Церковный календарь 21 мая. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Преподобный Арсений Великий

21 мая 2023 г.

Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 21 мая, – Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Православная Церковь совершает память преподобного Арсения Великого (449–450).

Преподобный Арсений родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Он изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал греческий язык и латинский, однако оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег еллинским любомудрием, посвящая себя на служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий, правивший в то время восточной половиной Римской империи, искал для своих сыновей Аркадия и Гонория учителя, который научил бы их и философии, и Божественной мудрости не только словом, но и примером своей добродетельной жизни. Услышав об образованности и благочестии диакона Арсения, он поручил ему воспитание своих сыновей. Против воли, но с усердием занялся преподобный образованием юношей. Однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни.

Преподобный Арсений стал со слезами молиться Богу, чтобы Он направил его на путь спасительный. И однажды услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей и спасешься». Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню.

Проходя послушание под руководством преподобного аввы Иоанна Колова, преподобный Арсений вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов-пустынников. Когда он опять молился, чтобы Господь научил его спастись, то в ответ на это был голос с неба, говоривший: «Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании, это корень добродетели». С тех пор преподобный Арсений поселился вне скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия. Приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, он ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание.

Когда иноки, подвизавшиеся в скитской пустыне, спрашивали его, почему он скрывается даже от них, святой отвечал: «Знает Бог, как я люблю вас, но я не могу пребывать одновременно и с Богом, и с людьми. Потому что на небе хотя и очень много вышних сил – тысячи тысяч или десятков тысяч, но все они имеют одну волю и потому единодушно славят Бога, а на земле много воль человеческих, и у каждого человека свои мысли, свои различные намерения. И потому я не могу, оставив Бога, жить с людьми».

Преподобный Арсений говорил о себе, что он ни в чем не нуждается, потому что он умер для мира – и пусть никто не считает его более живым (то есть живущим для мира).

Один странствующий инок, посетив преподобного, не услышал от него ни одного слова, а когда пришел к преподобному Моисею, тот принял его с радостью, предложил отдохнуть и подкрепиться пищею. И инок признал лучшим преподобного Моисея, оказавшего ему большую любовь. Другой инок, узнав об этом, стал молиться Богу, говоря так: «Господи! Скажи мне, кто из них более совершенный и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли, кто скрывается от людей ради Тебя, или тот, кто принимает всех тоже ради Тебя?» И в ответ на молитву свою этот любомудрый инок имел следующее видение.

Ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке. В одном корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине, в другом был преподобный Моисей, кораблем же его управляли ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея. Об этом видении инок тот рассказал другим, более опытным подвижникам, и все нашли, что более совершенный преподобный Арсений, пребывающий в молчании, нежели преподобный Моисей, принимающий странников, потому что с первым пребывал Сам Бог, со вторым же были только святые ангелы.

Преподобный Арсений продолжал пребывать в безмолвии, все более и более углубляясь в богомыслии. Он пылал столь сильной любовью к Богу, что постоянно был как бы в огне по причине своих пламенных молитв. Преподобный не всегда подвизался на одном и том же месте, но иногда переселялся из скитской пустыни в более уединенные и безмолвные места, удаляясь от приходящих для беседы людей, так как они нарушали его душевный покой.

Великий подвижник и безмолвник провел пятьдесят лет в иноческих трудах и подвигах, постом и молитвой благоугождая Богу. В ските он пробыл сорок лет, десять лет жил на месте, называвшемся Трогин, около Вавилона, напротив города Мемфиса; затем пробыл три года в Канопе, близ Александрии, и в некоторых других пустынных местах, так что никто не знал его образа жизни. Потом он снова возвратился в Трогин, прожил там два года и там же почил о Господе в возрасте 95 лет в 449 году или в начале 450 года, заслужив от современников название Великого.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117);

прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена, игумена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах;

мч. Никифора Зайцева (1942).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать