Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 6 августа, Православная Церковь совершает память святителя Георгия, архиепископа Могилевского (1795).
Родился будущий святитель в 1717 году в городе Нежине, который тогда уже принадлежал России, в семье украинских дворян Конисских. Учился в Киево-Могилянской академии, которую окончил «с особым отличием». В стенах этого учебного заведения Григорий изучил различные иностранные языки (польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий), а также поэтику, философию, богословие, при этом проявил особый талант к поэзии. Киевская академия в ту пору давала очень хорошее образование; об уровне ее выпускников свидетельствует тот факт, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой.
После окончания академии Григорий принял монашеский постриг с именем Георгий, но был оставлен преподавателем на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни, написал драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался даже А. С. Пушкин.
С 1747 года будущий святитель возглавил кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он стал ректором академии, профессором богословия. Георгий Конисский считался лучшим (после Феофана Прокоповича) профессором академии в XVIII веке. С 1752 года он был назначен архимандритом Киево-Братского монастыря.
В 1755-м будущий святитель назначается белорусским епископом. Он переезжает в город Могилев. С 1783 года Георгий Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода. Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав Речи Посполитой, оставалась только одна-единственная православная епархия с центром в Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства обсуждался вопрос об уничтожении и этой едва уцелевшей епархии.
Радостная встреча святителя Георгия с могилевской паствой не смогла скрыть от него того ужасного упадка Православной Церкви, который был вызван многими годами преследований. Святитель с первых же дней после вступления на должность писал множество донесений в Сенат о притеснениях православных, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей.
Одновременно он заботился и о распространении православного учения, для чего открыл в 1757 году типографию при архиерейском доме и выпустил творение Феофана Прокоповича – православный «Катехизис, или краткое начальное христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный». Эту востребованную книгу он бесплатно разослал по храмам епархии. В этот же период святителем Георгием был основан целый ряд школ, наподобие братских церковных училищ.
Постоянно заботясь о более высоком уровне образования духовенства, могилевский святитель открыл при Спасском монастыре духовную семинарию. Для того чтобы более успешно противостоять униатству, преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о могилевских православных церквях.
Архиепископ Георгий много радел о благосостоянии и устроении Могилевской епархии. В 1780 году было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой был пополнен из числа выпускников Киевской академии. Георгий Конисский заботился и о чистоте православного обряда, о чем свидетельствует грамота, изданная против обливания водой при крещении. Им была составлена также грамота против корыстолюбия священников, написаны статьи против безверия, распространяемого французским «мыслителем» Вольтером.
Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года преставился ко Господу.
Святитель Георгий Конисский был погребен в Могилеве, в Спасо-Преображенской церкви, неподалеку от архиерейского дома. Господь прославил его останки нетлением: во время нашествия французов в 1812 году захватчики открыли раку с телом святителя и засвидетельствовали нетленные мощи.
Память епископа Георгия начали чтить почти сразу после его кончины.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
мученицы Христины Тирской (ок. 300);
мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида (1015);
преподобного Поликарпа Печерского, архимандрита (1182);
обретение мощей преподобного Далмата Исетского (1994);
сщмч. Алфея Корбанского, диакона (1937);
испп. Николая Понгильского (1942) и Иоанна Оленевского (Калинина) (1951).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 10 октября. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!