Церковный календарь 25 мая. Вознесение Господне

25 мая 2023 г.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 25 мая, Православная Церковь празднует Вознесение Господне.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. Видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Событие вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (см. Лк. 24, 50–51) и Деяниях святых апостолов (см. Деян. 1, 9–11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (см. Мк. 16, 19).

Согласно этим повествованиям, после Своего воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см. Ин. 16, 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см. Лк. 24, 49; Деян. 1, 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо.

В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе Пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (см. Лк. 24, 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см. Деян. 2, 1–4).

В Деяниях апостолов период явлений воскресшего Христа (и следовательно, период от воскресения до вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными сорокадневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа: от Его рождения до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см. Лк. 2, 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см. Мф. 4, 1–2; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1–2).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его воскресения и вознесения.

После Своего вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (см. Ин. 6, 22–71)).

Об искупительном значении вознесения говорится в Послании к Евреям (см. Евр. 1, 3; 9, 12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своею Кровию в небесное святилище (см. Евр. 9, 12, 24–26).

Главным следствием вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (см. Деян. 7, 55–56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (см. Деян. 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (см. Мф. 24, 30; Лк. 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго Пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках») будут только те, которые «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Епифания, епископа Кипрского (403);

свт. Германа, патриарха Константинопольского (740);

сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление, 1913);

прп. Дионисия Радонежского, архимандрита (1633);

прав. Симеона Верхотурского (Меркушинского) (второе обретение мощей, 1989);

свтт. Савина, архиепископа Кипрского (V), и Полувия, епископа Ринокирского (V);

мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.);

мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня);

сщмч. Петра Попова, пресвитера (1937);

мц. Евдокии Мартишкиной (1938).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и праздником Вознесения Господня! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать