заботиться о других.

«А вот ты хочешь быть мирным?» – «Ну, давай! А он?!» – «Ну все, мира не будет! Я ведь тебя спросил: ты хочешь быть мирным?»

«Вот ты, жена, хочешь быть мирной? Хочешь на всяком месте иметь мир? Начни заботиться обо всех членах своей семьи».

Я и мужа твоего спрашиваю: «Хочешь быть мирным на всяком месте? Начни заботиться обо всех членах твоей семьи: жене, детях. Начни! И будет мир, который нигде не поколеблется».

Но я не спрашиваю всех! Я спрашиваю каждого, как здесь и говорится: «Кто хочет жить мирно?» Он не хочет, она не хочет, а ты хочешь? Начни заботиться о других! Если ты в семье, начни заботиться о муже, детях, жене, маме, папе, соседях. Если это касается общины, начни заботиться о храме, обо всех: людях, о той женщине у подсвечника, о батюшке, пономаре, о нищей у храма. И тогда будет мир у тебя всегда и везде.

Но есть очень-очень много людей, которые безо всяких этих слов преподобного Ефрема Сирина, а в силу евангельского сюжета, евангельского слова говорят: «Ну все, буду заботиться!» И на какое-то время человека хватает. Обычно ненадолго, но иногда и надолго. Но рано или поздно (лучше раньше, толку будет больше) к нему приходит мысль: «Почему я? Почему я только должен заботиться обо всех? Почему не они? Почему не он, не она, не дети? Ну почему только я? Все я, я, только я! Почему только я один? Почему на мне все едут? Не могу я так больше! Несправедливо это, неправильно! Не хочу я так больше!» И всё, мир кончился – и началась война: свары, ругань, выяснение отношений, кто больше делает, кто не делает, кому надо мыть посуду, кому надо чистить подсвечники, кому мыть полы, кому ремонтировать храм, кому идти в магазин...

Все это бесконечно, бесконечно. «А ты что сделал для семьи?! Я же тебе говорила! Почему никто не чистит? Сколько можно призывать?! Почему никто не моет? А ты сам-то посмотри! Почему батюшка с нами не работает? Почему не работаете, когда все работают?!» Бесконечное, бесконечное выяснение отношений. И мира уже не будет.

Вопрос звучит как обращение к каждому человеку: «Ты-то сам хочешь быть мирным? Ты хочешь? Вот тебе и путь!» Тебя не спрашивают: «Как они? Почему они? А сей же что?» Это вообще не твоя забота. Тебя спрашивают: «Ты хочешь?» И тебе указывают путь. Каждого спрашивают: «Ты хочешь?!» Он говорит: «Не хочу!» Ну и все, его оставляют в покое – он не хочет быть мирным, он хочет быть в постоянном сварливом состоянии. К тебе обращена речь: «Ты хочешь? Тогда делай так, как говорит Христос, делай так, как говорит здесь преподобный Ефрем Сирин».

А Христос говорит об этом. Вот, скажем, он омывает ноги Своим ученикам. Здорово! На самом деле очень удивительно! Когда думаешь об этом или когда присутствуешь на чине омовения ног, когда твой митрополит моет тебе ноги, насколько возможно, ты прикасаешься к этой непостижимой тайне. Ты готов сгореть, но нельзя, потому что Господин твой должен вымыть тебе ноги.

Но мы не про тех, кому моют, мы про тех, кто моет. Христос ведь моет ноги не только Своим ученикам, Он моет их всем и всегда. Он смывает Своей кровью нашу грязь. Когда мы падаем, Он вытаскивает нас из грязи. Священник пройдет мимо; социальные службы пройдут мимо, а Христос спустится в эту вонючую, смрадную яму, запачкает Свои одежды, но вытащит нас. Это Его служение нам, Он его делает сейчас: Он мне омывает ноги, Он мою грязь очищает Своей кровью, даже не водой и не слезами, а Своей кровью очищает мою грязь, в которой я извозился. Если я христианин, как же я могу делать иначе?

Или Христос говорит: Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 44). Кто хочет быть первым не над всеми, а кто хочет быть первым на пути в Царствие Божье. Кто хочет войти туда, в Царство мира и любви, служи всем! А остальные просто не хотят.

Ну и понятно, сам Крест есть служение, чтобы понести наши немощи, наши грехи, наши болезни. Поэтому мы, вспоминая все это про Христа, вспоминая все, что написано (множество и других слов можно вспомнить), вот с этим вопросом «Почему я?!» должны упереться лицом в язвы Христовы на ногах. Вот туда ткнуться и услышать, как Он тебе говорит. Нет, Он не спрашивает, хотя мог бы, наверное, сказать: «Почему Я?! Что Я сделал? Почему Я должен за тебя висеть? Ты грешишь, а Мне больно! Ты вот сейчас умылся, поцеловал Мои раны и пошел дальше грешить. А Я здесь буду висеть до скончания мира!» Но Он этого не скажет, никогда и никому!

Ты, припав к этим язвам, думаешь: «Что это я такое говорю? Я же хочу спастись! Потому что я христианин! Потому что крест для меня что-то значит. Потому что он у меня на груди висит, если только висит, должен вообще-то врасти в грудь мою, запечататься в сердце. Я же назвался христианином».

А Он сказал: «Кто хочет быть Моим учеником, возьми крест и следуй за Мной!» (см. Мк. 8, 34). Я говорю: «Нет, я не хочу быть Твоим учеником. Я не хочу нести крест. Я буду жить как хочу, поэтому заботиться о других, служить другим, терпеть других – это, увольте, не для меня». Все честно! И Он говорит: «Да-да! Все понял, оставайся. Я подойду к тебе еще. Через 10, через 20, через 30, через 60 лет приду еще. Может, ты передумаешь, но пока не смею мешать. Живи как хочешь».

Но вот человек говорит: «Да, да, Господи! Хочу, хочу! Хочу с Тобой, хочу к Тебе, чтобы быть в Твоем Царстве, чтобы прикоснуться к Твоей любви!» Тогда Он говорит: «Вот тебе крест – вот эти люди. Да, знаю, они грешные, немощные, гордые, они больные. Я их даю тебе, чтобы ты им служил. Будешь их терпеть, молиться о том, чтобы терпение переросло в любовь, терпеливо нести их немощи, исполняя закон любви, молиться за них, тогда ты будешь со Мной. Тебе никогда не вынести того, что вынес Я, – говорит Христос. – Ты никогда не будешь распят за грех мира, никогда не будешь вмещать всю ту ненависть и злобу мира против тебя. Но разделить это со Мной ты сможешь. И чем глубже разделишь, чем больше будешь страдать со Мной на кресте, тем больше будут в тебе дары любви и жизни». Мы же для того и крестимся, чтобы они воссияли!

Этот вопрос очень важен! Если человек как можно раньше ответит на вопрос, почему он это делает, тогда это будет не просто человекоугодием, или малодушием, или раболепством, или просто каким-то филантропством, альтруизмом, это будет исполнением заповеди Божьей, а значит – созиданием человека. Чем позже человек задаст вопрос, тем труднее ему будет вернуться к этому деланию именно как к заповеди Божьей. Но все равно рано или поздно он начнет не просто это делать из жалости к людям, любования собой, из идей альтруизма, или пацифизма, или еще чего-нибудь, а потому, что он понял, что он – христианин, и Христос так делал и призывает нас к этому делу.

А в итоге, скажем, 158-й абзац говорит:

…А сварливый и злонравный никогда не успокоится.

А что такое – «сварливый»? Сварливый – это как раз тот, кто постоянно недоволен действиями других людей, постоянно видит в них зло, недостатки и разного рода неправильность. Свара – это и есть замечание, цепляние, постоянное дергание другого человека. И человек постепенно делается сварливым. Сначала он обращает внимание на реальные недостатки, начинает отчитывать человека за эти недостатки. Если он не остановится (или Бог его не остановит), то потом начинает цепляться и к мнимым недостаткам тоже. И тогда это уже совсем законченная сварливость.

185-й абзац:

Радоваться и веселиться о преуспеянии ближнего есть черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого.

«Радоваться и веселиться об успехах ближнего» – это красиво сказано, и все-таки это признак и черта совершенства. Нам больше знакомо другое: не радоваться и не веселиться об успехах другого человека. Как в фильме «Остров» старец Анатолий спрашивает у отца Иова: «За что Каин убил своего брата Авеля? За что он его возненавидел?» Ответ подразумевает – из зависти. Таким образом, старец Анатолий обличает своего собрата в том, что он завистлив. Хотя, конечно, отец Иов вовсе не такой, но он предупреждает: в принципе, ты можешь пойти путем Каина. А почему фарисеи убили Христа? Что Он сделал им плохого? Почему они Его убили? Та же самая зависть.

Когда человек маленький (маленький не в смысле возраста, а просто человек, не обладающий какими-то высокими способностями, талантами, возможностями, обычный такой «всеэпохный» Акакий Акакиевич, обыкновенный, простой человек), его тоже может мучить зависть к тому, что у кого-то молодая жена, у кого-то зарплата больше, машина лучше, квартира больше, у кого-то все есть, а у него ничего нет, даже здоровья. Это все может тревожить, волновать человека даже маленького, естественно. И он тоже может завидовать. Это очень больно, очень трудно, мучительно для человека завидующего.

Но самая опасная зависть – это зависть успешного человека к успеху другого человека. Как раз те самые случаи, о которых мы уже сказали: когда Каин убивает своего брата Авеля, когда фарисеи убивают Христа. В обоих этих случаях люди, убивающие, ведь были до этого успешными, они были великими, знаменитыми, они несли на себе любовь и заботу Божью и близких, родных им людей. И вдруг появляется кто-то, на кого смотрят лучше, с кем говорят ласковее, у кого получается лучше, чем у них. И вот это начинает возмущать, начинает именно отравлять человека страшным-престрашным ядом.

История, Библейская история в первую очередь, грозно предупреждает: нельзя недооценивать зависть! Нельзя! Это страшный грех, страшная змея, приводящая к убийству и своей души, и того, кого ты убиваешь.

Именно из зависти ведь в конце концов сатана сделал то, что сделал. Из зависти сатана восстал против Бога, из зависти он убил человека. Все, что делается самого страшного, самого плохого, самого ужасного в этом мире, делается из зависти.

Поэтому преподобный Ефрем и говорит так категорично, что человек, который не может радоваться успехам ближнего, свидетельствует о том, что в сердце у него злой нрав, что это злой человек. Когда ты недоволен похвалой, сделанной другому человеку, когда в тебе нет довольства, нет радости, нет благодарности, вообще ничего нет, кроме раздражения по поводу похвалы другому человеку, то ты злой человек.

Мы ненавидим разных убийц, мы ненавидим развратников, ненавидим очень часто наркоманов. Но самое страшное зло в этом мире – это зависть. И человек завидующий носит в себе самый опасный грех, которым совершены самые страшные дела от падения с небес до убийства Христа.

Мы считаем зависть за пустяк. Мы не радуемся тому, что сосед сделал ремонт или купил новую машину. Мы не радуемся однокласснику, у которого папа богатый человек. Мы не радуемся однокурснику, у которого самая красивая девушка на курсе или которому дали красный диплом. Мы не радуемся и этим свидетельствуем о страшном бедствии внутри нашего сердца, о том, что оно у нас злое.

Это не просто некая там зависть. Это страшное зло, поселившееся в нашем сердце. Мы недооцениваем степень этого зла, вред зависти. Для нас это просто пустяк. И как только мы заболели завистью, мы сразу же и не замечаем ничего, хотя наше сердце уже отравлено злом, отравлено пустотой, мраком. Надо срочно начинать молиться, надо срочно начинать плакать, то есть делать то, что очищает наше сердце. Если мы не начнем делать это сразу же, то будет все плохо. Мы можем стать Каином и даже не заметить этого. Да, может быть, в силу обстоятельств эпохи, обстоятельств души мы не убьем человека, но сердце-то у нас будет сердцем Каина со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому, как только мы почувствовали зависть, почувствовали, что радость ближнего нас не радует, срочно нужно начинать молиться. А для этого нужно научиться честно смотреть в собственное сердце. Если я не рад тому, что другому хорошо, если похвала, сделанная другому человеку, не вдохновляет меня, в моем сердце появляются какие-то злые помыслы, то я притворщик, лицемер, на самом деле во мне зло.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать